Зинаида Карташова
Преемственность основных образовательных программ дошкольного, начального общего и основного общего образования
▼ Скачать + Заказать документы
Преемственность основных образовательных программ дошкольного, начального общего и основного общего образования.
Здравствуйте, уважаемые участники семинара.
Спасибо, что вы нашли время и посетили наш небольшой сибирский городок с его неповторимой историей и архитектурой, который по праву считается Город- музей под открытым небом.
Наше образовательное учреждение единственное в городе, в котором имеется дошкольный уровень образования.
Публикация «Преемственность основных образовательных программ дошкольного, начального общего и основного общего образования» размещена в разделах
- Основная образовательная программа ДОУ
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- Темочки
От того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь дальнейший путь к знаниям.
Василий. Александрович Сухомлинский.
Школа не должна вносить резкой перемены в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера… Пусть новое проявляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений… В. А. Сухомлинский
Для начала выделим понятие «преемственность».
1. Преемственность – это связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, когда новое сменяет старое, но сохраняет в себе некоторые его элементы.
2. Преемственность в обществе – это передача и усвоение социальных и культурных ценностей от поколения к поколению.
3. Преемственность в образовании – это система связей, которая обеспечивает взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания для создания единой непрерывной образовательной деятельности на смежных этапах становления и развития ребенка
На современном этапе преемственность в обучении рассматривается как одно из условий постоянного образования обучающегося и предусматривает реализацию основных видов преемственности, таких как :
- целевая преемственность – это согласованность целей и задач образовательной деятельности на отдельных уровнях становления и развития обучающихся ;
- содержательная преемственность – это объединение содержания, повторения, разработки единых курсов постижения и изучения отдельных учебных программ;
- психологическая преемственность – это совершенствование форм организации учебной деятельности и способов обучения с учетом общих возрастных особенностей каждого обучающегося ;
- административная преемственность – это отработанная нормативно-правовая база образовательного учреждения;
- технологическая преемственность – это преемственность форм, средств, приемов и методов воспитания и обучения, а также создание новых методик, технологий, разработка общих подходов к организации образовательной деятельности на всех ее уровнях
Преемственность дошкольного и начального общего образования в МБОУ «ООШ №12» опирается на Концепцию содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено, утвержденную Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17.06.2003 г, в которой непрерывность дошкольного и начального общего образования рассматривается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждом уровне образования для обеспечения преемственности в развитии обучающегося
В ФЗ «Об образовании в РФ» 2012 года, который вступил в силу с 1 сентября 2013 в гл 1ст. 2 в основных понятиях уже заложена преемственность :
Обучающийся - физическое лицо, осваивающее образовательную программу
(воспитанники, учащиеся, студенты)
Образовательная организация- некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности, ради достижения которых такая организация создана (детские сады, школы, лицеи и т. д)
Образовательная деятельность- деятельность по реализации образовательных программ (урочная, внеурочная)
Установлены следующие уровни общего образования :
Дошкольное образование
Начальное общее, основное общее и среднее общее образование, т. е дошкольное образование тоже поставлено на уровень, что способствует непрерывности образования.
Принимаются
ФГОС НОО 6 октября 2009 № 373 вступил в силу 01 01.2010
ФГОС ООО от 17 декабря 2010 г. N 1897
ФГОС ДО от 17 октября 2013 г, вступил в силу с 01.01.2014
ФГОС представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего образования.
Реализация ФГОС начинается в учреждении через ООП ДО, НОО, ООО которые разрабатываются учреждением самостоятельно, но на основании требовании ФГОС
1. к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного, начального общего и основного общего образования;
2. к структуре основной образовательной программы дошкольного, начального общего и основного общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений;
3. к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного, начального общего и основного общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.
Обеспечивается преемственность целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках основных образовательных программ уже всех уровней образования, а не только дошкольного и начального общего образования.
Наличие единых концептуальных подходов к определению целей, задач и содержания образования на каждом его уровне с учетом их преемственности и перспективности обеспечивает полноценное развитие обучающегося от данного уровня образования к последующему.
На уровне дошкольного образования основной целью реализации основной образовательной программы является формирование у воспитанников подготовительные интересы к обучению, качества, необходимые для овладения учебной деятельностью - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения и др. в формировании у детей предпосылок универсальных учебных действий.
При получении начального общего образования у учащихся формируются основы умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебной деятельности;
При получении основного общего образования основной целью является научить учащихся добывать знания самостоятельно
Таким образом, дошкольное образование – это стартовая площадка к образовательной деятельности.
Программы всех уровней состоят из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими.
Программы включают три основных раздела : целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.
В основу ООП положена единая теоретическая основа - системно-деятельностный подход, как механизм достижения цели и основного результата образования – становления будущей личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных понятий, познания и освоения мира
-воспитание и развитие качеств личности;
-формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
-активная познавательная деятельность учащихся;
-построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Основа преемственности в условиях реализации ООП призвана помочь учащимся в полной мере проявлять свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал. Успешность реализации этих задач во многом зависит от сформированности у обучающихся познавательных интересов в детском саду. И дает возможность развивать самостоятельность в использовании знаний на последующих уровнях образования
Интерес обучающегося к обучению - это его память, внимание, мышление. Развитие познавательного интереса решается средствами преемственности на разных уровнях обучения. Учащегося необходимо научить думать, пояснять получаемые итоги, сопостовлять, высказывать предположения, проверять, правильны ли они, наблюдать, обобщать и делать выводы
Принципиально изменились ориентиры современной школы, основная задача которой сегодня – это развитие надпредметных навыков, универсальных учебных действий, позволяющих перевести учащегося в режим саморазвития. Под результатами образования понимаются не столько предметные знания, сколько умения применять эти знания в практической деятельности.
Преемственность ООП прослеживается и в результатах их освоения: личностные, метапредметные (универсальные учебные действия, предметные.
Отличие в том, что в программе ДО имеются только личностные результаты, которые представлены как целевые ориентиры, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений воспитанника на этапе завершения уровня дошкольного образования. и не подлежат непосредственной оценке.
Результаты освоения ООП НОО: личностные (не подлежат индивидуальной персонифицированной оценке, метапредметные (универсальные учебные действия) и предметные результаты подлежат промежуточной и итоговой индивидуальной оценке)
Освоение Программы ДО не сопровождается проведением промежуточной аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.
Для реализации ООП всех уровней в учреждении созданы все условия:
В Учреждении работает стабильный педагогический коллектив с высоким образовательным уровнем, квалификационной подготовкой. В коллективе сложился собственный психологический климат, требовательность к коллегам, верность традициям.
Материально-технические условия реализации ООП соответствуют действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда
Учащиеся на уровне начального общего образования обучаются на 1 и 2 этаже здания Учреждения в закрепленных за каждым классом учебном помещении. Образовательная деятельность учащихся на уровне основного общего образования организована по классно-кабинетной системе.
Каждый кабинет оснащен современным оборудованием.
При получении ДО, НОО, ООО выпускники будут
Выпускник ДО Выпускник НОО Выпускник ООО
Имеющий первичные представления о семье, себе, обществе и государстве, мире Физически развитый, овладевший основными культурно – гигиеническими
навыками.
Любознательный, активный Эмоционально отзывчивый Овладевший средствами общения и
способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками
Способный управлять своим поведением, планировать свои действия соблюдать нормы и правила поведения
любящий свой народ, свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
любознательный, активно и Заинтересованно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Любящий свой край и свое Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
Осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством;
уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.
Все уровни образования связаны между собой последовательной, цепной, непрерывной связью
Преемственность ООП придает образовательной деятельности целостный, последовательный и перспективный характер. Все программы реализуются не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи, что способствует повышению качества образования.