Галина Нецветаева
Преемственность детского сада и школы в рамках реализации годового плана работы ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Середкинский детский сад»
Преемственность детского сада и школы
в рамках реализации
годового плана работы ДОУ
(из опыта работы)
Воспитатель Нецветаева Г. Д.
сентябрь 2022г.
Темочки:
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- Темочки
Проблема преемственности между детским садом и школой существует уже давно, но сейчас, эта проблема стала актуальной, так как различия в требованиях к уровню знаний, умений и навыков, получаемых детьми на разных этапах образования, существенны. Поэтому основная стратегия педагогов при осуществлении преемственности детского сада и школы в соответствии с ФГОС — «научить учиться». Причем желание и умение учиться начинают формировать не в школе, а в раннем дошкольном возрасте.
Преемственность – это, своего рода, стыковка двух ступеней образования, и она должна проходить успешно. Педагоги детского сада должны знать те требования, которые будут предъявляться к первокласснику в школе. Учителя начальной школы должны владеть содержанием программы дошкольного образования. Нам, педагогам дошкольного образования, необходимо чётко понимать, к чему готовить своих воспитанников.
Выпускники МБДОУ «Середкинский д/с» продолжают обучение в МБОУ «Середкинская СОШ». Следовательно, наши выпускники должны
соответствовать предполагаемому этой школой образу первоклассника. Нами был составлен план работы по преемственности ДОУ и школы. Целью которого является - реализация единой линии развития ребёнка на этапах дошкольного и начального школьного детства, на основе целостного, последовательного педагогического процесса.
Результатом осуществления воспитательно-образовательного процесса является качественная подготовка детей к обучению в школе. Через различные формы работы.
Формы работы с воспитанниками :
-экскурсии в школу с воспитанниками старшей группы с целью расширения представлений детей о школе;
-развивающие игры и задания.
Формы работы с педагогами :
-взаимопосещения уроков в первом классе школы и открытых занятий в старшей разновозрастной группе. После занятий педагоги имеют возможность совместно обсудить проблемы и скорректировать свою деятельность, что даёт возможность совершенствовать методы обучения детей;
-проведение диагностики по определению готовности воспитанников к обучению в школе с целью определения уровня готовности воспитанников ДОУ к обучению в школе;
-сбор информации о выпускниках ДОУ (собеседование с учителями начальной школы об адаптации воспитанников). Педагоги ДОУ интересуются о том, как дети прошли период адаптации к школьному обучению с тем, чтобы выявить положительные стороны и проанализировать недостатки. Нами были проанализированы причины несовпадений, которые заключались в специфике дошкольного возраста, предполагаемой потери знаний в летний период, адаптационный период первоклассников, логопедические проблемы и проблемы здоровья ребенка, некорректное оценивание результатов педагогической диагностики.
-семинары, круглые столы. Данные формы работы позволяют педагогам и учителям начальной школы обсудить проблемы в развитии детей, построить целостный процесс выбора форм и методов обучения, найти единые требования для обеспечения преемственности.
Формы работы с родителями (законными представителями) :
-организация тематических выставок. Педагоги таким образом демонстрируют родителям важные разделы программы, успехи детей по ее освоению.
-проведение педагогического консультирования с целью профилактики семейного неблагополучия, повышение психолого-педагогической
грамотности родителей;
-проведение совместных родительских собраний с педагогами ДОУ и учителями школы способствует созданию условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе;
-анкетирование и тестирование проводится с целью создания условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.
Современному воспитателю необходимо владеть целым арсеналом развивающих технологий, позволяющих стимулировать познавательную активность и интересы ребёнка, реагировать на возникающие изменения, происходящие в содержании образования. Так формируя логико-математические представления у дошкольников мы создали в группе математический центр «Умники и умницы». Здесь представлены материалы, которые дети могут вынести на удобные столы, играть на коврике, у магнитной доски: счётные палочки, кубики с цифрами и знаками, пазлы с арифметическими примерами, пособия на нахождение сходства и различия, головоломки, задачи – шутки, коллажи, дидактические, развивающие и логико-математические игры, направленные на развитие познавательной активности, а также игры на развитие вычислительной и счётной деятельности, психических процессов: «Часть и целое», «Логические цепочки», «Собери сороконожку», «Помоги утятам», «Геометрия для малышей», «Закономерности», «Найди цифру».
Среди дидактических игр, прежде всего, есть игры на сравнение предметов по различным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу, функции, на группировку по свойствам.
Таким образом, используя развивающие технологии, включали дошкольников подготовительной группы в игры с математическим содержанием, поддерживая интерес воспитанников к интеллектуальной деятельности, где они могут проявить настойчивость и целеустремленность.
Учителями даны рекомендации педагогам ДОУ с целью развития связной речи, фантазии, творческого мышления, использования речевых игр, как «Шкатулка со сказками», «Хорошо-плохо», «Собери поезд».
Например, игра «Собери поезд» На доске прикреплены картинки. На них изображены различные предметы: ложка, пылесос, ваза, тарелка, поливочная машина и т. д. Картинки – это «вагоны», их нужно поставить друг за другом так, чтобы между стоящими «вагонами» можно было установить какую-либо связь. Группа детей «собирает» поезд: за ложкой ставит тарелку, т. к. это посуда, за тарелкой – вазу, т. к. обе сделаны из фарфора. Далее поедет поливочная машина, т. к. и в вазу, и в поливочную машину наливают воду. За поливочной машиной – пылесос, потому что они машины и служат для уборки пыли, грязи. Картинки на доске переместились – поезд готов! Выбирается «машинист», он проверяет, как «скреплены вагоны» — повторяет связи между предметами. Использование методов образовательной эвристики в развитии дошкольников также направлены на развитие всех компонентов их образовательной траектории. Воспитанник ставит свои собственные образовательные цели, открывает знания. Это такие методы как,
*«Вживание (эмпатия)» – «вселение» ребенка в состояние изучаемого объекта, «очеловечивание» предмета посредством чувственно-образных и мыслительных представлений и познание его изнутри. Педагог помогает этому процессу, применяя словесные рекомендации: «Представь себе, что ты - буква «О». Какая ты? Для чего ты существуешь? Кто твои друзья? Что нравится делать?
* «Образное видение» - эмоционально-образное исследование изучаемого объекта. Предлагается, например, глядя на букву «Ж», нарисовать, на что она похожа. Также предлагаются детям старшего возраста следующие задания:
* «Оживить» каждую букву, нарисовать её в цвете, изобразить при помощи своего тела;
* Слепить из пластилина или смоделировать из конструктора изученные буквы.
В связи с распространением Ковид-19 не все мероприятия были реализованы, так не удалось провести посещение детьми подготовительной подгруппы детей курса занятий в марте-апреле.
Практика нашего ДОУ показывает, что дети, получающие дошкольное образование в детском саду, имеют более тесное взаимодействие с младшими школьниками, будущим учителем, раскрепощаются, раскрываются в совместных мероприятиях, при проведении праздников и утренников, при посещении школы. Став первоклассниками, бывшие выпускники успешнее адаптируются в новых условиях.
Так коротко, мы сегодня осветили нашу работу по преемственности между дошкольным и начальным образованием
Рефлексия «Светофор»
Уважаемые коллеги, прошу вас выбрать сигнал светофора!
Красный – совсем непонятно и замудренно
Жёлтый– надо повторить ещё раз и попытаться разобраться
Зелёный – всё легко и просто, пригодится в работе
У меня на этом все! Спасибо за внимание!