Работкина Ксения Рахибовна
Использование лэпбука с детьми дошкольного возраста в работе педагога-психолога
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время дошкольники демонстрируют нелюбовь к выполнению трудных заданий и избегание их выполнения. С другой стороны, современный мир предъявляет требования, для выполнения которых необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение. Для решения этого конфликта от педагогов, работающих в дошкольных учреждениях, требуется не только всё имеющееся педагогическое мастерство, но и умение целенаправленно применять современные образовательные технологии в своей практической деятельности. Одним среди множества современных технологий и средств подачи новых знаний или их обобщения является лэпбук.
Публикация «Использование лэпбука с детьми дошкольного возраста в работе педагога-психолога» размещена в разделах
Лэпбук – это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид совместной деятельности – ребёнка, воспитателей, логопеда, родителей.
Лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде:
Трансформируемость – лэпбук позволяет менять пространство в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Вариативность – постоянная сменяемость игрового материала, обеспечивающего свободный выбор детей, появление новых материалов, стимулирующих детей к активности.
Полифункциональность – использование папки в различных видах детской деятельности, можно использовать в работе индивидуально, со всей группой, подгруппой детей.
Доступность – обеспечивает все виды детской активности, доступен для детей с ОВЗ, и для детей-инвалидов, возможно использование в любом пространстве и помещении, где осуществляется образовательная деятельность, в том числе и на прогулочном участке ДОУ.
Насыщенность – среда соответствует содержанию образовательной программы, возрастным особенностям детей : в одной книге можно собрать много информации по определенной теме, использовать лэпбук в различных видах детской деятельности (игровой, познавательной, исследовательской и творческой).
Первоначально лэпбуки были разработаны в 1970-х калифорнийскими преподавателями в США. Теории и технологии, которые легли в основу лэпбука :
• Теория активного обучения;
• Теория Множественности интеллекта (Ховард Гарднер);
• Планирование обучения в обратном порядке (Грант Уиггинс и Джей Мак-Тай);
• Кооперативное взаимодействие;
• Прием визуального представления;
• Концепция спиральной учебной программы Джерома Брунера[]
Лэпбук состоит из папки разной формы, в которую вклеиваются кармашки, книжки-раскладушки, окошки, различные подвижные детали с наглядной информацией, с речевым материалом: стихи, загадки, небольшие сказки и рассказы, оформленные в виде книжки-раскладушки, сюжетные картинки, дидактические игры.
Одним словом, в одной папке собрана вся информация, которая поможет детям, имеющие разные психологические проблемы, более эффективно включиться в работу, развивать коммуникативные умения, знакомится с эмоциями, совершенствовать произвольность и саморегуляцию, способствовать развитию познавательных процессов и психических процессов у детей.
Преимущества использования лэпбука : он информативен и полифункционален;; пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера); обладает дидактическими свойствами, является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства; вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части). Структура и содержание лэпбука доступны детям дошкольного возраста; лэпбук обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников. []
Использование лэпбуков помогают не только в процессе получения и обобщения знаний, но и в формировании личностных качеств у детей с ОВЗ: уверенности в собственных силах, самостоятельности, любознательности, инициативности, а также позволяет восполнить недостаточность общения, расширению кругозора, обогащению жизненного опыта.
Направленность психологических лэпбуков разнообразна : развитие эмоциональной сферы («Мир моих эмоций», «Знакомство с чувствами», «Регулятор настроения», развитие восприятия («Цвета и формы», «Фигуры и формы», «Цветотерапия», развитие психологической готовность к школьному обучению («Моя будущая школа», «Играем в школу», развитие коммуникативных умений («Вежливые слова», «Что будет, если…», «Правила поведения»). Так же лэпбук может быть тематическим, например, «Как я провел свое лето», «Осень», «Зимние забавы», «Овощи и фрукты», тогда такой лэпбук заполняется заданиями на развитие всех психических процессов.
В практике работы с детьми лэпбук используется на индивидуальных и подгрупповых занятиях по коррекции эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной сферы, развитию психических процессов; также в свободной деятельности используются карточки и игры из лэпбуков для формирования позитивной мотивации к обучению.
Рассмотрим это на примере лэпбука «Мои эмоции», направленного на развитие эмоциональной сферы детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
«Посмотри и покажи», «Сложи эмоцию», «Гномики и грибочки» и другие.
Игра «Часики моего настроение» направлена на осознание своего эмоционального состояния. Дети на часах показывают своё настроение и можно проследить его в динамике, в начале и в конце занятия.
Цель игры «Найди пару» развитие внимания. Детям предлагается найти мальчиков и девочек с одинаковым эмоциональным состоянием.
Карточки из кармашка «Дорожки» можно использовать разными способами. Один из вариантов игры, это выкладывать дорожки из одного эмоционального состояния. Когда ребенок с этим заданием справляется задачу можно усложнить. Перед ребенком выкладываются картинки с чередующими способом, допустим «гнев-радость-гнев», а ребенку предлагают продолжить дорожку. Другой способ использования карточек из этого кармашка – это игра «Мемори», направленная на развитие внимание и памяти. Можно, использовать эти карточки в для игры «Четвертый лишний» для развития мышления. Ещё один способ использовать карточки из кармашка «Дорожки» - игра «Посмотри и покажи». Ребенок в закрытом режиме вытягивает картинку с эмоцией и показывает это эмоциональное состояние. Другие участники угадывают, что показывает ведущий. Эта игра развивает умение выражать эмоции, а так же понимать настроение других людей.
Игра «Путешествие в мир эмоций» нацелена на развитие внимания, обучение нахождению заданных эмоций, развитие эмоциональной сферы, развитие наблюдательности, формирование умения определять эмоциональное состояние по различным признакам (выражение лица, поза). Игроки кидают кубик и должны на скорость найти марку с такой эмоцией, тот, кто сделал это первым, закрывает ее своей фишкой. Если игроки одновременно нашли марку, она никому не засчитывается. Выигрывает тот, кто первым закроет 5 марок.
Так же в лэпбуке «Мои эмоции» есть кармашек с карточками для составления рассказа. Эта игра способствует ознакомлению детей с различными проявлениями эмоций людей, а также развивает монологическую и диалогическую речь, мышление, воображение, внимание и память.
Игра «Запомни эмоцию» направлена развитие памяти, закрепление умения находить одинаковое выражение лица. Ведущий выкладывает из одного набора задание на закрывающемся поле. Остальные игроки должны посмотреть и запомнить не только выражения лиц, но и их расположение на поле. Затем ведущий закрывает поле, игроки повторяют. Выигрывает тот, кто правильно расположил большее число лиц. Начинать можно с 3-4 лиц, усложняя постепенно до 5-7.
Игра «Нарисуй свою эмоцию» формирует умение выражать эмоции, настроение художественными приемами, способствует развитию воображения и самовыражения личности. Потребуются такие материалы как картинки с лицами и карандаши.
Игры в лэпбуке можно постоянно менять в зависимости от возраста детей и проводить ремонт. Такая интерактивная книжка рассчитана на любой возраст.
И так как лэпбук — это очень эффективный способ развития психических процессов, эмоционально-волевой и интеллектуальной сферы у детей дошкольного возраста.
Библиографический список:
Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: Материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 162–164.
Новикова Е. В. Лэпбук как средство обучения детей дошкольного возраста в условиях ФГОС // Молодой ученый. — 2018. — №11. — С. 182-185. — URL https://moluch.ru/archive/197/48837/ ( дата обращения: 29.10.2018).
Marcarelli, K. Teaching Science With Interactive Notebooks [Текст]/ K. Marcarelli. – Corwin Press, 2010. – 173 с.