Галина Александровна Кочурова
Представление самообразование «Развитие музыкальных способностей детей посредствам дидактических игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Представление самообразование
"Развитие музыкальных способностей детей посредствам дидактических игр"
подготовила:Кочурова Галина Александровна
Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей велико. Музыка, как и любое другое искусство, способно воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно – эстетическим переживаниям, к активному мышлению.
Публикация «Представление самообразование „Развитие музыкальных способностей детей посредствам дидактических игр“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие : формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, развиваются музыкальные способности.
Применение музыкально-дидактической игры, которые в свою очередь взаимодействуют на ребенка комплексно, вызывают у них зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым расширяя музыкальное восприятие в целом.
Именно поэтому в своей педагогической деятельности тема по развитию музыкальных способностей дошкольников посредством музыкально-дидактических игр стала для меня приоритетным направлением.
Цель: Помочь детям активно войти в мир музыки, стимулировать развитие музыкально-сенсорных способностей, научить различать свойство музыкального звука с помощью наглядно-слухового и наглядно - зрительных методов музыкального воспитания.
Цель работы определила и поставила следующие задачи:
1. Раскрыть значение музыкально-дидактических пособий и игр, обследовать методы их воздействия на развитие музыкально-сенсорных способностей;
2. Совершенствовать формы и методы обучения в процессе использования музыкально - дидактических игр в различных видах музыкальной деятельности;
3. Наработать вспомогательный музыкально - дидактический материал и использовать его в учебно-педагогическом процессе;
4. Проанализировать полученные результаты.
На первом этапе работы по теме самообразования я стала изучать литературу.
В настоящее время формированию музыкально-сенсорных способностей детей уделяется мало внимания. А между тем исследования таких известных педагогов, как Выготский Л. С., Теплов Б. М., Радынова О. П., Каплунова И. М., Новоскольцева И. А. доказывают возможность и необходимость формирования памяти, воображения, мышления, способностей у всех детей без исключения.
Для своей работы основополагающими источниками литературы по развитию детей средствами музыкально-дидактических игр стали работы Н. А. Ветлугиной, Л. Н. Комисаровой, И. Л. Дзержинской, А. В. Запорожца, А. П. Усовой, Н. Г. Кононовой, Э. П. Костиной.
Поэтому на втором этапе своей работы по теме самообразования я ставлю задачу : изучить, собрать, а затем самостоятельно создать необходимый методический материал для дальнейшей работы, для применения полученных знаний на практике. На этом этапе планирую наработать следующий материал:
• картотека музыкально-дидактических игр;
• перспективный план работы с детьми по музыкальному развитию посредством музыкально-дидактических игр;
На третьем этапе работы по теме самообразования планирую провести практическую часть, анализ работы и оформить результат. Разместить презентацию работы в интернет ресурсах.
В практическую часть входит:
• консультации для родителей;
• открытое мероприятие для педагогов с использованием музыкально-дидактических игр
• открытое мероприятие для родителей с использованием музыкально-дидактических игр.
Список литературы
1. Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкальноговоспитания в детском саду : учеб. Пособие для студентов педагогических институтов. - М. : просвещение,
1983. - 255 с.
2. Ветлугина Н. А. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр. М., 1958.
3. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Пособие для воспитателя детского сада. М. : Просвещение, 1978. - 96 с.
4. Дошкольная педагогика: учеб. Пособие для студ. Пед. ин-тов / Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. - М. : Просвещение, 1983. - 304 с.
5. Каплунова И. М. Этот удивительный ритм: Кн. для воспитателя и муз. руководителя дет. сада. - С-П. : Изд. «Композитор», 2005.
6. Комисарова Л. Н., Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников: Пособие для воспитателей и муз. руководителей дет. садов. - М. : просвещение, 1986. - 144 с.
7. Кононова Н. Г. Музыкально - дидактические игры для дошкольников: Из опыта работы муз. руководителя. - М. : Просвещение, 1982. - 96с., ил.
8. Радынова О. П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников: Учеб. Для студ. высш. и сред. пед. учеб. завед. - 2-е из. - М. : Издательский центр
«Академия», 1998. - 240 с.
9. Радынова О. П. Слушаем музыку : Кн. для воспитателя и муз. руководителя дет. сада. - М. : Просвещение, 1990. - 160с.
10. интернет-источник: www.maam.ru
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать с дошкольного возраста. Развитие музыкальных способностей – одна из главных задач музыкального воспитания детей.
Восприятие музыки – сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у дошкольников пока нет. Поэтому необходимо научить ребенка разбираться в особенностях музыки как вида искусства, сознательно акцентировать его внимание на средствах музыкальной выразительности (темп, динамика, различать музыкальные произведения по жанру, характеру.