Ольга Гераськина
Развитие познавательной активности дошкольников с помощью занимательных игр математического содержания
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие познавательной активности дошкольников с помощью занимательных игр математического содержания».
1. Актуальность и перспективность опыта
Публикация «Развитие познавательной активности дошкольников с помощью занимательных игр математического содержания» размещена в разделах
- Игры для детей
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Проблема развития познавательной активности дошкольников – одна из самых актуальных, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности. Активность является предпосылкой формирования умственных качеств личности, ее самостоятельности и инициативности. Проблема познавательной активности отражает очень сложные взаимодействия психофизиологических, биологических и социальных условий развития. Познавательная активность при правильной педагогической организации деятельности воспитанников и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должна стать устойчивой чертой личности дошкольника, так как она оказывает сильное влияние на его развитие.
2. Условия формирования опыта
Формирование элементарных математических представлений является наиболее важной темой во всестороннем развитии детей. За последние десятилетия в общественном устройстве и в сознании людей произошли большие изменения. Это касается всех сфер человеческой деятельности, и в частности развития детей дошкольного возраста.
Первоклассников в школе хотят видеть подготовленными, умеющими мыслить, рассуждать, грамотно формулировать и не бояться высказывать свои мысли вслух.
В век нанотехнологий происходит искусственное ускорение темпов развития детей. И в связи с этим, эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста с учетом сензитивных периодов развития – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
На современном этапе развития дошкольного образования, в соответствии с ФГОС, такая форма работы, как занятие, теряет свою актуальность. Возрастает роль игры. Играя, ребенок овладевает определенными качествами личности, становится любознательным и активным. Дошкольник решает задачи адекватные возрасту, имеет первичные представления о ближайшем социуме, овладевает универсальными предпосылками учебной деятельности. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр. При этом роль занимательного материала определяется с учетом возрастных возможностей детей: активизировать умственную деятельность, заинтересовать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять и углублять математические представления. Любая математическая задача на смекалку, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая замаскирована занимательным сюжетом, условием задачи. Основная цель использования занимательного материала - развитие познавательной активности.
3. Теоретическая база опыта
Проблеме познавательной активности, способам и методам активизации учебной деятельности были посвящены исследования Л. С. Выготского, П. И. Гальперина, Л. И. Божович, В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева, А. М. Матюшкина, А. В. Петровского, Н. Ф. Талызиной, Т. И. Шамовой, Г. М. Щукиной, Д. Б. Эльконина, И. С. Якиманской. В отечественной дошкольной педагогике изучены различные формы познавательной активности детей : любознательность (Д. Б. Годовикова, Т. М. Землянухина, познавательные интересы (Т. А. Куликова, Н. Г. Маркова и др).
Проследив эффективность использования занимательных игр в развитии познавательной активности дошкольников, мною было принято решение подобрать и изучить методическую литературу по данной теме:
1. Метлина Л. С. Математика в детском саду. - М., 1984.
2. Л. В. Михайлова «Математика это интересно».
3. Михайлова З. А. Игровые задачи для дошкольников : Кн. для воспитателя детского сада. - СПб. : Акцент, 1996. - 128 с.
4. И. В. Скворцова «Сто логических игр».
5. Никитин Б. П. Развивающие игры. - М., 1981.
6. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе. - М., Просвещение, 1979.
7. Леушина А. М. Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста : Учеб. пос. – М., 1974
8. Попова В. И. Игра помогает учиться. //Начальная школа, 1997, №5. 12.
9. Математика от трех до семи / Учебное методическое пособие для воспитателей детских садов. – М., 2001
10. «Играем в числа» - серия пособий
11. .В. П. Новикова, Л. И. Тихонова "Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал" от 3 до 7 лет, 2008 г.
12. Литвинова, М. Ф. Играют непоседы. Издательство: Сфера,2012г
13. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста/Сост. Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. М., 1989.
4 Технология опыта
Новизна опыта заключается в использовании занимательных игр на занятиях по формированию элементарных математических представлений. В занимательных играх есть возможность развивать познавательную активность, формировать новые знания.
Цель педагогического опыта: выявить возможности занимательных игр математического содержания, как средства развития познавательной активности при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.
Задачи :
- изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме;
- изучить и определить теоретические предпосылки исследования в современной педагогической литературе;
- изучить передовой педагогический опыт использования занимательных игр, как средств развития познавательной активности дошкольников в процессе ФЭМП;
- изучить воздействие занимательных игр на мыслительные процессы дошкольников;
- активизировать совместную деятельность родителей и воспитателя по формированию элементарных математических представлений у дошкольников.
Для решения поставленных задач мною была проведена следующая работа:
• создана соответствующая развивающая среда;
• разработан перспективный план по данной теме для детей старшего дошкольного возраста;
• составлена картотека занимательных игр;
• оформлена папка с консультациями для родителей и воспитателей.
Чтобы реализовать поставленные мною задачи, я организовала педагогический процесс так, чтобы каждый ребенок играл, развивался и обучался одновременно.
Обязательным условием развития познавательной активности, считаю обогащение развивающей среды. Это наличие интересных занимательных игр. Благоприятные условия для развития интеллекта ребёнка складываются в игровой деятельности. Для этого в группе создала центр «Весёлая математика» - это специально отведённое, тематически оснащённое играми, пособиями и материалами место. В него вошли занимательные игры по формированию интереса к деятельности с числами, геометрическими фигурами, величинами. Предлагаемые настольно-печатные игры позволяют развивать логическое мышление, навыки счета, знакомят с цифрами, способствуют развитию внимания, усидчивости. Я предоставляю детям возможность выбирать интересующую их игру и играть индивидуально или совместно с другими детьми. Играя, ребенок знает, что не получит отрицательной оценки и он чувствует себя внутренне раскованным за счет поддержки взрослыми его творческих начинаний. В результате дети становятся более общительными, высказывают свои суждения и предположения, проявляют большой интерес к занятиям.
В своей работе я использую занимательные игры, подобранные по теме занятия. Это дает возможность целенаправленно развивать познавательную активность ребенка, смекалку и сообразительность (палочки Кюизенера, блоки Дьенеша и тд).
Занимательная форма заданий превращает занятия в праздник. Используем игры со счетными палочками. Дети учатся изображать узоры по образцу, по памяти, затем задания усложняются.
Всю работу организовываю с учётом индивидуальных особенностей детей. Предлагаю ребёнку игру, ориентируясь на уровень его умственного развития, вовлекаю в игры малоактивных, заинтересовываю их, помогаю освоить игру.
Для поддержания интереса, мною используются следующие формы работы с детьми: индивидуальная работа, игра-путешествие, викторина, математический КВН.
Важная составляющая – это работа с родителями. Только совместная работа воспитателей и родителей по обучению детей математике будет способствовать всестороннему развитию дошкольников, подготовке к обучению в школе. Мной был составлен план взаимодействия с родителями воспитанников, в который включены следующие формы работы:
• -индивидуальные беседы;
• -консультации;
• -родительские собрания;
• -оформление папок-передвижек;
• -привлечение к участию в обогащении развивающей среды в условиях детского сада. Индивидуальные беседы и консультации помогли установить доверительные отношения с родителями и привлечь их к участию в решении проблемы.
Работа по данной теме позволила повысить уровень познавательной активности у дошкольников.
5. Анализ результативности опыта
В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика - это мощный фактор формирования познавательных и творческих способностей ребенка. Самое главное - это привить интерес к познанию. Для этого образовательная деятельность должна проходить в увлекательной игровой форме.
Благодаря занимательным играм, удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем пробуждается интерес и к самому предмету обучения. Дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, писать.
Используя занимательные игры в работе с детьми, я убедилась в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания. Подтверждением того служат результаты диагностики, которые показывают положительную динамику.