ирина осадчая
Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста с использованием кругов Леонарда Эйлера
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста с использованием кругов Леонарда Эйлера»
Подготовила воспитатель:
Осадчая И. П.
Программа в соответствии с ФГОС направлена на создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей, сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Публикация «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста с использованием кругов Леонарда Эйлера» размещена в разделах
Сегодня очень актуальной является проблема использования, создания новых приемов, способов, технологий педагогической деятельности, ориентированных на развитие способностей и возможностей ребенка.
В данной работе мы используем технологию развития логического мышления детей дошкольного возраста с применением кругов Леонарда Эйлера.
Использование кругов Эйлера является одним из подходов к реализации принципа наглядности, помогает отобразить отношения между понятиями или множествами объектов и является средством развития логического мышления.
Цель: Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста
Задачи:
- познакомить с кругами Эйлера;
- познакомить с особенностями применения в работе кругов Эйлера с детьми дошкольного возраста по развитию логического мышления;
- формирование логических действий у дошкольников используя круги Эйлера.
Круги Эйлера были изобретены Леонардом Эйлером в 18 веке и с тех пор широко используются в математике, логике и в различных прикладных направлениях. Учитывая простоту и наглядность модели кругов Эйлера, она может с успехом использоваться в детском саду.
Круги Эйлера - это геометрическая схема, с помощью которой можно наглядно отобразить отношения между понятиями или множествами объектов.
Новизна состоит в том, чтобы еще в детском возрасте иметь возможность развивать и корректировать логическое мышление дошкольников, что имеет большое значение в решении математических задач.
Мы думаем, что использование кругов Эйлера приведет к активизации детского механизма саморазвития, в результате которого логическое мышление дошкольников преобразуется на качественно новый уровень.
Навыки, умения работать с моделями (кругами Эйлера, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для универсальных учебных действий.
Существуют несколько моделей кругов :
а) непересекающиеся круги;
б) пересекающиеся круги;
в) один круг вложен в другой.
В своей практике для этого мы используем обычные обручи и плоскостные круги.
Круги Эйлера можно использовать как в различных образовательных областях: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», так и в самостоятельной деятельности детей и в ходе режимных моментов. Используя круги Эйлера, ребенок овладевает следующими элементами логических действий :
1) анализ
2) сравнение
3) классификация
4) обобщение
Работа по обучению разделения на множества и подмножества должна идти в несколько этапов, с постепенным усложнением. Начать применять данную технологию можно с детьми младшего возраста. Для начала мы объясняем, что означает «положить в круг, обруч», и что такое «положить предмет вне круга». Затем можно приступать к распределению предметов на два круга.
По мере усвоения материала задания постепенно усложняются.
1. Игра «Разложи, не спеши»
Цель: закрепление понятий «внутри круга», «вне круга».
Ход игры: раскладывается круг красного цвета. Дети располагают все большие зелёные фигуры внутри круга, а все маленькие красные фигуры «вне» красного круга.
2. Игра «Подумай и разложи»
Цель: формирование понятий «внутри круга», «вне круга», формирование операций классификации, развитие логического мышления.
Ход игры: раскладывается круг синего цвета. Ребёнку дается задание поместить внутрь круга только фигуры синего цвета, а вне круга расположить остальные фигуры. В процессе игры другой ребёнок самостоятельно выбирает основной цвет (размер, форму) фигур, также меняются цвета кругов.
3. Игра «Разложи по цвету»
Цель: формирование операций классификации по одному признаку.
Ход игры: круги раскладываются, не пересекаясь. В желтый круг дети помещают все фигуры жёлтого цвета, в синий -все фигуры синего цвета, в красный-красного цвета, в зелёный- все фигуры зелёного цвета.
4. Игра «Овощи-фрукты» и «Съедобные и несъедобные грибы»
Цель: Классификация по одному признаку
Ход игры: раскладывается два круга разных цветов, не пересекаясь. Детям даётся задание поместить в один круг все фрукты, а в другой все овощи, так же с грибами- в один круг съедобные, а в другой несъедобные.
5. Игра «Маленький- большой» вариант 1
Цель: формирование операций классификации по двум признакам, развитие логического мышления.
Ход игры: раскладывается два круга одинакового цвета, не пересекаясь. Детям даётся задание поместить в один круг все синие фигуры маленького размера, в другой круг все синие фигуры большого размера.
Игра «Маленький - большой» вариант 2
Цель: формирование операций классификации по двум признакам, развитие логического мышления.
Ход игры: Раскладывается два круга разного цвета, не пересекаясь. Детям даётся задание поместить в желтый круг все желтые фигуры маленького размера, в зеленый круг все зеленые фигуры большого размера.
6. Игра «Толстый - тонкий»
Цель: закрепление понятий «толстый», «тонкий», формирование логической операции классификация по определённому признаку.
Ход игры: круги раскладываются, не пересекаясь. В зелёный круг дети помещают все толстые фигуры, в красный – все тонкие фигуры.
7. Игра «Не большой, не маленький; не круглый не квадратный…»
Цель: формирование операций классификации по двум признакам с отрицанием, развитие логического мышления.
Ход игры: раскладывается два круга красного и жёлтого цвета. Детям даётся задание поместить в красный круг все красные фигуры, но не круглые; в желтый круг - все жёлтые фигуры, но не треугольники.
8. Игра «Что внутри?»
Цель: формирование операций классификации по нескольким признакам, развитие логического мышления.
Ход игры: раскладывается два круга разного цвета. Детям даётся задание разложить фигуры так, чтобы внутри синего круга оказались все круглые фигуры, а внутри жёлтого – все желтые. У детей возникает затруднение, куда положить желтые круги. Их место в общей части двух кругов. Показать пересечение кругов и туда поместить желтые круги.
Вывод
Используя в работе с детьми данную технологию, мы способствуем развитию у них умений анализировать объекты с целью выделения признаков, осуществлять анализ, то есть составлять целое из частей, в том числе самостоятельно достраивая множества недостающими компонентами, умений сравнивать и классифицировать, обобщать, делать выводы и умозаключения, строить логические цепочки, рассуждать, которые необходимы ребенку при подготовке к обучению в школе.