Татьяна Молохова
Представление опыта работы «Особенности организации экспериментирования младших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Я считаю, что первые основы экологической культуры и природоохранного сознания должны прививаться детям с раннего возраста. Организация экспериментирования, проведение опытов – один из эффективных путей экологического образования дошкольников. В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и моя задача - удовлетворить потребность детей, что в свою очередь приведет к интеллектуальному и эмоциональному развитию.
Публикация «Представление опыта работы „Особенности организации экспериментирования младших дошкольников“» размещена в разделах
Экспериментирование - деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах. При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят творческий характер.
При помощи экспериментирования я хочу видеть своих воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. Превращение ребенка в творческую личность зависит во многом от меня, от технологии педагогического процесса, в связи с этим, одна из основных задач поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Цель моей работы : расширение знаний детей об окружающем мире в процессе опытно-экспериментальной деятельности.
Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:
Познавательные: Расширить и систематизировать элементарные, естественнонаучные и экологические представления детей;
Развивающие: развивать стремления к поисково-познавательной деятельности; способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами; развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы;
Воспитательные: воспитывать интерес к познанию окружающего мира; стимулировать желания детей экспериментировать; формировать коммуникативные навыки детей.
Предполагаемый результат :
- расширение знаний о свойствах воды, воздуха, песка, и их роли в окружающем мире; -проявление устойчивого познавательного интереса к экспериментированию; - развитие наблюдательности; - развитие умения осознанно выбирать предметы и материалы для самостоятельной деятельности; - проявление инициативы и творчества в решении поставленных задач.
Для работы по опытно – экспериментальной деятельности в своей группе я организовала центр детского экспериментирования :
-центр природы,
-набор дидактических игр
-картотека с опытами
Основное оборудование:
Приборы – помощники: разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и формы. Природный материал: камешки, вода, песок, ракушки, шишки, листья деревьев, семена и т. д. Коллекции: пуговиц, сыпучих материалов, перьев, т. д. Утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, пробки т. д. Прочие материалы: воздушные шары, мука, соль, сито, сахар и т. д.
Дополнительное оборудование: Детские фартуки или халаты, салфетки, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.
Со своей группой я уже проводила опыты :
«Какая бывает вода». Узнавали о свойствах воды (прозрачная, без запаха). «Мутная и разноцветная водица». Развивали представление о том, что прозрачная вода может быть мутной и разноцветной. «Сладкая водичка». Формировали представление о том, что в воде растворяются вещество сахар. «Поиграем с песком». Давала детям представление о свойствах песка. «Холодный – горячий». Определяли с детьми температуру воды. «Тяжелый – легкий». Учились определять и группировать предметы по весу. «Ветер, ветер ты могуч» Знакомились с природным явлением – ветер. «Веточки» Наблюдали за появлением листочков на веточках и многое др.
Так же нам ещё с детьми предстоит познакомиться со свойствами снега.
«Какой снег». Познакомить со свойствами снега (белый, пушистый). «Откуда сосулька». Познакомить детей об образовании льда. «Как превратить снег в воду». Формировать простейшие представления о свойствах снега.
Выбор вида экспериментирования зависит от индивидуальных особенностей детей, условий в группе, времени года, целей и задач, которые я ставлю перед собой.
В процессе экспериментирования я придерживаюсь следующих правил:
детское экспериментирование свободно от обязательности: я не могу
заставить ребенка, во время любого эксперимента ребенок должен захотеть
этим заниматься;
- не следует строго придерживаться заранее намеченного плана: можно
разрешать детям варьировать условия опыта по своему усмотрению, если это
не уводит слишком далеко от цели занятия и не наносит вреда
дети не могут работать, не разговаривая: лишение детей возможности
общаться друг с другом наносит ущерб личности в целом.
необходимо учитывать право ребенка на ошибку.
соблюдение правил безопасности – это предмет особого внимания.
Исследовательская деятельность, которую я стараюсь включать в разные виды деятельности, способствуют приобретению более содержательных сведений о предметах ближайшего окружения и жизни детей
Таким образом, я считаю, что систематическая, специально организованная работа по экспериментированию как средство познавательного развития младших дошкольников позволит качественно изменить уровень знаний детей об окружающей действительности и явлениях природы.