Ирина Зюкова
Представление опыта работы «Формирование трудовой деятельности дошкольников на огороде детского сада»
▼ Скачать + Заказать документы
2 слайд
Цель : Расширять представления детей об окружающем мире растений и прививать трудовые навыки, посредством совместного создания огорода на участке детского сада. Формирование у детей положительного отношения к труду, желания и умения трудиться, нравственно ценных качеств, уважения к труду взрослых.
Задачи
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Огород. Конспекты занятий
- Опыт работы, практика
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
- воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям, осознанно – правильное отношение к природе родного края, к труду человека;
-раскрывать творческий потенциал детей, содействовать проявлению инициативы и самостоятельности дошкольников;
- формировать ответственность;
-способствовать формированию трудовых навыков и объединению детского коллектива;
- формировать элементарные экологические представления у дошкольников;
3 слайд
Трудовое воспитание является важным фактором в воспитании и развитие ребенка дошкольного возраста. Выполняя трудовые поручения на огороде, на клумбах, дети перенимают опыт, начиная с подготовки почвы для посева семян. Совместный труд на огороде даёт возможность научиться ответственности, способствует формированию трудовых навыков и объединению детского коллектива.
4 слайд
Мир растений привлекает детей своим разнообразием в любое время года. А летом особенно, ведь это цветение трав и плодоношение овощных культур. Но, к сожалению, не каждый малыш может увидеть все это в условиях города. Поэтому в дошкольном учреждении необходимо создать такие условия, чтобы любой ребенок мог не только понаблюдать за растениями, а также принять участие в работе по их выращиванию.
5 слайд
Совместная трудовая деятельность на огороде детского сада, выращивание растений могут принимать различные формы и проходить с разной степенью участия как взрослых, так и детей. Дошкольники могут стать участниками этой деятельности тремя способами :
- Через рассказ воспитателя о разных делах и событиях в ДОУ;
- Через наблюдение деятельности взрослых;
- Посредством своего практического участия.
6 слайд
Каждый возраст характеризуется своими особенностями.
Начиная с младшей группы, проводится подготовительная работа (работа в уголке природы). На том этапе я приучала детей к выполнению простейших поручений: с помощью воспитателя поливать комнатные растения, вытирать большие листья, сеять крупные семена цветов, сеять лук.
7 слайд
Далее наши ребята уже могли выполнять трудовые поручения, самостоятельно заботиться о растениях. Передо мной стояла задача воспитать настойчивость и привычку прилагать трудовые усилия для достижения цели, навыки несложной коллективной работы. Постепенно готовила к пониманию того, что для жизни и роста растений нужно создавать благоприятные условия (определяется почва, солнечный свет, тепло, влага и т. д.).
8 слайд
Начиная с младшей группы, каждый год мы сажали «Огород на окне». Дети узнали много нового, принимая активное участие в интересном деле – сами сажали лук, сеяли семена петрушки, укропа, салата, а затем с нетерпением ждали, когда появятся первые всходы, выглянут зелёные перышки лука. Дети с удовольствие ухаживали за своими «грядками» : поливали, рыхлили землю.
9 слайд
Трудовая деятельность на огороде зависит от возраста детей:
Младшим дошкольникам, для которых характерна неустойчивость внимания, целесообразнее иметь грядки в непосредственной близости от игровой площадки. Таким образом, малыши могут в любой момент понаблюдать за растениями на своём огороде или выполнить поручение воспитателя. Для начала можно им поручить посев растений, имеющих крупные семена, в частности бобовых, или посадку лука. Впоследствии они будут поливать их, выщипывать траву, наблюдать за ростом и плодоношением собственноручно посаженных овощей.
10 слайд
В средней группе в добавление к вышесказанному учим поливать грядки и клумбы, пропалывать грядки с растениями, ярко отличающимися от сорняков (лук, салат, пользоваться граблями, рыхлить землю в междурядьях.
11 слайд
При рыхлении, полива – дети обращали внимание на различные свойства почвы (сухая, влажная) и изменение во внешнем виде растения до полива, рыхления и после. Выполняли трудовые поручения самостоятельно, заботились о растениях на участке вместе с воспитателем выращивали овощи, цветы (при вскопке очищали землю от камней и палок, систематически поливали грядки, клумбы, рыхлили землю, собирали овощи). Вся работа детей по уходу за растениями проходила под постоянным наблюдением педагога. Я показывала и объясняла, сколько воды надо растению, как рыхлить землю, чтобы не повредить корни.
12 слайд
В старшей и подготовительной группах дети уже умеют перекапывать почву, сеять семена, поливать растения, рыхлить землю, пропалывать грядки, собирать совместно с педагогом урожай. Так же можно познакомить их с некоторыми способами размножения растений. Ребята должны понимать, что растения могут быть выращены как из семян, так и из луковиц и клубней, и даже из отростков и черенков.
13 слайд
При сборе семян дети рассматривали семена, определяли, что они все разные, не похожие друг на друга, имеют свой цвет, размер и даже запах. Семена сажали в землю, и через неделю уже радовались первым всходам.
14 слайд
Детям старших групп можно предоставить практически полную свободу для творчества, естественно, под чутким руководством воспитателя. Вводим дежурство на огороде для ухода за растениями. Дежурные осуществляют повседневный уход за растениями на огороде : полив, прополку, сбор вредителей. Если работы много, то привлекается вся группа.
15сдайд
Для осуществления цели и задач мною были использованы следующие
методы и приемы:
-Игровые приемы (сюжетно-ролевые игры, дидактические, создание игровых ситуаций).
-Словесные методы (беседы, рассказ воспитателя, объяснения, советы и указания, чтение художественной литературы, потешки, пословицы и пр.).
-Наглядные методы (рассматривание предметных и сюжетных картинок, тематических альбомов о труде взрослых, о трудовых действиях детей, наблюдение.
16 слайд
Совместно с детьми вели календари наблюдений за ростом и развитием растений.
17 слайд
Родители совместно с детьми делали сообщения про растения.
18 слайд
Проводились совместные с родителями выставки, конкурсы «Что нам осень принесла», «Чудо овощ». Параллельно знакомила с трудом взрослых, которые работают с землей (агрономы, садоводы, фермеры).
19 слайд
Вывод
Для того, чтобы дети трудились с удовольствием необходимо создавать эмоционально-положительную атмосферу. Когда ребенок видит, что взрослые трудятся с удовольствием, не «ропщут» на трудности, радуются удаче, результату, ему хочется трудиться так же. Важно, чтобы сам процесс труда доставлял детям радость. Эмоциональный накал повышается, когда вместе с детьми трудятся взрослые, особенно родители. Работая в цветнике и в огороде, дети получили представление о выращивании растений из семян; одновременно закреплялись знания о том, что для роста и развития растений необходимы свет, влага, тепло, питательная земля и хороший уход. Наличие огорода в детском саду является одним из условий, которое необходимо для осуществления трудового воспитания детей. Огород в детском саду – это ещё и возможность видеть результаты своей работы.