Людмила Ширяева
Предметно-развивающая среда логопедического кабинета в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Предметно-развивающая среда логопедического кабинета в ДОУ
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в ДОУ – одна из основных требований образовательных программ, является неотъемлемым компонентом педагогического процесса. Данная проблема разрабатывалась рядом известных психологов и педагогов (Т. В. Антонова, О. В. Артамонова, Т. Н. Доронова, Е. В. Зворыгина, Н. Т. Гринявичене, Л. М. Кларина, В. И. Логинова, С. Л. Новоселова, Г. Н. Пантелеев, Л. Н. Пантелеева, Л. А. Парамонова, В. А. Петровский, Л. А. Смывина, Л. П. Стрелкова). По концепции С. Л. Новоселовой: «Развивающая предметная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально модернизирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащенная развивающая среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечение разнообразной деятельности ребенка».
Публикация «Предметно-развивающая среда логопедического кабинета в ДОУ» размещена в разделах
- Логопедические кабинеты. Образовательная среда
- Оформление детских садов
- Оформление кабинетов в ДОУ
- Работа логопеда. Логопедия
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования ставит к развивающей предметно-пространственной среде определённые требования. В соответствии с новыми федеральными государственными стандартами развивающая предметно-пространственная среда определяется как «часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития».
Важно, что предметно-развивающая среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. От того, в каких взаимоотношениях со средой находится ребенок, с учетом изменений, происходящих в нем самом и в среде, зависит динамика его развития, формирование качественно новых психических образований. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять. Только тогда среда способствует формированию познавательной, речевой, двигательной и творческой активности.
Кабинет логопеда ДОУ предназначен для оказания своевременной квалифицированной консультативно-методической, диагностической, коррекционной помощи детям, родителям и педагогам по вопросам развития, обучения, воспитания, адаптации ребёнка с проблемами развития.
В нашем детском саду созданы все условия для успешной коррекционной работы. Логопедический кабинет расположен на 3 этаже ДОУ. Имеется санузел. Кабинет представляет собой специально оборудованное помещение для подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми.
Предметная среда логопедического кабинета проектируется в соответствии с программой, которая реализуется в образовательном учреждении. Она создана с корригирующим, развивающим и оздоравливающим компонентами, систематизировано научно-методическое сопровождение образовательного процесса, ведётся логопедическая документация, функционирует информативный блок для педагогов и родителей.
Развивающая среда кабинета создавалась на основе принципов построения предметного пространства:
Доступность: материал для самостоятельной деятельности детей расположен на нижних открытых полках.
Системность: весь материал систематизирован по тематике. Составлен паспорт кабинета с перечислением имеющегося оборудования.
Здоровьесбережение: достаточное естественное основное и искусственное освещение, дополнительное освещение над зеркалом. Стены кабинета имеют светлый цвет, цвет мебели - пастельные тона.
Мобильность: дидактические пособия, планшеты легко снимаются и переносятся, детские столы отодвигаются, зеркало по мере необходимости закрывается шторой.
Вариативность: наглядно-методический материал и многие пособия многовариантны (в зависимости от возраста детей, задач обучения).
Эстетичность: наглядно-дидактические пособия и игры выполнены из ярких, современных, легко обрабатываемых материалов, эстетически оформлены.
Кабинет имеет несколько зон:
1. Приемная зона предназначена для беседы с родителями, педагогами.
- уголок логопеда – информационный стенд (фото учителей-логопедов, годовой план мероприятий, рубрика «Советы логопеда»);
- стенд достижений (дипломы, сертификаты конкурсов, почетные грамоты, благодарственные письма);
- комплект мягкой мебели;
- инструкция по ТБ;
- инструкция по ЧС.
- зеркало;
- гардероб;
- журнальный столик,
- часы.
2. Рабочая зона учителя-логопеда: ПК, компьютерный стол с полкой (медиатека, кресло, многофункциональное печатное устройство – сканер, принтер, копир.
3. Зона для индивидуальных занятий:
- настенное зеркало – предназначено для проведения артикуляционной гимнастики, знакомства с артикуляцией звуков, самостоятельного контроля детей над моторикой речевого аппарата;
- люминесцентная лампа для дополнительного освещения над зеркалом;
- 1 стол, 3 стула; комплект детской мягкой мебели (1 диван, 2 кресла);
- магнитная доска – для демонстрации наглядных пособий;
- наглядное пособие «Лягушка» (самодельное) для работы со звуком;
- настенный коврограф - методическое пособие «Ларчик» (авторы – Харько Т. Г., Воскобович В. В., вводит в занятие разнообразие, наглядность, динамизм игр;
- стенд артикуляционной гимнастики (самодельный, обеспечивает доступность, наглядность проведения артикуляционных упражнений;
- игротека для развития мелкой моторики содержит дидактические и развивающие игры, игрушки: стенд «Веселые колпачки» (авторский, самодельный, «Тактильная доска» (самодельная, «Сухой бассейн» (самодельная, «Яйца с сюрпризами», «Собери бусы», «Колбочки», «Волшебные прищепки», «Умные шнурочки», «Пальчиковый театр», «Составь фигуру из палочек» и т. д. ;
- напольное практическое пособие «Звуковая дорожка» (самодельное) для формирования звукового анализа, синтеза.
4. Учебная зона. Предназначена для проведения фронтальных занятий.
- 4 комплекта (парта+стул) на 8 детей;
- стол, стул педагога;
- наглядно-дидактическая игра «Играем со звуками» (самодельная) для автоматизации, дифференциации звуков.
- авторский стенд «Волшебное дерево» (самодельный) - многофункциональный наглядный материал для работы с буквами, картинками. (Задания: «Найди гласные буквы», «Найди картинки со звуком [с]» и т. д.)
- «Кукольный театр» для развития связной речи, просодической стороны речи, артистичности, а также для развития мелкой моторики;
- шкаф с сюжетно-ролевыми играми, игрушками;
5. Зона для массажа. Имеется:
- детская кушетка;
- тумба для хранения логопедических зондов, шпателей, материал для стерилизации;
- наглядный стенд – «Логопедический массаж лица», «Логопедический массаж язычной мускулатуры», «Точечный массаж при заикании».
6. Зона отдыха обеспечивает быстрое установление эмоционально положительного контакта между ребенком и взрослым, настраивает на эффективную, результативную работу.
- «Сухой бассейн» для релаксации;
- наглядный материал для мимической гимнастики;
- диван;
- телевизор с DVD;
- музыкальный центр;
- ионизатор 3 в 1 для релаксации (ионизатор, релаксатор, светильник);
- увлажнитель воздуха.
7. Учебно-методическая зона:
- картотека по лексическим темам (20 ячеек, по звукам (30 ячеек,
- документация логопеда (годовой план, перспективный план для фронтальных занятий, перспективные индивидуальные планы, календарные индивидуальные планы, журналы первичных обследований, речевые карты, конспекты занятий);
- материал для обследования слуха;
- материал по развитию связной речи;
- материал по развитию психических функций;
- практические пособия по развитию воздушной струи;
- научно-методическая, практическая литература.
- дидактические пособия М. Монтессори.
Правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда выполняет коррекционную, образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. А также имеет важное значение при формировании личности ребенка с речевыми проблемами. В красивом, уютном, привлекательном помещении ребенок качественно меняется. Это является оптимальным условием для коррекционной работы в целом. Таким образом, создание особого пространства в логопедическом кабинете – необходимое условие качественной коррекционной работы в детском саду.
Презентация кабинета в стихах.
Дорогие гости!
Предлагаем наш рассказ,
Мы надеемся, что будет
Интересным он для вас!
Давно кругом молва идет,
Что есть чудесная страна.
Зовется «Туллукчаан» она.
В том царстве кабинет наш есть.
Помощь логопеда
Очень нужна детям.
Нарушаются у них
Звуки, слоги и слова.
Чтобы личность развивать
Нужна хорошая среда.
Надо условия создавать,
Умения, навыки формировать.
А живут в том кабинете
Логопеды – мастерицы.
Теремок свой украшают,
Ребятишек здесь встречают.
Вот и гости в нашем царстве,
В царстве дружбы и добра -
Родители и педагоги.
Нам их поддержка так важна.
В теремке том непростом
Много зон есть нужных в нем.
Познакомиться поближе
Предлагаем мы сейчас.
Вот зона приемная,
Уютная, просторная.
Здесь советы получают
Мамы маленьких ребят.
В зоне рабочей
ПК и МФУ,
Современный логопед
Никуда без этих средств.
Индивидуальная зона
Принять ребенка рада.
Здесь со звуками играем,
Язычок свой тренируем.
Чтобы четко говорить
Надо пальчики развить,
А для этого всегда
Игротека есть у нас.
В учебной зоне
4 парты в ряд стоят.
Здесь со звуками играют,
Слово к слову подбирают.
Дерево волшебное выросло у нас.
Буквы и картинки радуют наш глаз.
Здесь на полке чинно в ряд,
Стоят игрушки, ждут ребят.
Все, что нужно для массажа
В этой зоне есть у нас.
Малыш здесь будет очень рад
Сказочный получить массаж.
Зона отдыха ласкает глаз:
Здесь есть чудо – водоем,
Дети любят «плавать» в нем,
На диване полежать и о чем – то помечтать.
Учебно – методическая зона.
Здесь для занятий все готово.
Картотека есть у нас,
Книги нужные для нас.
Волшебную дверь закрываем.
Мы очень старались для вас –
А вам понравилось у нас?