Ирина Мельникова
Развивающая предметно-пространственная среда логопедического кабинета в соответствии с ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
«В пустых стенах ребенок не заговорит….» - И. Е. Тихеева.
[Тихеева Е. И. Развитие речи детей стр. 6]
Актуальность данной проблемы обусловлена необходимостью совершенствования коррекционно–развивающей среды в дошкольных учреждениях в соответствии с новыми требованиями ФГОС дошкольного образования. Коррекционно-развивающая среда в отличие от предметно - развивающей решает основную задачу коррекционной помощи и организацию условий для исправления и преодоления, адаптации детей с отклонениями в развитии. Результаты логопедической работы зависят от многих факторов, но немаловажным моментом успешной коррекции речевых нарушений является создание оптимальной коррекционно-развивающей среды в логопедическом кабинете дошкольного учреждения.
Публикация «Развивающая предметно-пространственная среда логопедического кабинета в соответствии с ФГОС до» размещена в разделах
- Логопедические кабинеты. Образовательная среда
- Оформление детских садов
- Оформление кабинетов в ДОУ
- Работа логопеда. Логопедия
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
Преодоление различных видов речевых нарушений – процесс долгий, трудоёмкий, требующий от ребёнка длительного и устойчивого внимания, сосредоточенности, напряжения и волевых усилий. Детям с нарушениями речи это даётся очень нелегко, поэтому логопеды вынуждены искать новые формы, подходы, методы и приёмы взаимодействия с воспитанниками. Одна из таких форм - создание максимально комфортной, эстетичной, соответствующей современным требованиям образовательной среды для индивидуальной, фронтальной и подгрупповой логопедической работы.
При создании коррекционно – развивающей среды логопедического кабинета необходимо учитывать следующие принципы:
доступность: материал для свободной самостоятельной деятельности дошкольников на нижних открытых полках;
системность: весь материал систематизирован по центрам; каждому центру отведено отдельное место;
интеграция: материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей;
учё т возрастных особенностей детей: размеры мебели (1-я и 2-я группа, наглядно – дидактический материал и игры подобраны в соответствии с возрастом детей группы.
мобильность: настенные пособия легко снимаются со стен и переносятся; детские столы могут раздвигаться, сдвигаться или выносится из кабинета во время разнообразных видов деятельности;
вариативность: наглядно – методический материал, дидактические пособия и настольно – печатные пособия многовариантны (в зависимости от возраста детей, задач обучения) ;
эстетичность: мебель, наглядно – методические пособия и игры выполнены из современных, ярких, легко обрабатывающихся материалов, эстетически оформлены;
Речевое развитие – важнейшее условие полноценного развития детей. Для коррекции речевых недостатков обогащения и совершенствования речи необходимо создать благоприятную коррекционо-развивающую среду, которая бы служила интересам, потребностям и развитию речи детей, соответствовала возрасту и была ориентирована на «зону ближайшего развития».
Всё пространство кабинета разделено на центры, в соответствии с основными направлениями коррекционной работы.
Пространственно-организующим элементом первого центра служит настенное зеркало, перед которым проводится значительная часть занятий по постановке звуков и их первичной автоматизации, правильно определена высота над полом, продумано освещение, подобраны соответствующие стол и стулья. Для работы в этом центре имеются логопедические зонды, зеркала для индивидуальных занятий, ватные палочки, одноразовые шпатели, перчатки; дыхательные тренажёры, пузырьки, воздушные шары, мыльные пузыри, трубочки, картинки-символы для выполнения артикуляционных упражнений.
Второй центр кабинета является продолжением первого, названный – «Работа над звукопроизношением» и тесно связан с ним. Здесь подобран речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков (альбомы, пособия, рабочие тетради, дидактические игры: «Украсим ёлку», «Собери ромашку», «Логопедки» под рубрикой «Вундеркинд с пелёнок» и др.
Следующий центр «Развитие фонематического восприятия и обучение грамоте». В нем есть материал для различения фонетики близких звуков речи, и закрепления и дифференциации смешиваемых звуков: символы, характеризующие звуки, схемы, авторские дидактические игры: «Тим и Том», «Сколько звуков», пособие «Звуковая мозаика»; а также материал для работы по обучению грамоте. Палочки, тесёмки, фасоль, горох, элементы букв, буквы, пассы букв – всё это помогает детям лучше и быстрее усвоить изученную букву. Используя настольную магнитную доску, буквы, дидактические игры «Собери слово», «Слоги», «Азбука», дети составляют слоги, слова, упражняются в чтении. Большой интерес вызывает у детей пособие С. П. Цукановой «Формируем навыки чтения», которое позволяет, опираясь на предметные картинки определять наличие данного звука, его позицию в слове, читать слоги, слова, предложения.
Центр – «Развитие лексико-грамматических категорий». Подборка к лексическим темам предметных картинок, стихов, загадок, пословиц; дидактических игры по формированию грамматических категорий: «Антонимы», «Определения», «Чей, чья, чьё, чьи?», «Карусель из слов», пособия «В школу» позволяют решить коррекционные задачи данного направления, вызывают интерес у воспитанников, повышают мотивацию к учебной деятельности.
В центре «Развитие связной речи» сгруппированы игры и пособия, обучающие детей самостоятельно строить свои высказывания. Здесь находится огромное количество демонстрационного материала, который систематизирован и разложен по папкам («Описательные рассказы», «Рассказы по сюжетной картинке», «Рассказы по серии сложенных картинок», «Творческие рассказы», «Пересказ с опорой на наглядность»); дидактическое пособие «Обучение связной речи детей 5-6 (6-7) лет с опорой на картинно-графический план. При обучении детей пересказу необходимы различные виды тетра.
Центр «Развитие мелкой моторики» содержит материал помогающий мне осуществлять оздоровительную работу. «Цветные бусинки», «Длинные верёвочки», четки, различные шнуровки, грецкие орехи, шестигранные карандаши, детские массажеры, «Ёжики», экспандеры, любимая детьми игра «Золушка» в которой нужно разложить в две ёмкости горох, фасоль, а так же сухой пальчиковый бассейн не только развивают мелкую моторику, развивает тактильные ощущения.
Центр «Развития ВПФ». У детей с ОНР недостаточно развиты психические процессы: память, мышление, внимание, восприятие, интеллектуальные способности. Применение в коррекционном процссе таких дидактических игр, как: «Четвёртый лишний», «Похожий-непохожий», «Что сначала, что потом», «Собери картинку» (разрезную, пазлы, «Логический поезд», «Найди спрятанную фигуру», позволяют осуществлять коррекционную работу по развитию психических процессов.
Центр «Логопедическое обследование». Этот центр необходим для каждого логопеда. Мною подобран и систематизирован диагностический инструментарий, помогающий установить речевой статус ребенка.
«Информационный центр» оборудован стендом «Логопед советует», в котором располагается сменная информация по различным видам нарушений речи, занимательными упражнениями и другими необходимыми рекомендациями логопеда, а также имеется подборка материала по рубрикам.
Центр методического сопровождения представлен справочной и методической литературой, учебно-методическими планами по разделам коррекции и развития речи, пособиями, необходимыми для коррекционного процесса.
Такое «зонирование» рабочего пространства даёт возможность значительно повысить интерес детей к коррекционным занятиям и помогает в преодолении общего недоразвития речи.
Список использованной литературы.
1. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования – Издательство «Учитель» Волгоград - 2014г.
2. «Основная общеобразовательная программа МОУ детского сада №234 Ворошиловского района Волгограда»— 2017 год.
3. Н. В. Нищева «Программа коррекционно-развивающей работы для детей с общим недоразвитие речи (с 4 до 7 лет)» - Издательство «ДЕТСТВО — ПРЕСС»- 2006 год.
4. А. А. Наумов Т. Э. Токаева «Специальный педагог дошкольного учреждения» - Издательство «Учитель» Волгоград — 2013 год
5. Э. Ф. Курмаева «Коррекционно-логопедичекая работа с детьми 5-7 лет» - Издательство «Учитель» Волгоград — 2012 год
6. Е. А. Баландина Л. В. Басаргина «Проектирование образовательной программы» Издательство «Учитель» Волгоград — 2013 год
7. Л. Е. Кыласова «Индивидуальная речевая карта» Издательство «Учитель» Волгоград — 2013 год
8. В. В. Докутович Л. Е. Кыласова «Дневник учителя-логопеда ДОУ» Издательство «Учитель» Волгоград — 2013 год
9. О. Н. Земцова «Грамотейка для детей 3-4 лет» - ОО «»Издательская группа «Азбука-Аттикус» - 2013 год.