Получи документы

Проект «Развивающая предметно-пространственная среда кабинета педагога-психолога»

Евгения Прокудина
Проект «Развивающая предметно-пространственная среда кабинета педагога-психолога»
▼ Скачать + Заказать документы

«Развивающая предметно-пространственная среда кабинета педагога-психолога»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №18 «Северяночка»

Проект

«Развивающая предметно-пространственная среда

кабинета педагога-психолога»

Автор: Прокудина Евгения Николаевна, педагог-психолог.

г. Радужный

2018

Публикация «Проект „Развивающая предметно-пространственная среда кабинета педагога-психолога“» размещена в разделах

Актуальность: психологическое сопровождение образовательного процесса является необходимым условием реализации ФГОС дошкольного образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, в качестве одной из основополагающих идей развития дошкольного образования предполагает повышенный уровень психологизации образовательного процесса в ДОУ.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда должна обеспечивать и гарантировать:

• охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей.

• максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОУ.

• построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения.

• создание условия для ежедневной трудовой деятельности и мотивации непрерывного самосовершенствования профессиональное развитие педагогических работников.

• открытость дошкольного образования и вовлечение родителей (законных представителей) непосредственно в образовательную деятельность.

• создание равных условий, максимально способствующих реализации различных образовательных программ в дошкольных образованиях для детей.

Психологическая основа ФГОС дошкольного образования – организация целостной жизнедеятельности ребенка дошкольного возраста.

Целевые ориентиры дошкольного образования:

1. Ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности.

2. Ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства.

3. Ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты.

4. Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности.

5. Творческие способности ребёнка проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п.

6. Ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.

7. У ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов и т. п.

8. Ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело.

Цель проекта : разработать для кабинета педагога - психолога МАДОУ ДС №18 «Северяночка» развивающую предметно-пространственную среду, как одно из условий работы ДОО в русле развития современного дошкольного образования, отвечающего функциональным требованиям и принципам организации предметно-развивающей среды согласно ФГОС ДО.

Задачи проекта :

• разработка архитектурно-художественной проекции кабинета педагога-психолога;

• зонирование кабинета педагога-психолога, в соответствии с современным тенденциям развития образования и психолого-педагогической науки, функциональным требованиям и принципам организации развивающей предметно-пространственной среды;

• методическое обеспечение кабинета традиционными и современным психодиагностическим и коррекционно-развивающим материалом.

Содержание проектной работы

1.1. Основные требования к организации кабинета

педагога-психолога

Для кабинета педагога-психолога должно быть отведено помещение, площадью не менее 25-30 кв. м. с тем, чтобы одновременно в нем могли находиться 10-12 человек, работа с которыми должна проходить в комфортных условиях.

Кабинет педагога-психолога желательно расположить в доступном, удобном месте, так чтобы его можно было легко найти. Целесообразно определить под кабинет помещение на первом этаже здания - это даст возможность оперативно обращаться к педагогу-психологу, а также позволит посетителям избежать лишних контактов и при необходимости соблюсти конфиденциальность встречи.

Кабинет педагога-психолога должен быть территориально изолирован. Он не может быть проходным или смежным помещением. По возможности кабинет лучше разместить вдали от медицинского и административного кабинетов.

Важна также и достаточная звуковая изоляция. Надо учитывать, что, например, близость музыкального или физкультурного залов создаст повышенный уровень шума, а это может препятствовать работе.

Температурный режим. Помещение должно быть теплым и в то же время хорошо проветриваемым.

Пространство кабинета должно быть организовано в соответствии со спецификой профессиональной деятельности педагога-психолога. Исходя из этого, рекомендуется деление кабинета на несколько рабочих зон, имеющих различную функциональную нагрузку.

Можно выделить следующие зоны:

• зона первичного приема и беседы с клиентом;

• зона консультативной работы;

• зона диагностической работы;

• зона коррекционно-развивающей работы;

• зона игровой терапии (тренинговая зона);

• зона релаксации и снятия эмоционального напряжения;

• личная (рабочая) зона педагога-психолога;

• зона ожидания приема.

Функциональные зоны кабинета могут частично перекрывать друг друга, полностью совпадать или трансформироваться одна в другую.

Сложная зональная организация рабочего пространства кабинета педагога-психолога в идеальном варианте предполагает его размещение в нескольких комнатах. Однако проект типовых зданий отечественных детских садов не предусматривает наличие специального помещения для психологической работы. Поэтому кабинет педагога-психолога может создаваться как на базе стандартного помещения или располагаться в каком-либо другом помещении, состоящем обычно из единственной комнаты, а может сочетать оба варианта.

Практика позволяет объединять зоны первичного приема и рабочую зону педагога-психолога, зоны групповой коррекционной работы и игровой терапии.

Минимально для оснащения работы педагога-психолога необходимо иметь :

1. рабочий стол педагога-психолога;

2. компьютерный стол;

3. стол для оргтехники;

4. шкафы для пособий, документации;

5. тумба для телевизора, видеомагнитофона, музыкального центра;

6. рабочие места детей (количество зависит от размеров помещения и специфики проводимой педагогом-психологом работы);

7. журнальный стол;

8. кресла (2-5 небольших, полумягких, удобных кресел или диван и 1-2 кресла);

9. стулья.

В связи с ограниченностью площади и полифункциональностью рабочего кабинета педагога-психолога в ДОУ очень важно обеспечить его такой мебелью, которую можно было бы использовать в разных целях, без труда перемещать, освобождая нужные части помещения для различных занятий. В кабинете педагога-психолога целесообразно также использовать легкие ширмы и раздвижные комнатные перегородки, которые позволяют легко видоизменять пространство кабинета в соответствии с целями и задачами проводимой педагогом-психологом работы.

1.2. Архитектурно-художественная проекция

Кабинет педагога-психолога, является своеобразным лицом специалиста, отражая его как личность и профессионала.

Доверительная обстановка, помогающая клиенту, обратившемуся за психологической помощью, без излишней тревоги обсудить волнующие его психологические проблемы - вот, чего необходимо добиваться педагогу-психологу, выбирая дизайн интерьера кабинета.

Рекомендуется оформить все так, чтобы посетители чувствовали себя максимально комфортно. Цветовая гамма, освещение, обивка кресел, напольное покрытие или ковер, композиции из комнатных растений, настенные панно, картины - элементы, которые следует подбирать в соответствии с тем, какого психологического воздействия необходимо добиться.

Рекомендуется придерживаться мягких, пастельных тонов - светло-оливкового (пастельного желто-зеленого) цвета стен в сочетании с белым, желтым и более темным оливковым цветом текстиля, рассеянного света. Данные цвета, по мнению специалистов, относятся к категории статичных, способных уравновесить, успокоить, отвлечь от возбуждающих стимулов, они так же обновляющие и раскрепощающие.

Для пола лучше выбрать мягкое покрытие. Ковер можно выбрать в тон мебели (темный беж или кофе с молоком) или с цветосочетанием: беж, коричневый, оливковый, желтый. В комнате не рекомендовано использовать более чем три цвета, способствуя созданию благоприятной атмосферы для снятия психоэмоционального напряжения и расслабления, как детей, так и взрослых.

Неплохо использовать в кабинете растения или цветочные композиции. Дополнят обстановку картины, настенные панно.

Окна необходимо оформить в классическом стиле. Текстиль следует выбрать молочных или белых тонов матовой текстуры, оттенить можно подхватами в тон стен (или чуть темнее, в тон подхватов можно изготовить подушки для мягкой мебели, разбавляя другими оттенками: темно-оранжевый, темно-желтый, темно-зеленый).

В кабинете необходима возможность затемнения (хотя бы частичного, т. к. яркий солнечный свет может мешать работе).

1.3 Развивающая предметно-пространственная среда кабинета педагога-психолога

1.3.1 Рабочая зона специалиста (зона консультирования)

В кабинете обязательно должна быть предусмотрена личная зона педагога-психолога, необходимая ему для подготовки к работе (занятиям, консультациям и пр., обработки данных, хранения материалов обследования, рабочей документации, методической литературы, пособий и пр.

Рабочее место специалиста немыслимо без соответствующего технического оснащения, позволяющего экономить и максимально эффективно использовать рабочее время. Технические средства необходимы педагогу-психологу для проведения занятий с детьми, обработки и систематизации результатов обследований, создания банка психологических данных, тщательной подготовки к проведению диагностической и коррекционно-развивающей работы и т. д.

Необходимое оборудование Есть Нет

Компьютер +

Принтер +

Ксерокс +

Сканер +

Систему видеозаписи и видеовоспроизведения с набором видеозаписей и слайдов +

Такое современное техническое оснащение позволит педагогу-психологу не только осуществлять работу по всем направлениям деятельности и качественную подготовку к различным формам работы, но и использовать в работе творческий потенциал технических средств.

На настоящее время стоит острая необходимость в ксероксе и сканере. Данный вопрос по приобретению и изысканию средств решается с администрацией ДОУ.

С рабочей зоной педагога-психолога совмещена зона консультирования. Зона первичного приема и беседы с клиентом оснащена рабочим столом. В этой зоне ведется первичная беседа с родителями, педагогами. Поэтому мебель в этой части кабинета расположена так, чтобы подчеркнуть профессиональный статус психолога и создать определенную дистанцию.

В зоне первичного приема располагается рабочий стол и кресло психолога, несколько стульев для посетителей. Одновременно понимание того, какое место занял посетитель (например, сел ли ребенок рядом с мамой или предпочел сидеть отдельно) может дать ценную дополнительную информацию.

Эта часть кабинета предполагает создание доверительной и свободной обстановки, помогающей посетителю, пришедшему на прием к педагогу-психологу, спокойно обсудить волнующие его проблемы. Данная зона должна быть оформлена максимально комфортно. Способствуют этому (помимо профессионализма самого психолога) такие элементы интерьера, как удобные, уютные стулья, композиции из комнатных растений, а также общая цветовая гамма обстановки, выдержанная в мягких, пастельных тонах.

1.3.2 Коррекционно-развивающая зона

Занятия по коррекции в развитии проходят в индивидуальной или групповой форме.

Многообразие форм коррекционно-развивающей работы предполагает соответствующее оснащение этой зоны психологического кабинета.

Для занятий с детьми здесь расставлены индивидуальные дидактические столы, парты, интерактивная доска, мольберт, магнитофон.

Для проведения занятий в игровой форме, которые предполагают свободное размещение детей на полу, в кабинете есть ковер, а также разнообразный раздаточный материал.

Остановимся более подробно на используемом дидактическом материале.

1. Кабинет педагога-психолога оснащен дидактическими столами, которые используются как для индивидуальных, так и для групповых занятий.

Всего столов шесть. Каждый стол имеет свой цвет. Панель внутри стола меняет цвет и звуковое сопровождение, которое можно устанавливать с помощью пульта управления.

В комплект к каждому столу идет: кинестетический песок, обычный белый песок, лоток для работы с песком, два песочных набора для работы с песком, набор деревянных бусин для шнуровки, 4 разноцветных маркера, набор на магнитах – буквы, цифры, овощи, фрукты, транспорт, набор из дерева для развития мелкой моторики и развития навыков рисования у детей.

2. Дары Фребеля.

Набор Фребеля - это последовательная система развития. Шаг за шагом ребенок идет от объемных тел к поверхностям, от поверхностей к линиям, от линий к точкам. Постепенно от объектов реального мира, ребенок переходит к абстракциям и погружается в мир науки через игры Фребеля.

Большое значение в системе Фребеля отводится активности самих детей, организации их самостоятельной деятельности. Ф. Фребель считал, что дети дошкольного возраста лучше всего усваивают материал в практической деятельности, преподносимый в игровой форме. Поэтому игре уделяется особое внимание.

Ф. Фребель разработал свой дидактический материал (т. е. «обучающий» материал) для детей дошкольного возраста – первый в мире дидактический материал для дошкольников. Он получил название «дары Фребеля». В дары Фребеля входят разные по форме, величине и цвету предметы : шарики, куб, мячи, цилиндр, палочки для выкладывания, полоски для плетения и т. д.

Первый дар Фребеля – это текстильные мячики на ниточке всех цветов радуги и белого цвета (один красный мячик, один оранжевый мячик, один желтый мячик и так далее). Игры с мячиком учат детей различать цвета и ориентироваться в пространстве.

Второй дар Фребеля – это шар, куб и цилиндр одинакового размера. Этот дар знакомит с геометрическими телами и различиями между ними. Шар катится, а куб неподвижен, у него есть ребра.

Третий, четвертый, пятый и шестой дар Фребеля – это куб, разделенный на мелкие части (мелкие кубики и призмы). Эти фигуры использовались как конструктор для построек детей. Так дошкольники знакомились с геометрическими формами, получали представление о целом и его частях. Последние два дара Фребеля дают возможность делать самые разнообразные постройки в строительных играх детей.

Фридрих Фребель разработал так называемые «формы жизни», которые можно построить из деталей такого первого дидактического конструктора для детей: здания, мосты, башни, мебель, транспорт. Дети могут также сделать их по образцу – картинке.

А еще он предложил «формы красоты» (формы познания). С помощью форм красоты малыши постигают азы геометрии

Игры с дарами имели у Фребеля философскую основу. Он считал, что через них ребенок понимает единство и многообразие мира, и его божественное начало, философские законы построения Вселенной. И шар, куб и цилиндр существовали в его играх не сами по себе, а как определенные символы, которые ребенок постигает.

В современной же дошкольной педагогике дары Фребеля рассматриваются, прежде всего, как обучающий материал, развивающий умственные способности ребенка.

Более подробно о Дарах Фребеля можно ознакомится в Приложении.

3. Дидактические пособия:

- шнуровка;

- бусы;

- сенсорные мешочки;

- кубики;

- кубики Кооса;

- конструкторы;

- театры;

- сюжетные картинки;

- массажные мячи;

- настольные игры;

- пазлы;

- мозаика;

- пирамидки;

- головоломки;

- лего;

- мелкие игрушки;

- камушки разноцветные;

- тематические куклы и мягкие игрушки;

- деревянные вкладыши;

- блоки Дьеныша;

- набор фруктов и овощей;

- геометрическое и тематические лото и домино;

4. Карандаши, краски, фломастеры, пластилин, кинестетический песок, белый песок.

На данный момент кабинет педагога-психолога находится на начальной стадии обустройства. Поэтому в большей части зона коррекционной работы, а также необходимый материал для пополнения развивающей среды, находится в стадии пополнения и разработки.

Считаю необходимым дополнить данную зону:

- материалом по эмоционально-личностной коррекции;

- материалом по коррекции познавательного развития;

- материалом для работы с водой.

Список необходимого оборудования представлен администрации ДОУ, принят к рассмотрению.

1.3.3 Игровая зона

Зона игровой терапии (тренинговая зона). Она должна быть по-особому оснащена: мягкое покрытие пола, передвижная мебель, способствующая быстрой смене ситуации в игровом сюжете, игрушки, поделочные материалы, карандаши, альбомы. Здесь уместно яркое оформление интерьера и насыщение его детскими поделками, рисунками на стенах и т. д. Цветовой дизайн и фитодизайн в этой зоне взаимно дополняют друг друга в создании «детского пространства». Все это обеспечивает простоту адаптации детей к условиям работы в кабинете и способствует снятию у них напряженности.

Наличие необходимого оборудования Есть Нет

Мягкая переносная мебель-модули +

Ковер +

Альбомы, карандаши +

Игрушки-подушки-пуфы +

Оформление интерьера +

Би-ба-бо +

1.3.4 Зона релаксации (сенсорная зона)

Зона релаксации и снятия эмоционального напряжения. Кабинет психолога служит местом эмоциональной разгрузки, как для детей, так и для взрослых. Выполнение этой функции предполагает создание расслабляющей, успокаивающей обстановки. Мягкое, ворсистое покрытие на полу, естественная зелень комнатных растений, негромкое звучание спокойной музыки – все здесь должно способствовать успокоению, снятию накопившейся усталости и раздражения. Большое значение для восстановления душевного равновесия ребенка имеет возможность побыть наедине с самим собой, на время отключиться от окружающей действительности.

Сенсомоторная зона предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления, т. е. усвоения меры качеств - эталонов, выработанных человечеством. Это – есть первый этап в сенсорном воспитание дошкольника.

Это эталоны цвета (цвета спектра, форм (геометрические плоскостные и объемные формы, материалов, эталоны пространственного положения и направлений (вверху, внизу, слева, справа и др.).

Вторым этапом сенсорного воспитания - обучение детей обследовательским, перцептивным действиям и накопление представлений о сенсорных признаках.

При этом для вычленения одной группы качеств требуются более простые действия, например: поглаживание для выделения гладкости или шероховатости; сжимание, надавливание для определения твердости или мягкости; взвешивание на ладони для определения массы и т. п.

Задачи сенсорного развития для детей :

1. Совершенствование двигательных функций (развитие и совершенствование общей (крупной) и ручной (мелкой) моторики, формирование графомоторных навыков.

2. Тактильно-двигательное восприятие.

3. Развитие слухового восприятия.

4. Развитие зрительного восприятия

5. Восприятие формы, величины, цвета.

Наличие необходимого оборудования Есть Нет

Мягкий конструктор +

Сухой душ +

Сухой бассейн +

Уголок уединения +

Массажные шарики +

Массажные дорожки, коврики +

Мягкая мебель-модули +

Панно (дидактический материал) на тактильные ощущения +

Дидактический материал по цветовому восприятию +

При организации сенсорной зоны в первую очередь необходимо выбрать место расположения. Оно должно быть удобным для доступа детей. Особое внимание следует уделить подбору сенсомоторных объектов для зоны. Они должны быть безопасными для жизни и здоровья ребенка. Сенсорная зона должна содержать постоянные и дополнительные объекты, которые вносятся

Ответственные: администрация МАДОУ ДС №18 «Северяночка», педагог-психолог.

Я считаю свой проект реалистичным и соответствующим требованиям современной психологической науки и практике дошкольного образования, а также требованиям к организации РППС согласно ФГОС ДО.

А именно, соответствие проекта кабинета педагога-психолога ДОУ принципам организации РППС:

• безопасности;

• доступности;

• вариативности;

• полифункциональности,

педагогической целесообразности;

• трансформируемости;

• учета основных направлений развития детей;

• учет зоны ближайшего развития.

И функциональным требованиям РППС:

• Функция сохранения единого образовательного пространства в условиях содержательной и организационной вариативности дошкольного образования.

• Функция гуманизации дошкольного образования, ориентирующая на приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка свободного развития его личности в современном обществе и государстве.

• Функция защиты ребенка от некомпетентных педагогических воздействий в условиях

• Функция вариативности дошкольного образования.

• Функция повышения эффективности и качества дошкольного образования.

Средства для достижения поставленной цели проекта, согласованны с администрацией ДОУ. Рассмотрены списки необходимого материала и оборудования для кабинета педагога-психолога.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Долгосрочный проект «Предметно-пространственная развивающая среда в первой младшей группе. Центр сенсорного развития» Проект «Предметно-пространственная развивающая среда в первой младшей группе. Центр сенсорного развития» Вид проекта: долгосрочный Тип проекта:.

Предметно-пространственная развивающая средаПредметно-пространственная развивающая среда Созданная в ДОУ предметно-развивающая среда влияет на развитие ребенка, способствует его всестороннему развитию, и обеспечивает его психическое.

Предметно — развивающая среда логопедического кабинета Приглашаем в кабинет Интересней в детском саду нет! Кто со звуками не дружит, И со знаниями беда – Приходите все сюда! Организуя развивающую.

Развивающая предметно-пространственная среда № Центры Предназначение 1. Центр искусства Влияние на развитие Эмоциональное развитие -канал для выражения чувств и собственных представлений.

Развивающая предметно-пространственная средаРазвивающая предметно-пространственная среда .

Развивающая предметно-пространственная среда Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Радуга» Развивающая предметно – пространственная среда.

Развивающая предметно-пространственная среда групповых помещений ДОУ и методического кабинета. Из опыта работы Современный детский сад – это место, где ребенок накапливает опыт широкого эмоционально - практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Развивающая предметно-пространственная среда логопедического кабинетаРазвивающая предметно-пространственная среда логопедического кабинета В соответствии с ФГОС пункт 3.3.4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой,.

Развивающая предметно-пространственная среда логопедического кабинета в соответствии с ФГОС до «В пустых стенах ребенок не заговорит….» - И. Е. Тихеева. [Тихеева Е. И. Развитие речи детей стр. 6] Актуальность данной проблемы обусловлена.

Семинар-практикум «Развивающая предметно-пространственная среда; потребности ребенка и педагога» Семинар-практикум «Развивающая предметно-пространственная среда; потребности ребенка и педагога» Цель: сформировать систему знаний об.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Развивающая предметно-пространственная среда кабинета педагога-психолога»
Опубликовано: 18 мая 2018 в 10:22
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Развивающая предметно-пространственная среда кабинета педагога-психолога»» (включая файлы) размещена пользователем Евгения Прокудина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД