Евгения Прокудина
Проект «Развивающая предметно-пространственная среда кабинета педагога-психолога»
▼ Скачать + Заказать документы
«Развивающая предметно-пространственная среда кабинета педагога-психолога»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №18 «Северяночка»
Проект
«Развивающая предметно-пространственная среда
кабинета педагога-психолога»
Автор: Прокудина Евгения Николаевна, педагог-психолог.
г. Радужный
2018
Публикация «Проект „Развивающая предметно-пространственная среда кабинета педагога-психолога“» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Оформление кабинетов в ДОУ
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа психолога в ДОУ
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Актуальность: психологическое сопровождение образовательного процесса является необходимым условием реализации ФГОС дошкольного образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, в качестве одной из основополагающих идей развития дошкольного образования предполагает повышенный уровень психологизации образовательного процесса в ДОУ.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда должна обеспечивать и гарантировать:
• охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей.
• максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОУ.
• построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения.
• создание условия для ежедневной трудовой деятельности и мотивации непрерывного самосовершенствования профессиональное развитие педагогических работников.
• открытость дошкольного образования и вовлечение родителей (законных представителей) непосредственно в образовательную деятельность.
• создание равных условий, максимально способствующих реализации различных образовательных программ в дошкольных образованиях для детей.
Психологическая основа ФГОС дошкольного образования – организация целостной жизнедеятельности ребенка дошкольного возраста.
Целевые ориентиры дошкольного образования:
1. Ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности.
2. Ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства.
3. Ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты.
4. Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности.
5. Творческие способности ребёнка проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п.
6. Ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.
7. У ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов и т. п.
8. Ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело.
Цель проекта : разработать для кабинета педагога - психолога МАДОУ ДС №18 «Северяночка» развивающую предметно-пространственную среду, как одно из условий работы ДОО в русле развития современного дошкольного образования, отвечающего функциональным требованиям и принципам организации предметно-развивающей среды согласно ФГОС ДО.
Задачи проекта :
• разработка архитектурно-художественной проекции кабинета педагога-психолога;
• зонирование кабинета педагога-психолога, в соответствии с современным тенденциям развития образования и психолого-педагогической науки, функциональным требованиям и принципам организации развивающей предметно-пространственной среды;
• методическое обеспечение кабинета традиционными и современным психодиагностическим и коррекционно-развивающим материалом.
Содержание проектной работы
1.1. Основные требования к организации кабинета
педагога-психолога
Для кабинета педагога-психолога должно быть отведено помещение, площадью не менее 25-30 кв. м. с тем, чтобы одновременно в нем могли находиться 10-12 человек, работа с которыми должна проходить в комфортных условиях.
Кабинет педагога-психолога желательно расположить в доступном, удобном месте, так чтобы его можно было легко найти. Целесообразно определить под кабинет помещение на первом этаже здания - это даст возможность оперативно обращаться к педагогу-психологу, а также позволит посетителям избежать лишних контактов и при необходимости соблюсти конфиденциальность встречи.
Кабинет педагога-психолога должен быть территориально изолирован. Он не может быть проходным или смежным помещением. По возможности кабинет лучше разместить вдали от медицинского и административного кабинетов.
Важна также и достаточная звуковая изоляция. Надо учитывать, что, например, близость музыкального или физкультурного залов создаст повышенный уровень шума, а это может препятствовать работе.
Температурный режим. Помещение должно быть теплым и в то же время хорошо проветриваемым.
Пространство кабинета должно быть организовано в соответствии со спецификой профессиональной деятельности педагога-психолога. Исходя из этого, рекомендуется деление кабинета на несколько рабочих зон, имеющих различную функциональную нагрузку.
Можно выделить следующие зоны:
• зона первичного приема и беседы с клиентом;
• зона консультативной работы;
• зона диагностической работы;
• зона коррекционно-развивающей работы;
• зона игровой терапии (тренинговая зона);
• зона релаксации и снятия эмоционального напряжения;
• личная (рабочая) зона педагога-психолога;
• зона ожидания приема.
Функциональные зоны кабинета могут частично перекрывать друг друга, полностью совпадать или трансформироваться одна в другую.
Сложная зональная организация рабочего пространства кабинета педагога-психолога в идеальном варианте предполагает его размещение в нескольких комнатах. Однако проект типовых зданий отечественных детских садов не предусматривает наличие специального помещения для психологической работы. Поэтому кабинет педагога-психолога может создаваться как на базе стандартного помещения или располагаться в каком-либо другом помещении, состоящем обычно из единственной комнаты, а может сочетать оба варианта.
Практика позволяет объединять зоны первичного приема и рабочую зону педагога-психолога, зоны групповой коррекционной работы и игровой терапии.
Минимально для оснащения работы педагога-психолога необходимо иметь :
1. рабочий стол педагога-психолога;
2. компьютерный стол;
3. стол для оргтехники;
4. шкафы для пособий, документации;
5. тумба для телевизора, видеомагнитофона, музыкального центра;
6. рабочие места детей (количество зависит от размеров помещения и специфики проводимой педагогом-психологом работы);
7. журнальный стол;
8. кресла (2-5 небольших, полумягких, удобных кресел или диван и 1-2 кресла);
9. стулья.
В связи с ограниченностью площади и полифункциональностью рабочего кабинета педагога-психолога в ДОУ очень важно обеспечить его такой мебелью, которую можно было бы использовать в разных целях, без труда перемещать, освобождая нужные части помещения для различных занятий. В кабинете педагога-психолога целесообразно также использовать легкие ширмы и раздвижные комнатные перегородки, которые позволяют легко видоизменять пространство кабинета в соответствии с целями и задачами проводимой педагогом-психологом работы.
1.2. Архитектурно-художественная проекция
Кабинет педагога-психолога, является своеобразным лицом специалиста, отражая его как личность и профессионала.
Доверительная обстановка, помогающая клиенту, обратившемуся за психологической помощью, без излишней тревоги обсудить волнующие его психологические проблемы - вот, чего необходимо добиваться педагогу-психологу, выбирая дизайн интерьера кабинета.
Рекомендуется оформить все так, чтобы посетители чувствовали себя максимально комфортно. Цветовая гамма, освещение, обивка кресел, напольное покрытие или ковер, композиции из комнатных растений, настенные панно, картины - элементы, которые следует подбирать в соответствии с тем, какого психологического воздействия необходимо добиться.
Рекомендуется придерживаться мягких, пастельных тонов - светло-оливкового (пастельного желто-зеленого) цвета стен в сочетании с белым, желтым и более темным оливковым цветом текстиля, рассеянного света. Данные цвета, по мнению специалистов, относятся к категории статичных, способных уравновесить, успокоить, отвлечь от возбуждающих стимулов, они так же обновляющие и раскрепощающие.
Для пола лучше выбрать мягкое покрытие. Ковер можно выбрать в тон мебели (темный беж или кофе с молоком) или с цветосочетанием: беж, коричневый, оливковый, желтый. В комнате не рекомендовано использовать более чем три цвета, способствуя созданию благоприятной атмосферы для снятия психоэмоционального напряжения и расслабления, как детей, так и взрослых.
Неплохо использовать в кабинете растения или цветочные композиции. Дополнят обстановку картины, настенные панно.
Окна необходимо оформить в классическом стиле. Текстиль следует выбрать молочных или белых тонов матовой текстуры, оттенить можно подхватами в тон стен (или чуть темнее, в тон подхватов можно изготовить подушки для мягкой мебели, разбавляя другими оттенками: темно-оранжевый, темно-желтый, темно-зеленый).
В кабинете необходима возможность затемнения (хотя бы частичного, т. к. яркий солнечный свет может мешать работе).
1.3 Развивающая предметно-пространственная среда кабинета педагога-психолога
1.3.1 Рабочая зона специалиста (зона консультирования)
В кабинете обязательно должна быть предусмотрена личная зона педагога-психолога, необходимая ему для подготовки к работе (занятиям, консультациям и пр., обработки данных, хранения материалов обследования, рабочей документации, методической литературы, пособий и пр.
Рабочее место специалиста немыслимо без соответствующего технического оснащения, позволяющего экономить и максимально эффективно использовать рабочее время. Технические средства необходимы педагогу-психологу для проведения занятий с детьми, обработки и систематизации результатов обследований, создания банка психологических данных, тщательной подготовки к проведению диагностической и коррекционно-развивающей работы и т. д.
Необходимое оборудование Есть Нет
Компьютер +
Принтер +
Ксерокс +
Сканер +
Систему видеозаписи и видеовоспроизведения с набором видеозаписей и слайдов +
Такое современное техническое оснащение позволит педагогу-психологу не только осуществлять работу по всем направлениям деятельности и качественную подготовку к различным формам работы, но и использовать в работе творческий потенциал технических средств.
На настоящее время стоит острая необходимость в ксероксе и сканере. Данный вопрос по приобретению и изысканию средств решается с администрацией ДОУ.
С рабочей зоной педагога-психолога совмещена зона консультирования. Зона первичного приема и беседы с клиентом оснащена рабочим столом. В этой зоне ведется первичная беседа с родителями, педагогами. Поэтому мебель в этой части кабинета расположена так, чтобы подчеркнуть профессиональный статус психолога и создать определенную дистанцию.
В зоне первичного приема располагается рабочий стол и кресло психолога, несколько стульев для посетителей. Одновременно понимание того, какое место занял посетитель (например, сел ли ребенок рядом с мамой или предпочел сидеть отдельно) может дать ценную дополнительную информацию.
Эта часть кабинета предполагает создание доверительной и свободной обстановки, помогающей посетителю, пришедшему на прием к педагогу-психологу, спокойно обсудить волнующие его проблемы. Данная зона должна быть оформлена максимально комфортно. Способствуют этому (помимо профессионализма самого психолога) такие элементы интерьера, как удобные, уютные стулья, композиции из комнатных растений, а также общая цветовая гамма обстановки, выдержанная в мягких, пастельных тонах.
1.3.2 Коррекционно-развивающая зона
Занятия по коррекции в развитии проходят в индивидуальной или групповой форме.
Многообразие форм коррекционно-развивающей работы предполагает соответствующее оснащение этой зоны психологического кабинета.
Для занятий с детьми здесь расставлены индивидуальные дидактические столы, парты, интерактивная доска, мольберт, магнитофон.
Для проведения занятий в игровой форме, которые предполагают свободное размещение детей на полу, в кабинете есть ковер, а также разнообразный раздаточный материал.
Остановимся более подробно на используемом дидактическом материале.
1. Кабинет педагога-психолога оснащен дидактическими столами, которые используются как для индивидуальных, так и для групповых занятий.
Всего столов шесть. Каждый стол имеет свой цвет. Панель внутри стола меняет цвет и звуковое сопровождение, которое можно устанавливать с помощью пульта управления.
В комплект к каждому столу идет: кинестетический песок, обычный белый песок, лоток для работы с песком, два песочных набора для работы с песком, набор деревянных бусин для шнуровки, 4 разноцветных маркера, набор на магнитах – буквы, цифры, овощи, фрукты, транспорт, набор из дерева для развития мелкой моторики и развития навыков рисования у детей.
2. Дары Фребеля.
Набор Фребеля - это последовательная система развития. Шаг за шагом ребенок идет от объемных тел к поверхностям, от поверхностей к линиям, от линий к точкам. Постепенно от объектов реального мира, ребенок переходит к абстракциям и погружается в мир науки через игры Фребеля.
Большое значение в системе Фребеля отводится активности самих детей, организации их самостоятельной деятельности. Ф. Фребель считал, что дети дошкольного возраста лучше всего усваивают материал в практической деятельности, преподносимый в игровой форме. Поэтому игре уделяется особое внимание.
Ф. Фребель разработал свой дидактический материал (т. е. «обучающий» материал) для детей дошкольного возраста – первый в мире дидактический материал для дошкольников. Он получил название «дары Фребеля». В дары Фребеля входят разные по форме, величине и цвету предметы : шарики, куб, мячи, цилиндр, палочки для выкладывания, полоски для плетения и т. д.
Первый дар Фребеля – это текстильные мячики на ниточке всех цветов радуги и белого цвета (один красный мячик, один оранжевый мячик, один желтый мячик и так далее). Игры с мячиком учат детей различать цвета и ориентироваться в пространстве.
Второй дар Фребеля – это шар, куб и цилиндр одинакового размера. Этот дар знакомит с геометрическими телами и различиями между ними. Шар катится, а куб неподвижен, у него есть ребра.
Третий, четвертый, пятый и шестой дар Фребеля – это куб, разделенный на мелкие части (мелкие кубики и призмы). Эти фигуры использовались как конструктор для построек детей. Так дошкольники знакомились с геометрическими формами, получали представление о целом и его частях. Последние два дара Фребеля дают возможность делать самые разнообразные постройки в строительных играх детей.
Фридрих Фребель разработал так называемые «формы жизни», которые можно построить из деталей такого первого дидактического конструктора для детей: здания, мосты, башни, мебель, транспорт. Дети могут также сделать их по образцу – картинке.
А еще он предложил «формы красоты» (формы познания). С помощью форм красоты малыши постигают азы геометрии
Игры с дарами имели у Фребеля философскую основу. Он считал, что через них ребенок понимает единство и многообразие мира, и его божественное начало, философские законы построения Вселенной. И шар, куб и цилиндр существовали в его играх не сами по себе, а как определенные символы, которые ребенок постигает.
В современной же дошкольной педагогике дары Фребеля рассматриваются, прежде всего, как обучающий материал, развивающий умственные способности ребенка.
Более подробно о Дарах Фребеля можно ознакомится в Приложении.
3. Дидактические пособия:
- шнуровка;
- бусы;
- сенсорные мешочки;
- кубики;
- кубики Кооса;
- конструкторы;
- театры;
- сюжетные картинки;
- массажные мячи;
- настольные игры;
- пазлы;
- мозаика;
- пирамидки;
- головоломки;
- лего;
- мелкие игрушки;
- камушки разноцветные;
- тематические куклы и мягкие игрушки;
- деревянные вкладыши;
- блоки Дьеныша;
- набор фруктов и овощей;
- геометрическое и тематические лото и домино;
4. Карандаши, краски, фломастеры, пластилин, кинестетический песок, белый песок.
На данный момент кабинет педагога-психолога находится на начальной стадии обустройства. Поэтому в большей части зона коррекционной работы, а также необходимый материал для пополнения развивающей среды, находится в стадии пополнения и разработки.
Считаю необходимым дополнить данную зону:
- материалом по эмоционально-личностной коррекции;
- материалом по коррекции познавательного развития;
- материалом для работы с водой.
Список необходимого оборудования представлен администрации ДОУ, принят к рассмотрению.
1.3.3 Игровая зона
Зона игровой терапии (тренинговая зона). Она должна быть по-особому оснащена: мягкое покрытие пола, передвижная мебель, способствующая быстрой смене ситуации в игровом сюжете, игрушки, поделочные материалы, карандаши, альбомы. Здесь уместно яркое оформление интерьера и насыщение его детскими поделками, рисунками на стенах и т. д. Цветовой дизайн и фитодизайн в этой зоне взаимно дополняют друг друга в создании «детского пространства». Все это обеспечивает простоту адаптации детей к условиям работы в кабинете и способствует снятию у них напряженности.
Наличие необходимого оборудования Есть Нет
Мягкая переносная мебель-модули +
Ковер +
Альбомы, карандаши +
Игрушки-подушки-пуфы +
Оформление интерьера +
Би-ба-бо +
1.3.4 Зона релаксации (сенсорная зона)
Зона релаксации и снятия эмоционального напряжения. Кабинет психолога служит местом эмоциональной разгрузки, как для детей, так и для взрослых. Выполнение этой функции предполагает создание расслабляющей, успокаивающей обстановки. Мягкое, ворсистое покрытие на полу, естественная зелень комнатных растений, негромкое звучание спокойной музыки – все здесь должно способствовать успокоению, снятию накопившейся усталости и раздражения. Большое значение для восстановления душевного равновесия ребенка имеет возможность побыть наедине с самим собой, на время отключиться от окружающей действительности.
Сенсомоторная зона предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления, т. е. усвоения меры качеств - эталонов, выработанных человечеством. Это – есть первый этап в сенсорном воспитание дошкольника.
Это эталоны цвета (цвета спектра, форм (геометрические плоскостные и объемные формы, материалов, эталоны пространственного положения и направлений (вверху, внизу, слева, справа и др.).
Вторым этапом сенсорного воспитания - обучение детей обследовательским, перцептивным действиям и накопление представлений о сенсорных признаках.
При этом для вычленения одной группы качеств требуются более простые действия, например: поглаживание для выделения гладкости или шероховатости; сжимание, надавливание для определения твердости или мягкости; взвешивание на ладони для определения массы и т. п.
Задачи сенсорного развития для детей :
1. Совершенствование двигательных функций (развитие и совершенствование общей (крупной) и ручной (мелкой) моторики, формирование графомоторных навыков.
2. Тактильно-двигательное восприятие.
3. Развитие слухового восприятия.
4. Развитие зрительного восприятия
5. Восприятие формы, величины, цвета.
Наличие необходимого оборудования Есть Нет
Мягкий конструктор +
Сухой душ +
Сухой бассейн +
Уголок уединения +
Массажные шарики +
Массажные дорожки, коврики +
Мягкая мебель-модули +
Панно (дидактический материал) на тактильные ощущения +
Дидактический материал по цветовому восприятию +
При организации сенсорной зоны в первую очередь необходимо выбрать место расположения. Оно должно быть удобным для доступа детей. Особое внимание следует уделить подбору сенсомоторных объектов для зоны. Они должны быть безопасными для жизни и здоровья ребенка. Сенсорная зона должна содержать постоянные и дополнительные объекты, которые вносятся
Ответственные: администрация МАДОУ ДС №18 «Северяночка», педагог-психолог.
Я считаю свой проект реалистичным и соответствующим требованиям современной психологической науки и практике дошкольного образования, а также требованиям к организации РППС согласно ФГОС ДО.
А именно, соответствие проекта кабинета педагога-психолога ДОУ принципам организации РППС:
• безопасности;
• доступности;
• вариативности;
• полифункциональности,
• педагогической целесообразности;
• трансформируемости;
• учета основных направлений развития детей;
• учет зоны ближайшего развития.
И функциональным требованиям РППС:
• Функция сохранения единого образовательного пространства в условиях содержательной и организационной вариативности дошкольного образования.
• Функция гуманизации дошкольного образования, ориентирующая на приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка свободного развития его личности в современном обществе и государстве.
• Функция защиты ребенка от некомпетентных педагогических воздействий в условиях
• Функция вариативности дошкольного образования.
• Функция повышения эффективности и качества дошкольного образования.
Средства для достижения поставленной цели проекта, согласованны с администрацией ДОУ. Рассмотрены списки необходимого материала и оборудования для кабинета педагога-психолога.