Ткачева Татьяна
Предметно-пространственная среда, как условие эмоционального благополучия и самовыражения детей
▼ Скачать + Заказать документы
Предметно-пространственная среда, как условие эмоционального благополучия и самовыражения детей
Качество реализации задач социального развития ребёнка в ДОУ, поставленных перед нами Федеральными государственными образовательными стандартами, зависит от соблюдения ряда педагогических условий, таких как:
- наличие особой системы воспитательно-образовательной работы,
- личности педагога,
- развивающей предметно-пространственной среды.
Публикация «Предметно-пространственная среда, как условие эмоционального благополучия и самовыражения детей» размещена в разделах
Один из принципов, который обязательно должен соблюдаться педагогами при построении предметно – пространственной развивающей среды группы – это эмоциогенность, то есть обеспечение индивидуальной комфортности, психологической защищенности и эмоционального благополучия дошкольника.
Эмоции - особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. Эмоции включены во все психические процессы и состояния человека.
Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями. У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря им мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше настраиваться на совместную деятельность и общение. Эмоции организуют деятельность, стимулируя " и направляя ее. Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений.
В последние десятилетия большое внимание уделяется эмоциональному благополучию ребенка, которое расценивается как показатель оптимальности его психического развития и психологического здоровья. Именно эмоциональное благополучие является важным условием для определения успешности развития ребенка. Эмоциональное благополучие ребенка в дошкольном учреждении состоит в том, что данный психологический феномен обуславливается массой разнообразных факторов: физическим самочувствием, психологическим климатом в семье, самооценкой ребенка, его взаимоотношениями с детьми в группе, отношением педагога,
и, конечно – же, особенностями образовательной предметно-пространственной развивающей среды.
Непременным условием построения предметно - развивающей среды в ДОУ является опора на личностно - ориентированную модель воспитания.
Процесс становления личности ребенка, раскрытие его индивидуальных возможностей, формирования познавательной активности, эмоционального благополучия обеспечивается за счет решения следующих задач:
создать необходимые предпосылки для развития внутренней активности ребенка;
предоставить каждому ребенку возможность самоутвердиться в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, в максимальной степени раскрывающих его индивидуальные качества и способности;
ввести стиль взаимоотношений, обеспечивающих любовь и уважение к личности каждого ребенка;
активно искать пути, способы и средства максимально полного раскрытия личности каждого ребенка, проявления и развития его индивидуальности;
ориентироваться на активные методы воздействия на личность.
Компоненты психологической безопасности образовательной предметно-развивающей среды включают в себя :
Продуманное пространственное, световое и цветовое оформление среды;
Свободный доступ к игрушкам и игровым материалам;
Реализация потребностей ребенка, в том числе, в игре, движении, познавательной активности, общении;
Ориентация на возрастные физиологические особенности детей, сензитивные периоды развития и возрастные задачи развития;
Компоненты, стимулирующие интересы и деятельность, собственную активность ребенка;
Компоненты, стимулирующие развитие интеллектуального потенциала, творческого, продуктивного мышления ребенка.
Итак, остановимся подробнее на психологическом и эмоциональном значении каждой зоны или уголка.
1. Зона экспериментирования.
Её психологическая направленность: снятие стресса, снижение нервно-психической напряженности, улучшение настроения, развитие интереса к экспериментированию, умение размышлять и делать простые умозаключения.
Из всех игровых материалов песок и вода являются наиболее эффективными терапевтическими средствами. Они не имеют структуры и по желанию ребенка могут превратиться во что угодно: поверхность луны, пляж, бассейн и прочее. Не существует правильного или неправильного способа игры с песком и водой, поэтому ребенок всегда уверен в успехе. Это особенно полезно для неуверенных в себе, замкнутых детей.
2. Зона уединения.
Её психологическая направленность: предоставление ребенку возможности ощутить себя в полной безопасности, где он может отвлечься от событий, сопряженных со стрессом в период адаптации: прощание с родителями, притирка к сверстникам и воспитателям;
возможности просто отдохнуть, расслабиться, подумать, помечтать. Это одна из наиболее любимых детьми зон. Особенно востребованы уголки уединения в младших группах, когда дети наиболее остро переживают разлуку с родителями.
Зона уединения может быть оснащена мягкой мебелью, подушками, ширмой из легкой просвечивающейся ткани постельных тонов в форме шатра, шалаша и т. д. или из лент.
Специально изготовленные «психологические норки» и самостоятельно построенные детьми «домики» создают у них ощущение защищенности и уединенности, служат атрибутами для игры, позволяют реализовать творческую активность.
3. Психологическая направленность Зоны сенсорного или познавательного развития - развитие всех видов восприятия, создание условий для реализации сенсорно-перцептивных способностей, мелкой моторики рук и тактильных ощущений, речевого и психического развития детей, их познавательной сферы: внимания, мышления, памяти, воображения; выработки эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, к явлениям, предметам и действиям с ними.
В оснащение этого уголка входят игрушки-заместители, клубочки, катушки, шнуровки и многое другое.
4. Зона художественно-эстетического творчества способствует:
• развитию у детей эстетического отношения к окружающему миру;
• приобщению их к изобразительным видам деятельности;
• музыкальному развитию детей;
• приобщению к театрализованной деятельности;
• развитию эмоционально-волевой сферы детей.
То есть в эту зону могут входить уголок детского творчества, музыкальный уголок, театральный уголок, уголок ряженья, книжный уголок.
Психологическая направленность Зоны художественно-эстетического творчества заключается в следующем:
В процессе художественной деятельности дети получают широкие возможности для самовыражения, раскрытия и совершенствования своих творческих способностей. Занятия изобразительной деятельностью, музыкой, танцами способствуют развитию зрительного, слухового, двигательного анализаторов и их координации, побуждают малыша осваивать новые сложные действия, получать новые знания, фантазировать, быть внимательным и усидчивым.
Развивается эмоциональная сфера ребенка, умение изображать разное настроение, умение общаться со сверстниками, распределять роли между собой и соблюдать правила.
5. Спортивная зона.
Её психологическая направленность заключается в снятии мышечного напряжения, выходе агрессии, развитии крупной моторики, ориентировке в пространстве, умении соблюдать правила и работать в команде, в эмоциональном подъеме.
6. Зона патриотического воспитания.
Материалы в уголке должны отражать основные направления педагогической работы по воспитанию патриотизма: «Семья», «Родной край», «Народные промыслы», «Знакомство с трудом взрослых», «Воспитание любви и уважения к защитникам Отечества», «Москва – столица нашей Родины».
Благодаря материалам такой зоны развивается интерес и уважение детей к своей семье и своему дошкольному учреждению, труду людей разных профессий, достижениям известных людей города и страны. Развиваются все познавательные процессы, умение рассуждать и испытывать гордость за свою Родину.
7. Игровая зона.
Игра - ведущий вид деятельности ребенка. В игре он развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. Игра является полигоном для социальных проб детей, т. е. тех испытаний, которые выбираются детьми для самопроверки и в процессе которых ими осваиваются способы решения возникающих в процессе игры проблем межличностных отношений. В игре создается базис для новой ведущей деятельности - учебной. Поэтому важнейшей задачей педагогической практики является оптимизация и организация в ДОУ специального пространства для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности дошкольника.
Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов - от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные импульсивные действия. В условиях игры дети лучше сосредоточиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого.
Именно в игре создаются благоприятные условия для формирования способностей производить действия в умственном плане, осуществляет психологические замены реальных объектов.
Игровая зона должна, прежде всего, соответствовать гендерным требованиям - разграничиваться по половозрастным различиям детей, то есть зона для мальчиков и зона для девочек.
8. Конструктивная зона.
конструктивная зона предполагает наличие крупного напольного и мелкого конструктора, кубиков и т. д.
Психологические аспекты этой зоны: развитие конструктивного мышления, мелкой моторики, творческого воображения, внимания, координации движений, а также усидчивости, умения доводить свое дело до конца.
Каждая из зон может быть оснащена соответствующей картотекой, например, картотекой экспериментов, картотекой методов саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения у детей и т. д.
9. Зона безопасности.
Её психологическая направленность: развивается уверенность ребенка в себе и своих силах, умение контролировать себя в экстремальных для него ситуациях, также развиваются все познавательные процессы: внимание, зрительная и слуховая память, восприятие, мышление, умение решать логические задачки, умение ориентироваться в пространстве и принимать решение.
Подобная организация пространства позволяет дошкольникам в спокойной и доброжелательной обстановке выбирать интересные для себя занятия и желаемых партнеров для общения, чередовать свою деятельность и удовлетворять эмоциональные потребности в течении дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей, эстетических и личностных качеств, формировать предпосылки учебной деятельности, сохранять и укреплять психическое и физическое здоровье детей, способствовать эмоциональному благополучию и самовыражению детей.