Ирина колташкина
Успешная адаптация ребенка раннего возраста к дошкольному учреждению как условие его эмоционального благополучия
▼ Скачать +Заказ
Содержание
Введение
1. Теоритические основы проблемы «адаптации ребенка к ДОУ»
1.1. Понятие «адаптации»
1.2. Классификация по степени тяжести
1.3. Условия успешной адаптации
2. Структура работы группы социальной адаптации детей к поступлению в ДОУ «Я+ мама»
2.1Функционирование группы социальной адаптации детей к поступлению в ДОУ «Я + МАМА»
Публикация «Успешная адаптация ребенка раннего возраста к дошкольному учреждению как условие его эмоционального благополучия» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Младшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2015
2.2. Основные цели и задачи группы социальной адаптации ребенка к поступлению в ДОУ
2.3. Характеристика форм работы с детьми в группе.
2.4. Ожидаемый результат
2.5. Подведение итогов результатов освоения программы группы социальной адаптации ребенка к ДОУ
Заключение
ВВЕДЕНИЕ
При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, нежеланием общаться с окружающими, отгороженностью, снижением активности.
1. Теоритические основы проблемы «адаптации ребенка к ДОУ»
1.1. Понятие «адаптации»
Понятие «адаптация» подразумевает приспособление к новым условиям проживания и соблюдение основных правил, которые имеются в новой среде.
Для выделения основных параметров нужно для начала определиться с тем, что ребенка могут отдать в дошкольное учреждение в разном возрасте.
1.2. Классификация по степени тяжести
Легкая степень адаптации обычно захватывает период до одного месяца, а основные негативные симптомы исчезают в течение первых двух недель.
Основные показатели:
нарушение сна и аппетита (в норме — на десять дней);
наличие неадекватных эмоциональных реакций (агрессия, замкнутость, капризы, истерики);
можно наблюдать изменения в игровой, ориентировочной и речевой активности (в норме исчезают через месяц);
характер общения с окружающими и особенности игровой деятельности практически не изменяются.
Средняя степень адаптации характеризуется тем, что все перечисленные выше нарушения выражены более длительно:
аппетит и сон восстанавливаются только через полтора месяца;
эмоциональное состояние и ориентировочная деятельность — только через шестьдесят дней;
двигательная и речевая активность становятся обычной в течение года.
Помимо этого, ребенок начинает часто болеть. Как правило, диагнозы у всех одинаковые: ОРВИ, ОРЗ, бронхит, ротовирусная и кишечные инфекции.
Но, не происходит изменений в характере взаимоотношений с детьми и взрослыми.
Тяжелая степень адаптации длится в течение полугода. Причем, такие дети, впервые попав в детский сад, сразу же воспринимают это событие, как стресс. Поэтому можно наблюдать грубые нарушения реакций и активности ребенка.
Основные симптомы:
значительное снижение аппетита (при носильном кормлении может начаться рвота);
резкое нарушение сна;
отсутствие игровой деятельности и общения с другими детьми;
желание побыть одному и наличие подавленного состояния;
возможны агрессивные вспышки;
нежелание принимать режим дня.
Помимо этого, ребенок начинает постоянно болеть одними и теми же заболеваниями.
Адаптация детей дошкольного возраста к саду – процесс сложный. Хорошим родителям нужно учитывать, что ответственность за его протекание лежит также и на них.
1.3. Условия успешной адаптации
Для успешной адаптации малыша персоналу ДОУ необходимо:
1) дать понять ребенку, что ему в группе рады, что о нем проявляют заботу, к нему внимательны;
2) постараться сделать так, чтобы он чувствовал себя в детском саду комфортно, получал удовольствие от общения со взрослыми и сверстниками;
3) обеспечить стабильность педагогического состава и других сотрудников ДОУ на весь период адаптации и пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении, не допускать перевода ребенка из группы в группу;
4) на время адаптации обеспечить ему щадящий режим пребывания в детском саду;
5) регулярно обсуждать на педагогических советах процесс адаптации детей к ДОУ;
6) выработать единые требования для всех воспитанников ДОУ по их поведению, согласовать требования с родителями, с тем чтобы они поддерживали эти же требования дисциплины и дома.
2. Структура работы группы социальной адаптации детей к поступлению в ДОУ «Я+ мама»
2.1 Функционирование группы социальной адаптации детей к поступлению в ДОУ «Я + МАМА»
Для организации успешной адаптации детей раннего возраста, была открыта группа социальной адаптации детей к поступлению в ДОУ «Я+ мама». Которая организуется по желанию родителей в специально организованном помещении ДОУ. Время пребывания от 1 до 2 часов в день. Организация питания не предусматривается.
Группа адаптации детей младшего возраста, не посещающих ДОУ, к условиям пребывания в детском саду- это одна из форм функционирования группы кратковременного пребывания. Работа группы рассчитана на 2 месяца. Занятия в группе проводят специалисты ДОУ : музыкальный руководитель, воспитатели, педагог-психолог, медицинская сестра. План-сетка предусматривает 2 занятия и 2 консультации в неделю. Таким образом, дети с родителями посещают детский сад 2 раза в неделю. Форма занятий групповая, проводятся совместно с родителями. Кроме занятий, разработана система консультаций для родителей, которые организуют мед. сестра, педагог-психолог, старший воспитатель. Специалисты дают родителям ценные рекомендации по вопросам адаптации детей к условиям пребывания в ДОУ, развитие мелкой моторики, речевому развитию, развитию высших психических функций.
2.2 Основные цели и задачи группы социальной адаптации детей к поступлению в ДОУ
Цель программы
– оказание помощи детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Задачи программы:
Оздоровительные
• сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, обеспечивающее эмоциональное благополучие и учет индивидуальных возможностей детей.
Образовательные:
• вызвать у детей радость от общения с окружающими;
• побуждать детей к самостоятельной деятельности;
• формировать основы знаний и навыков безопасного поведения в быту и в обществе;
• расширять кругозор детей, знакомя с окружающими предметами, явлениями;
Воспитательные:
• Способствовать благоприятной адаптации малышей к новым социальным условиям, установлению доброжелательных отношений, к сверстникам, к окружающим взрослым.
• Способствовать устойчивости эмоционально-положительного самочувствия и активности каждого ребёнка
• Способствовать развитию познавательной активности детей, развивать интерес к сотрудничеству, произвольность, способность к творческому самовыражению через участие в игровой и продуктивной деятельности.
• обеспечивать комфортные условия пребывания в МДОУ.
Для родителей:
• оказывать консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста;
• формировать партнерские отношения семьи и дошкольного образовательного учреждения в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста;
• способствовать формированию адекватных родительских представлений о возрастных особенностях ребёнка и соответствующих способах его развития.
2.3. Характеристика форм работы с детьми:
В программе выделяются два раздела:
1. встречи с детьми и их родителями 2 раза в неделю.
2. Работа консультационного пункта для родителей (по запросу)
Содержание встреч составлено с учетом возрастных особенностей детей, при условии систематического и планомерного обучения.
В каникулярное время дети приглашаются в группу на развлечения.
Вся работа проводиться в игровой форме и по разным направлениям.
Образовательный процесс сочетает в себе те виды деятельности, которые свойственны детям и получают развитие в дошкольном возрасте.
2.4. Ожидаемый результат
Итогом реализации программы должны стать следующие показатели:
1. Безболезненное протекание у детей процесса адаптации к условиям детского сада.
2. Осознанное отношение родителей к личностному развитию детей раннего возраста.
3. Проявление позитивного настроя у детей в момент прихода в ДОУ
2.5. Подведение итоговых результатов освоения программы группы социальной адаптации к ДОУ :
1. Мониторинг (основными методами являются беседа и наблюдение, игровые тестовые задания, заполнения карт адаптации;
2. Информирование родителей о ходе образовательного процесса;
3. Собеседование с родителями;
4. Анкетирование.
Итогом работы является положительная динамика в развитии детских видов деятельности, мягкая адаптация к условиям детского сада.
Заключение
Семья – социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребенка. При жизни в определенных, устойчивых условиях ребенок постепенно приспосабливается к влияниям окружающей среды: к определенной температуре помещения, к окружающему микроклимату, к характеру пищи и т. д. Поступление в детский сад изменяет почти все условия жизни маленького ребенка. Именно сотрудники детского сада и родители, объединив свои усилия, обеспечивают малышу эмоциональный комфорт.
Поэтому на сегодняшний день актуальна тема адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Проведения комплексных медико-педагогических мероприятий до поступления ребенка в ясли и в период адаптации к детскому учреждению способствует более легкому привыканию к новым условиям.
Рассмотренный опыт работы нашего детского сада в ходе курсовой работы доказывают, что существует много условий, которые оказывают влияние на адаптацию ребенка раннего возраста к дошкольному учреждению.
Важным фактором, влияющим на характер поведения ребенка в процессе привыкания, является личность самого воспитателя, который должен любить детей, быть внимательным и отзывчивым по отношению к каждому ребенку, уметь привлечь его внимание. Воспитатель должен уметь наблюдать и анализировать уровень развития детей и учитывать его при организации педагогических воздействий, должен уметь управлять поведением детей в сложный для них период привыкания к условиям детского учреждения.
Период адаптации – тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями.
Таким образом, можно сказать, что цель исследования: успешной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения, была достигнута, задачи реализованы.
Данная курсовая работа имеет практическую и теоретическую значимость для воспитателей детского сада.