Получи документы

Успешная адаптация ребенка раннего возраста к дошкольному учреждению как условие его эмоционального благополучия

Ирина колташкина
Успешная адаптация ребенка раннего возраста к дошкольному учреждению как условие его эмоционального благополучия
▼ Скачать +Заказ

Содержание

Введение

1. Теоритические основы проблемы «адаптации ребенка к ДОУ»

1.1. Понятие «адаптации»

1.2. Классификация по степени тяжести

1.3. Условия успешной адаптации

2. Структура работы группы социальной адаптации детей к поступлению в ДОУ «Я+ мама»

2.1Функционирование группы социальной адаптации детей к поступлению в ДОУ «Я + МАМА»

Публикация «Успешная адаптация ребенка раннего возраста к дошкольному учреждению как условие его эмоционального благополучия» размещена в разделах

2.2. Основные цели и задачи группы социальной адаптации ребенка к поступлению в ДОУ

2.3. Характеристика форм работы с детьми в группе.

2.4. Ожидаемый результат

2.5. Подведение итогов результатов освоения программы группы социальной адаптации ребенка к ДОУ

Заключение

ВВЕДЕНИЕ

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, нежеланием общаться с окружающими, отгороженностью, снижением активности.

1. Теоритические основы проблемы «адаптации ребенка к ДОУ»

1.1. Понятие «адаптации»

Понятие «адаптация» подразумевает приспособление к новым условиям проживания и соблюдение основных правил, которые имеются в новой среде.

Для выделения основных параметров нужно для начала определиться с тем, что ребенка могут отдать в дошкольное учреждение в разном возрасте.

1.2. Классификация по степени тяжести

Легкая степень адаптации обычно захватывает период до одного месяца, а основные негативные симптомы исчезают в течение первых двух недель.

Основные показатели:

нарушение сна и аппетита (в норме — на десять дней);

наличие неадекватных эмоциональных реакций (агрессия, замкнутость, капризы, истерики);

можно наблюдать изменения в игровой, ориентировочной и речевой активности (в норме исчезают через месяц);

характер общения с окружающими и особенности игровой деятельности практически не изменяются.

Средняя степень адаптации характеризуется тем, что все перечисленные выше нарушения выражены более длительно:

аппетит и сон восстанавливаются только через полтора месяца;

эмоциональное состояние и ориентировочная деятельность — только через шестьдесят дней;

двигательная и речевая активность становятся обычной в течение года.

Помимо этого, ребенок начинает часто болеть. Как правило, диагнозы у всех одинаковые: ОРВИ, ОРЗ, бронхит, ротовирусная и кишечные инфекции.

Но, не происходит изменений в характере взаимоотношений с детьми и взрослыми.

Тяжелая степень адаптации длится в течение полугода. Причем, такие дети, впервые попав в детский сад, сразу же воспринимают это событие, как стресс. Поэтому можно наблюдать грубые нарушения реакций и активности ребенка.

Основные симптомы:

значительное снижение аппетита (при носильном кормлении может начаться рвота);

резкое нарушение сна;

отсутствие игровой деятельности и общения с другими детьми;

желание побыть одному и наличие подавленного состояния;

возможны агрессивные вспышки;

нежелание принимать режим дня.

Помимо этого, ребенок начинает постоянно болеть одними и теми же заболеваниями.

Адаптация детей дошкольного возраста к саду – процесс сложный. Хорошим родителям нужно учитывать, что ответственность за его протекание лежит также и на них.

1.3. Условия успешной адаптации

Для успешной адаптации малыша персоналу ДОУ необходимо:

1) дать понять ребенку, что ему в группе рады, что о нем проявляют заботу, к нему внимательны;

2) постараться сделать так, чтобы он чувствовал себя в детском саду комфортно, получал удовольствие от общения со взрослыми и сверстниками;

3) обеспечить стабильность педагогического состава и других сотрудников ДОУ на весь период адаптации и пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении, не допускать перевода ребенка из группы в группу;

4) на время адаптации обеспечить ему щадящий режим пребывания в детском саду;

5) регулярно обсуждать на педагогических советах процесс адаптации детей к ДОУ;

6) выработать единые требования для всех воспитанников ДОУ по их поведению, согласовать требования с родителями, с тем чтобы они поддерживали эти же требования дисциплины и дома.

2. Структура работы группы социальной адаптации детей к поступлению в ДОУ «Я+ мама»

2.1 Функционирование группы социальной адаптации детей к поступлению в ДОУ «Я + МАМА»

Для организации успешной адаптации детей раннего возраста, была открыта группа социальной адаптации детей к поступлению в ДОУ «Я+ мама». Которая организуется по желанию родителей в специально организованном помещении ДОУ. Время пребывания от 1 до 2 часов в день. Организация питания не предусматривается.

Группа адаптации детей младшего возраста, не посещающих ДОУ, к условиям пребывания в детском саду- это одна из форм функционирования группы кратковременного пребывания. Работа группы рассчитана на 2 месяца. Занятия в группе проводят специалисты ДОУ : музыкальный руководитель, воспитатели, педагог-психолог, медицинская сестра. План-сетка предусматривает 2 занятия и 2 консультации в неделю. Таким образом, дети с родителями посещают детский сад 2 раза в неделю. Форма занятий групповая, проводятся совместно с родителями. Кроме занятий, разработана система консультаций для родителей, которые организуют мед. сестра, педагог-психолог, старший воспитатель. Специалисты дают родителям ценные рекомендации по вопросам адаптации детей к условиям пребывания в ДОУ, развитие мелкой моторики, речевому развитию, развитию высших психических функций.

2.2 Основные цели и задачи группы социальной адаптации детей к поступлению в ДОУ

Цель программы

– оказание помощи детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Задачи программы:

Оздоровительные

• сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, обеспечивающее эмоциональное благополучие и учет индивидуальных возможностей детей.

Образовательные:

• вызвать у детей радость от общения с окружающими;

• побуждать детей к самостоятельной деятельности;

• формировать основы знаний и навыков безопасного поведения в быту и в обществе;

• расширять кругозор детей, знакомя с окружающими предметами, явлениями;

Воспитательные:

• Способствовать благоприятной адаптации малышей к новым социальным условиям, установлению доброжелательных отношений, к сверстникам, к окружающим взрослым.

• Способствовать устойчивости эмоционально-положительного самочувствия и активности каждого ребёнка

• Способствовать развитию познавательной активности детей, развивать интерес к сотрудничеству, произвольность, способность к творческому самовыражению через участие в игровой и продуктивной деятельности.

• обеспечивать комфортные условия пребывания в МДОУ.

Для родителей:

• оказывать консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста;

• формировать партнерские отношения семьи и дошкольного образовательного учреждения в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста;

• способствовать формированию адекватных родительских представлений о возрастных особенностях ребёнка и соответствующих способах его развития.

2.3. Характеристика форм работы с детьми:

В программе выделяются два раздела:

1. встречи с детьми и их родителями 2 раза в неделю.

2. Работа консультационного пункта для родителей (по запросу)

Содержание встреч составлено с учетом возрастных особенностей детей, при условии систематического и планомерного обучения.

В каникулярное время дети приглашаются в группу на развлечения.

Вся работа проводиться в игровой форме и по разным направлениям.

Образовательный процесс сочетает в себе те виды деятельности, которые свойственны детям и получают развитие в дошкольном возрасте.

2.4. Ожидаемый результат

Итогом реализации программы должны стать следующие показатели:

1. Безболезненное протекание у детей процесса адаптации к условиям детского сада.

2. Осознанное отношение родителей к личностному развитию детей раннего возраста.

3. Проявление позитивного настроя у детей в момент прихода в ДОУ

2.5. Подведение итоговых результатов освоения программы группы социальной адаптации к ДОУ :

1. Мониторинг (основными методами являются беседа и наблюдение, игровые тестовые задания, заполнения карт адаптации;

2. Информирование родителей о ходе образовательного процесса;

3. Собеседование с родителями;

4. Анкетирование.

Итогом работы является положительная динамика в развитии детских видов деятельности, мягкая адаптация к условиям детского сада.

Заключение

Семья – социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребенка. При жизни в определенных, устойчивых условиях ребенок постепенно приспосабливается к влияниям окружающей среды: к определенной температуре помещения, к окружающему микроклимату, к характеру пищи и т. д. Поступление в детский сад изменяет почти все условия жизни маленького ребенка. Именно сотрудники детского сада и родители, объединив свои усилия, обеспечивают малышу эмоциональный комфорт.

Поэтому на сегодняшний день актуальна тема адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Проведения комплексных медико-педагогических мероприятий до поступления ребенка в ясли и в период адаптации к детскому учреждению способствует более легкому привыканию к новым условиям.

Рассмотренный опыт работы нашего детского сада в ходе курсовой работы доказывают, что существует много условий, которые оказывают влияние на адаптацию ребенка раннего возраста к дошкольному учреждению.

Важным фактором, влияющим на характер поведения ребенка в процессе привыкания, является личность самого воспитателя, который должен любить детей, быть внимательным и отзывчивым по отношению к каждому ребенку, уметь привлечь его внимание. Воспитатель должен уметь наблюдать и анализировать уровень развития детей и учитывать его при организации педагогических воздействий, должен уметь управлять поведением детей в сложный для них период привыкания к условиям детского учреждения.

Период адаптации – тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями.

Таким образом, можно сказать, что цель исследования: успешной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения, была достигнута, задачи реализованы.

Данная курсовая работа имеет практическую и теоретическую значимость для воспитателей детского сада.

Публикации по теме:

Адаптация детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению Ранний возраст – особый период в жизни человека. В этот период происходит становление органов и систем, и прежде всего функций мозга. Закладывается.

Программа «Эмоционально-психологическая адаптация детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению» (На основе программы А. С. Роньжиной "Занятия с детьми 2-4х лет в период адаптации к ДОУ") Составитель: воспитатель ГБДОУ № 25 Кировского.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Успешная адаптация ребенка раннего возраста к дошкольному учреждению как условие его эмоционального благополучия
Опубликовано: 5 мая 2015 в 19:05
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Успешная адаптация ребенка раннего возраста к дошкольному учреждению как условие его эмоционального благополучия» (включая файлы) размещена пользователем Ирина колташкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД