Наталья Каспарова
Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Семья — начало всех начал» (с использованием ИКТ)
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая информация
Тема НОД: «Семья – начало всех начал».
Форма проведения НОД: Музыкально - познавательная, коммуникативная игра.
Интеграция образовательных областей:
Коммуникация: развивать все компоненты связной речи; воспитывать любовь к родному языку, обогащая речь словами и строками народных поэтических творений; знакомить с фольклором.
Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности „Семья — начало всех начал“ (с использованием ИКТ)» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Темочки
Познание: Формировать целостную картину мира, расширять кругозор и интерес к своей семье, к профессии взрослых,воспитанию любви и бережного отношения к членам своей семьи; воспитывать культуру общения с помощью музыкального, поэтического, театрального и изобразительного искусства
Социализация: побуждать детей включаться в совместную со взрослыми игровую ситуацию, развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность.
Способствовать развитию доброжелательности, терпимости, понимания, взаимопомощи в семейной жизни, семейных ценностей.
Музыка: использовать музыкальные произведения с целью усиления эмоционального восприятия художественных произведений; познакомить с творчеством немецкого композитора И. С. Баха.
Развивать вокально-хоровые навыки детей.
Развивать у детей чувство ритма в игре на ложках.
Закреплять навык мелодекламации под музыку.
Художественное творчество:
Развивать детское творчество, приобщать к различным видам искусства, использовать художественные произведения для обогащения содержания области «Музыка», закреплять результаты восприятия музыки.
Формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности; развитие детского творчества.
Форма организации: Групповая (подгрупповая)
Необходимое оборудование и материалы Музыкальный центр, ноутбук, мультимедийный экран, CD-диски, USB-носитель, видеозарисовки «Семейный портрет» с участием членов семьи нескольких детей группы. Подборка слайдов по теме НОД. Презентация о творчестве И. С. Баха. «Репродукции картин» : Ф. Решетников «Опять двойка», «За завтраком», Н. Богданов-Бельский «Новые хозяева», Б. Кустодиев «Голубой домик». Песни: «Моя семья» (муз. и сл. Е. Гомоновой, «Воскресенье» (муз. и сл. Л. Олифировой); «Вальс-каприс» А. Рубинштейна Ленты (цветные, атрибуты для разыгрывания мини-сценок. Акварель, масляная пастель, бумага формата А3.
Ход занятия
Музыкальный руководитель: Предлагаю начать наше занятие с игры, но с игры необычной. Знаете ли вы, что такое кроссворд? (Ответы детей.) Предлагаю вам разгадать кроссворд, имеющий прямое отношение к теме нашего занятия. Вам, надо правильно назвать слова по горизонтали. (На слайде - изображение кроссворда)
1
Вопросы кроссворда
1. Самые родные для ребенка люди. (Мама и папа)
2. Самый младший член семьи. (Ребенок)
3. Кто из вашей семьи ходит в детский сад? (Я)
4. Все нарядные с утра: я, братишка и… (сестра)
5. Самые старшие члены семьи. (Дедушка и бабушка)
6. Слово с буквой «О», означающее жилище, кров. (Дом)
7. Самый радостный для каждого человека день, который бывает только раз в году, и у каждого он свой. (День рождения)
Дети вместе с воспитателем разгадывают кроссворд, называют словосочетание по вертикали: моя семья.
Музыкальный руководитель. А что такое ребус, вы знаете? (Ответы детей.) Попробуйте догадаться по этой картинке, какое слово здесь зашифровано.
( На слайде - изображение ребуса: 7 я. Дети называют слово: семья).
Как вы думаете, что обозначает это слово – семья? (Ответы детей.)
Это значит, что вы как бы повторяетесь в родной семье семь раз.
Приглядитесь внимательнее к своим родным.
Ваша улыбка напоминает улыбку мамы, походка - похожи на своих братьев и сестер. Но сходство проявляется не только во внешности, вы унаследовали от родителей, бабушек и дедушек многие черты характера.
Говорят, что в старину
Так оно и было.
Много братьев и сестре
Весело дружило.
Вместе пили молоко,
Вместе ели сушки.
Настоящий детский сад
В каждой был избушке.
(Ю. Энтин)
В народе говорят: «Семьей и горох молотят». Я уверена, что вы знаете много пословиц и поговорок о семье. А знают ли их ваши родители? Давайте посоревнуемся. Одну пословицу или поговорку называют дети, другую – родители и т. д. Дети вспоминают, а потом по очереди их произносят.
Музыкальный руководитель. Недаром в народе говорится: «Не нужен и клад, коли в семье лад», «Согласная семья – самая счастливая!» О счастливой семье у нас и песня есть!
Дети исполняют песню «Что такое семья?» муз. Е. Гомоновой
После этой песни мне вспомнились шуточные стихи Петра Синявского, которые мы учили: я начну, а вы продолжайте.
Хорошо поется хором, в нашем хоре – вся семья.
Дети (продолжают).
Папа с дедушкой Егором, мама, бабушка и я.
Дядя Ваня с барабаном, кошка с Барсиком – котом.
А котенок под диваном дирижирует хвостом.
Воспитатель по изобразительной деятельности обращает внимание детей на картины, представленные на вернисаже, подводит их к картине Зинаиды Серебряковой «На террасе». Ведется свободная беседа. Дети отвечают на вопросы воспитателя, делятся своими впечатлениями от сюжета картины. По предложению воспитателя кто-то из детей (по желанию) читает стихотворение Михаила Яснова «Главное желание».
Ребенок.
Больше всего на свете хочу, чтоб накрыли стол,
И чтобы сегодня папа чуть-чуть пораньше пришел,
И чтоб нарядилась мама и улыбнулась всем,
И чтобы меня похвалили за то, что молчу и ем.
Больше всего на свете хотелось бы так пожить!
И чтобы хватило времени со всеми
Поговорить…
Воспитатель приглашает детей к картине «Опять двойка!» Федора Решетникова. Не называя картины, предлагает детям внимательно ее рассмотреть и задает им вопросы, связанные с сюжетом картины.
Воспитатель по ИЗО. Кого вы видите на картине? Какое настроение у людей, изображенных на картине? Догадались ли вы, что случилось с мальчиком? Как бы вы сами назвали эту картину? А кто на картине не огорчен, а приветлив и радостен, и почему? (Ведется свободная беседа с детьми.)
Я приглашаю вас к волшебному экрану, который поможет ребятам рассказать о своей семье.
(Три-четыре ребенка на основе видеоматериалов рассказывает о своей семье).
Музыкальный руководитель. А вы ходите с родителями в театр? Какие театры вы посещали? Какие спектакли или концерты видели? (Дети отвечают на вопросы, делятся своими впечатлениями.) Давайте сейчас вместе с родителями мы устроим у себя театр и сами разыграем небольшие спектакли.
Музыкальный руководитель приглашает детей и родителей подготовиться для показа сценок. На экране заставка «Наш театр».
Находчивая мама
Действующие лица: автор, мама, дочка.
Простясь до завтра с детским садом, шагает дочка с мамой рядом.
Но вот заныла по пути:
- Устала я шагать-идти!
- Зачем шагать? – сказала мать. – Попробуй зайцем поскакать,
Вот так. Еще давай-ка! Отлично! Ай да зайка!
Теперь попробуй покажи-ка, как семенит к норе ежиха…
Теперь – как бегает щенок, ух как! Стремглав, не чуя ног!
Как за птенцом крадется кошка? Неслышно, вкрадчиво, осторожно…
А как ступает слон большой? Трясутся стены дома!
А как бельчонок? Но постой! Вот мы уже и дома!
(С. Погореловский)
Какой же я?
Действующие лица: папа, мама, сын.
Сын. Говорят мне папа с мамой…
Папа. Ты у нас такой упрямый! Все умылись и поели, только ты лежишь в постели.
Мама. Сколько можно повторять, что пора тебе вставать!
Сын. Я умылся чисто с мылом – мама сразу похвалила:
Мама. Вот теперь, сынок Алеша, ты послушный и хороший!
Сын. Я всегда у них такой: то хороший, то плохой!
(Д. Шеянов)
Музыкальный руководитель. Какие замечательные мини-спектакли разыграли дети и их родители, как настоящие артисты! Как хорошо, когда вся семья вместе. Но бывает это не всегда, а когда?
Ребенок.
Очень-очень счастлив я,
В сборе вся моя семья :
И папа со мной, и мама со мной,
Какой замечательный выходной!
Сегодня никто никуда не спешит,
Никто на работу с утра не бежит.
Мы просто все вместе по парку идем.
Играем, смеемся и даже поем!
(Е. Гомонова)
Дети исполняют песню «Воскресенье», музыка и слова Л. Олифировой
(На экране слайды со словами песни, родители подпевают).
Музыкальный руководитель. - А в выходной, когда дома вся семья, мама готовит разные вкусности, вместе накрывают стол для обеда, чаепития. Вот и мы сейчас будем сервировать стол. Игра так и называется – «Чаепитие».
Игра «Чаепитие»
Цель: Упражнять детей в умении правильно сервировать стол для чаепития. Уметь классифицировать посуду (чайную, кофейную, столовую).
Материал и оборудование: чайный сервиз, кофейный сервиз, кухонная посуда, столовые приборы (детские игрушки, муляжи угощений из соленого теста, 3 стола – на одном из которых всё для игры, 2 других для команд. Фартуки для всех членов семьи.
Ход игры: в игру играют две семьи. На большом столе находится все необходимое для чаепития. Членам семьи необходимо договориться, как будет сервирован их стол, какое угощение они поставят. Внимание! На большом столе находятся предметы – провокаторы. Раз, два, три – игру начни.
Музыкальный руководитель.
Очень много слов на свете, как снежинок у зимы.
Но возьмем, к примеру, эти: слово «я» и слово «мы».
«Я» на свете одиноко, в «я» не очень много прока.
Одному или одной трудно справиться с бедой.
Слово «мы» сильней, чем «я».
Мы - семья и мы - друзья.
Мы – народ и мы – едины.
Вместе мы непобедимы!
(В. Орлов)
Воспитатель по изодеятельности предлагает детям сделать коллаж их фотографий. Дети самостоятельно выбирают материал для работы, приступают к работе. Во время работы звучит «Сицилиана» из сюиты ми-бемоль мажор для флейты и клавесины И. С. Баха, CD «Классика на бис». Затем взрослые готовят выставку из детских работ.
Музыкальный руководитель. Обратили ли вы внимание, какая музыка звучала, когда вы работали? Знакома ли вам эта музыка? Понравилась она вам? Узнаете ее, если еще раз услышите? (Ответы детей.) Звучала музыка Иоганна Себастьяна Баха (на экране презентация о творчестве И. С. Баха) С его творчеством вы еще не знакомы – это знакомство еще впереди. Сегодня же я хочу рассказать вам, что этот известный немецкий композитор, который жил и творил более чем 300 лет назад, родился в большой и дружной семье. Его отец, дед, прадед были музыкантами. А у него самого было 13 детей – для них он был и отец, и учитель, и наставник. Это была очень дружная и счастливая семья.
А как вы, дети, понимаете слова – счастливая семья? В чем счастье? (Проводит с детьми свободную беседу.) Счастливая семья – это семья, где живут в согласии. Каждый – и старый и малый – ощущает любовь и поддержку всех остальных членов семьи, радость от общения друг с другом.
При помощи лент я предлагаю вам изобразить радость, а музыка пусть будет вам помощницей.
(Дети исполняют танец-импровизацию под «Вальс-кипарис» А. Рубинштейна, CD «Вальсы и полонезы русских композиторов».
Детский сад – это тоже семья, и сегодня хочется запечатлеть нас всех вместе. Я приглашаю фотографа, пусть он сделает фотографию на память.
(Исполняется композиция «Стоп-кадр» : свободно танцуя, дети замирают в позе на паузу. Ребенок-фотограф «делает снимок»).
Музыкальный руководитель.
Мы желаем…
Каждому дому – Радости вдоволь.
Каждому дому - Быть обойденным, обидой, бедою.
…Каждой семье – Над крышей аиста.
Каждой семье - Вдосталь радости,
Жизни – до ста,
Хлеба - досыта…
(А. Поздняев)