Приложение МААМ

Консультация «Правильное питание для детей»

Надежда Балашова
Консультация «Правильное питание для детей»
▼ Скачать + Заказать документы

Что могут сделать родители, чтобы помочь малышу создать правильные пищевые привычки?

Чем важно здоровое питание.

Все знают, что детей надо кормить здоровой и полезной едой, но это не так просто. Есть целый ряд препятствий, с которыми приходится сталкиваться:

Темочки:

С первого прикорма малыш пытается сделать собственные вкусовые пристрастия основой своего питания. Это может перерасти в отказ от любых нововведений — в итоге у него составляется однообразное меню, а там недалеко и до неправильного пищевого поведения в школе.

Телевизионная реклама, пример других детей и недостаток внимания родителей приводят к тому, что ребенок в дошкольном возрасте приобретает вредные пищевые привычки, предпочитая здоровой еде «сухомятку» и сладости.

Затем еда становится полем борьбы родителей и детей, это делает семейные взаимоотношения напряженными, подрывает взаимное доверие, наносит вред здоровью, но так и не приводит к созданию традиций правильного питания.

Именно поэтому нужно прививать детям (и себе, если быть честными) здоровые пищевые привычки. И если вы хотите, чтобы ваш ребенок правильно ел правильную еду, приучать его к этому нужно с самого раннего детства.

Какое пищевое поведение - правильно?

Здоровое питание – это сбалансированный по белкам, жирам и углеводам рацион, в котором есть все необходимые витамины и минералы. Правильное пищевое поведение — это не только грамотное составление ежедневного меню, но и режим питания, а также обучение ребенка пищевому этикету.

Как правильно питаться

Эти советы универсальны и для взрослых, и для детей:

Дробное питание 5 – 6 раз в день, с перерывами не более 4 часов, маленькими порциями. Последний прием пищи — за 2 – 3 часа до сна.

Рекомендуются 3 основных приема пищи: завтрак, обед и ужин — и 2 перекуса. На завтрак должно приходиться 15 – 25 % калорийности рациона, на обед — 30 – 40 %, на ужин — 30 %. Перекус может составлять около 10 % от дневной калорийности.

Предпочтение отдается натуральным продуктам, обладающим высокой питательной ценностью, и свежеприготовленным блюдам.

Разнообразный сбалансированный рацион.

Меню, при составлении которого учтена сезонность и местность проживания.

Соотношение в рационе белков, жиров и углеводов (для здорового организма) — 15:30:55. Белковую пищу лучше употреблять на завтрак и обед, углеводы (в основном овощи) — вечером.

Рекомендуется не злоупотреблять солью и сахаром, продуктами с консервантами, красителями, усилителями вкуса, жареной и острой пищей — все это может присутствовать в рационе, но в ограниченных количествах.

Предпочтительные способы приготовления еды — варка, варка на пару, запекание в духовке и на гриле, жарка без масла.

Калорийность ежедневного рациона должна быть равнозначна или немного меньше расходуемой в течение дня энергии. Примерная норма дневного потребления калорий для здорового человека зависит от возраста и пола:

для ребенка от 1 до 2 лет — 1200 ккал,

от 2 до 3 — 1400 ккал,

до 1800 — для ребенка 3 – 7 лет,

2300 – 2500 — для подростков 11 – 14 лет,

2500 – 2900 — в возрасте от 14 до 18 лет.

Важно не забывать про поддержание водного баланса. В сутки детям

от 1 до 3 лет рекомендуется употреблять 1100 – 1200 мл жидкости,

от 4 до 8 лет — 1600 мл,

в 9 – 13 лет — 1900 – 2100 мл,

а подросткам 14 – 18 лет — 2000 – 2500 мл.

При этом учитывается вся жидкость, поступающая в организм: суп, чай, соки и т. д.

А как вести себя родителям, чтобы прививать малышу правильные пищевые привычки, формировать и вовремя регулировать пищевое поведение в целом?

Первый вкусовой опыт

Когда учить малыша правильному пищевому поведению? Общий совет — чем раньше, тем лучше. Ученые провели исследование, в рамках которого наблюдали за пищевыми привычками 1500 детей от рождения до возраста 6 лет. Оказалось, что дети, которые ели мало овощей и фруктов до 1 года, отказывались их есть и в 6 лет.

По мнению ученых, лучший возраст для того, чтобы приучать детей к здоровой еде, — 11 – 12 месяцев. Причем дети, находящиеся на грудном вскармливании, более расположены пробовать новую еду.

Ребенок знакомится со вкусами еще до рождения: первый подобный опыт он приобретает в животе у мамы, когда заглатывает амниотическую жидкость, вкус которой зависит от ее питания. Затем, получая мамино молоко, ребенок также ощущает вкусы материнского питания. Возможно, этим объясняется более легкое привыкание таких детей к различным продуктам, вводимым с прикормом, чем у деток на искусственном вскармливании, получающих смеси со стабильным составом и однообразным вкусом.

Опытным путем доказано различное восприятие ребенком новых продуктов в зависимости от того, присутствовали ли они в питании матери в период беременности и кормления грудью. Позаботьтесь о собственной рациональной диете на этих этапах: именно она оказывает ведущее влияние на адекватное формирование вкуса малыша.

Некоторые вкусовые предпочтения заметны уже в первые месяцы жизни малыша: он может, например, благосклонно отнестись к сладкому и соленому вкусам и отвергнуть горький и кислый. В какой-то степени это защитная функция организма — избегать пищи, которая может содержать ядовитые и токсичные вещества, ведь именно она имеет горький вкус (однако не вся горькая еда токсична — вспомните грейпфрут или хурму).

Что влияет на пищевые предпочтения?

Помимо собственно вкуса, на формирование пищевых предпочтений ребенка оказывают влияние также:

Запах пищи;

Ее консистенция;

Состав;

Внешний вид блюд.

Вводя прикорм, когда малыш начинает проявлять пищевой интерес, важно не наделать ошибок и позаботиться обо всех составляющих предлагаемого ребенку продукта:

Он должен вызывать интерес своим оформлением;

Возбуждать аппетит запахом;

Консистенцией и составом соответствовать возрасту малыша.

Продукты «Агуша» соответствуют всем требованиям к детскому питанию и не только помогают малышу строить правильное пищевое поведение, но и привлекают его интересной упаковкой.

Стоит заметить, что, если ребенок категорически отказывается от еды определенной консистенции (например, с кусочками, предпочитает пищу одного цвета или питание в необычных условиях (только в темноте или только на полу) — стоит проконсультироваться со специалистом.

Как быть, если ребенок отказывается от некоторых продуктов? Естественно, что еще неизвестные, впервые вводимые в рацион малыша продукты или блюда могут ему не понравиться. Нужно ли слишком легко соглашаться с нежеланием вашего маленького гурмана принимать то или иное новое блюдо? Нет, необходимо терпеливо и неоднократно предлагать его ребенку, иногда маскируя любимым блюдом. Терпение и собственный пример родителей, стиль жизни семьи в целом способны помочь преодолеть эту проблему.

Правила еды

Итак, каковы же правила, соблюдение которых позволит привить ребенку необходимые пищевые привычки и обеспечить максимально здоровый рацион?

Формируйте пищевые привычки своего ребенка во время беременности. Здоровое питание во время беременности — путь к здоровому питанию после рождения малыша. То, как питается беременная женщина, оказывает влияние и на будущие предпочтения ее ребенка в еде. Важно понимать, что «здоровое» означает в первую очередь «сбалансированное», и полный отказ от всего «вкусного» здесь не подразумевается: в сбалансированном рационе могут быть все продукты, но следует ограничивать употребление пищи с высоким содержанием соли, сахара и насыщенного жира.

Продумывайте свое меню в период кормления грудью. Что грудное молоко матери обеспечивает иммунитет ребенка и уменьшает риск возникновения пищевой аллергии, известно многим. Но кроме этого, оно дает мамам дополнительную возможность сформировать у малыша правильные пищевые привычки. К продуктам, входящим в рацион мамы, младенец может «привыкнуть» уже в грудном возрасте.

Не сдавайтесь, если ребенок отказывается принимать вводимый вами полезный прикорм. Лучший способ приучить ребенка питаться правильно — это регулярно предлагать ему здоровые продукты. Не стоит опускать руки, если он раз за разом от них отказывается, — иногда нужно лишь терпеливо предлагать несколько раз (5, 10, 15 раз — на 16-й малыш сдается и начинает есть). Ваша позиция должна быть не жесткой, но настойчивой. Важно, чтобы у вас хватило терпения, поэтому четко сформулируйте для себя, к чему вы хотите приучить малыша, неотступно следуйте своим правилам и не сдавайтесь.

Соблюдайте режим питания. Постарайтесь организовать режим дня так, чтобы у малыша было 4 – 6-разовое питание небольшими порциями (пусть лучше кроха попросит добавки, чем недоеденная половина тарелки отправится в мусорное ведро, желательно примерно в одно и то же время. Так получится обеспечивать поддержание уровня сахара в крови, защищая мозг от голодания.

Ешьте в специально отведенном и оборудованном для этого месте.

Принимайте пищу за правильно сервированным столом. Предоставьте ребенку свой индивидуальный набор посуды; если малыш уже достаточно взрослый, он может сам выбрать в магазине себе тарелку, чашку и приборы. Этот аспект не стоит недооценивать по одной простой причине: так малыш понимает, что еда — это важно, и в будущем относится к этой сфере своей жизни более ответственно и со вниманием.

Поддерживайте разнообразие в питании.

Ежедневный рацион должен содержать в себе все необходимые витамины и минералы. Организму для здоровья и бодрости духа требуется достаточное количество жидкости, белки, жиры и углеводы, микроэлементы. Но заботьтесь о разнообразном меню. Если есть одно и то же, это может привести к дефициту необходимых витаминов, наскучить и малыш начнет отказываться от прежде любимых блюд.

Правильно рассчитывайте размер порции. Мы привыкли слышать от родителей, что на тарелке не должно ничего оставаться. Однако здоровью может быть нанесен значительно больший вред, если есть, когда мы уже наелись! Нам стоит отказаться от привычки доедать все, что положено на тарелку, и не приучать к этому своих детей. Интересна в этом смысле система измерения порции пищи «по ладони»: размер порции — это еда, которая «помещается» в вашей руке.

Ешьте вместе. Хотя бы раз в день совмещайте собственный прием пищи с кормлением ребенка — так вы не только будете прививать своему чаду здоровые пищевые привычки, но и поможете ему усваивать правила поведения за столом и соблюдать прочие ритуалы, связанные с едой.

Окружите еду положительными эмоциями. С едой у ребенка должны быть связаны исключительно положительные эмоции: прием пищи — это не только насыщение организма полезными веществами, но и удовольствие. Не заставляйте ребенка есть, давайте столько еды, сколько он охотно съедает, не торопите, не уговаривайте и не запугивайте. Если малыш отказывается от «невкусного», но полезного продукта, экспериментируйте со способами его приготовления и подачи, но не ругайте и не наказывайте ребенка за отказ. Продолжайте предлагать этот продукт в разных видах, без лишнего напора и с большими паузами. В конце концов отказ от той или иной еды со стороны малыша может быть сигналом о скрытой пищевой непереносимости, и, настояв на своем, вы можете не просто не добиться пользы, но еще и причинить вред.

Создавайте ритуалы, связанные с приемом пищи. Предупреждать заранее о времени приема пищи, приучить мыть руки перед едой и после, помогать взрослым с сервировкой, сидеть за столом прямо, есть аккуратно, правильно пользоваться приборами и салфеткой, убирать со стола после еды, мыть посуду — несложные шаги для формирования правильной культуры еды. Ребенок не раз оценит ваши усилия, оказавшись в обществе, где к культуре поведения за столом относятся щепетильно.

Принимайте пищу в спокойной обстановке. На время еды нужно убрать из поля зрения ребенка все игрушки, выключить телевизор и устранить прочие раздражители. Так малыш сможет сосредоточиться на самой еде, прислушиваться к сигналам о насыщении, получить удовольствие от блюда. Даже разговоры (кроме подкрепляющих на стадии введения прикорма) стоит отложить на другое, более подходящее время: когда я ем, я глух и нем!

Выбирайте продукты и готовьте еду вместе. Ребенок будет с удовольствием пробовать то, к созданию чего сам приложил немало усилий. Готовьте вместе с ним полезную еду вкусно и с фантазией, чтобы малыш понял, что «полезное» не значит «невкусное». Осваивайте новые рецепты вместе с ребенком, пусть он тоже проявит фантазию.

Позаботьтесь о том, чтобы перекусы между едой были здоровыми. Небольшие перекусы могут выступать как второй завтрак и полдник. Свежие фрукты и овощи, сыр, зерновые хлебцы, орехи, сухофрукты

— постарайтесь, чтобы эти перекусы присутствовали в вашем доме и всегда были доступны ребенку.

Готовьте сами здоровые аналоги полюбившихся промышленных «вкусностей».

Однако баловать «вкусностями» промышленного производства иногда можно! Кроме того, дома есть возможность приготовить почти все: чипсы из картофеля или других корнеплодов, шоколад, мармелад, желе, мороженое, карамель.

- Конфеты можно заменить фруктами, йогуртами, орехами и сухофруктами, шоколадные батончики

-горьким шоколадом, мороженое

-домашним ягодным сорбетом.

Обязательно хвалите. Уже доказано не один раз, что похвала работает значительно лучше наказания и положительное закрепление дает гораздо более сильный результат. Хвалите ребенка, когда он выбирает правильные продукты, поощряйте его, если убирает за собой со стола, старается кушать аккуратно и не проливает, когда доедает до конца, соблюдает правила, спокойно сидит за столом. Причин для похвалы можно найти очень много, не упускайте шанс и радуйте ребенка своим одобрением.

Не манипулируйте с помощью еды. Еда не должна быть утешением, поощрением или наказанием. Также пересмотрите свои пищевые привычки. Даже совсем маленький ребенок все замечает: если вы постоянно едите конфеты, потом он обязательно захочет их попробовать, и вам не удастся объяснить ему, что это вредно.

Будьте внимательны к подсказкам, которые вам посылает малыш. Попробуйте следовать принципам интуитивного питания. Возможно, вы и не заметите, что ваш малыш «сам», легко и без принуждения выбрал здоровые продукты как основу своего рациона: ведь он всего лишь следует естественным потребностям своего растущего организма.

Не смотрите в экран во время приема пищи. Научно доказано, что таким образом съедается гораздо больше еды, чем необходимо. А если в доме постоянно работает телевизор, ребенок становится не только зависимым от экрана, но еще и жертвой рекламы, к которой маленькие дети очень восприимчивы, поэтому дозируйте поступающую информацию.

Личный пример. До сих пор психологи и педагоги не нашли ничего, что работало бы лучше, чем личный пример. Очень важно иметь общесемейные застолья, когда ребенок будет наблюдать, как кушает папа, что делает за столом мама. Конечно, когда оба родителя работают, а ребенок находится в садике, организовать это трудно, но все равно возможно. Пусть это будут хотя бы совместные завтраки или ужины, а может, просто застолья в выходные дни.

Вся семья должна придерживаться единых правил. Постарайтесь договориться со всеми членами семьи (даже с теми, кто живет отдельно, но с кем регулярно видится ваш ребенок) о единых подходах к принципам здорового питания и культуры еды. Аналогичным образом запрет на регулярные отлучки от стола во время приема пищи для набегов к телевизору или по другим «важным делам, не терпящим отлагательства» должен поддерживаться всеми членами семьи, заботящимися о воспитании ребенка.

Семейные ужины. Во многих семьях уже не принято проводить семейные ужины, когда все собираются за большим накрытым столом, обсуждают события дня, планы на будущее, выражают эмоциональную поддержку друг другу. При современном ритме жизни теплый семейный ужин в конце рабочего дня иногда единственная возможность для семьи сплотиться вновь, подпитаться энергией и настроиться на следующий день. Сохраняйте эту традицию и передавайте ее своим детям: семья, собравшаяся за ужином, — это наша поддержка и опора, наша тихая гавань.

Надо ли заставлять детей есть?

Как же убедить ребенка есть здоровую еду, если он отказывается? Между убеждением и принуждением к еде огромная пропасть. Когда мама убеждает, она не обижается на отказ ребенка и не требует от него продолжить есть.

«Пока не съешь все, из-за стола не выйдешь», — знакомые слова? Понятно, что у наших бабушек просто не было выбора, но не стоит продолжать эту традицию пищевой тирании.

Да, обидно, когда любовно приготовленный ужин остается на тарелке практически нетронутым. Кажется, что ребенок пренебрегает нашей заботой — всеми теми силами, что были потрачены на добывание пищи и ее приготовление. И словно охваченные духами из далекого советского детства, мы яростно повторяем слова бабушки: «Столько людей голодает, а ты! Мама с папой стараются, работают, а ты кочевряжишься! Не будешь есть — останешься маленьким и слабеньким!»

Но подумайте лучше о том, что такие слова диктуются не заботой, а эгоистическим чувством обиды за то, что нашу любовь и заботу отвергли.

Согласно многим исследованиям, есть связь между воспитанием ребенка и пищевыми нарушениями в его взрослой жизни. Родители по всему миру ведут себя похоже, но по-разному оправдывают принуждение к еде.

На Западе взрослые руководствуются тем, что это «вкусно», «полезно», «дорого» и «должно быть съедено свежим», а в таких странах, как, например, Мавритания, маме будет стыдно за своего худого ребенка, так как все соседи будут считать их семью бедной. Особенно это касается девочек, которых в арабских деревнях до сих пор откармливают до стандартов сказок «1001 ночи», согласно которым пупок женщины должен «вмещать унцию орехового масла».

Вредное последствие принуждения к питанию: еда как утешение.

Но в итоге послушные дети перестают есть из-за того, что они испытывают голод, а начинают использовать еду для других целей. Съеденная пища оказывается способом заслужить похвалу мамы и испытать таким образом удовольствие. И в своей взрослой жизни они точно так же будут обращаться к еде, чтобы утешить себя в состоянии стресса или грусти.

К сожалению, слишком сильный контроль со стороны родителей в отношении питания очень часто приводит к подобным результатам. То же касается и запретов на вредные продукты: ребенок перестает воспринимать их как еду и видит в них лишь недоступное удовольствие. Когда мы заставляем малыша есть полезный продукт, от которого он настойчиво отказывается, он опять же перестает воспринимать его как пищу. Для него это навсегда остается проигранной битвой, в которой его разгромил более сильный противник.

72 % людей, которых заставляли в детстве есть конкретные полезные блюда, полностью исключили их из рациона во взрослой жизни.

Что такое интуитивное питание?

Концепция «интуитивного питания» противостоит идее принуждения к еде. Она основана на способности слушать свое тело, доверять ему и исходить из истинных потребностей именно своего организма, а не усредненных рекомендаций. Можно по-разному относиться к этой методике, но интуитивное питание в ответ на сигналы, идущие от тела, действительно гармонизирует наши отношения с едой.

А главное — человек вспоминает, что можно внимательно относиться к своим ощущениям, эмоциям, потребностям и опираться на них в выборе.

Чтобы следовать этим подходам, не требуется много усилий. Особенно когда мы говорим о маленьких гурманах. Ведь дети, чей организм еще не знаком с несбалансированным меню, стрессами, нездоровыми привычками, знают, когда, в каких количествах и какая еда им необходима для хорошего самочувствия, и часто своим поведением дают нам, взрослым, подсказки. К сожалению, мы нередко оказываемся глухи к ним, даже будучи движимыми самыми лучшими намерениями: накормить общепризнанной здоровой пищей… и побольше!

Лучшее, что могут сделать родители, задумывающиеся о том, насколько среднестатистические нормы и показатели должны регулировать жизнь их детей, — это отказаться от стереотипов. Очень важно не заглушить природную мудрость малыша, настаивая на своих взрослых, «правильных» представлениях о здоровых моделях пищевого поведения.

Но если малыш предпочитает кефир ежедневно, мясо — не чаще раза в неделю, а от молока и вовсе всегда отказывается, доверьтесь ему: помимо того, что он интуитивно корректирует некоторый дисбаланс в организме (возможно, именно сейчас ему не хватает бифидобактерий, он также хочет научить вас чему-то очень важному и хорошо вами забытому — умению доверять себе.

Привычки в еде, которые формируются у человека с детства, будут с ним на протяжении всей его жизни, а потом он так же научит питаться своих детей. Именно поэтому так важно именно сейчас, пока ребенок маленький и ест в основном то, что мы готовим и предлагаем, заложить правильные привычки, которые помогут сохранить его здоровье. Дисциплинируйте себя, следите за соблюдением принципов здорового питания и образа жизни и передавайте их своим детям.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Мы выбираем правильное питание»Фотоотчет «Мы выбираем правильное питание» В настоящее время проблема ожирения у детей приобретает угрожающий характер и характеризуется неуклонным ростом. Согласно статистике ВОЗ,.

Фотоотчет «Правильное питание — залог здоровья!»Фотоотчет «Правильное питание — залог здоровья!» Всемирный день защиты прав потребителей 15 марта 2016 года прошёл под девизом: «Исключить антибиотики из меню» В Самарской области в преддверии.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Правильное питание»Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Правильное питание» Цель: Расширять представления детей о продуктах питания и их значении для человека выделять правила здорового питания, развивать умение.

Конспект занятия «Правильное питание — здоровое питание» с детьми старшей группыКонспект занятия «Правильное питание — здоровое питание» с детьми старшей группы Цель: создание условий, для развития познавательной активности у детей о правильном питании. Задачи: Обучающие: Закрепить знания детей о.

Конспект занятия в средней группе «Правильное питание — здоровое питание»Конспект занятия в средней группе «Правильное питание — здоровое питание» Цель: создание условий для знакомства детей с правилами здорового питания. Задачи: -Закрепить знания детей о продуктах питания и их значении.

Педагогический проект «Правильное питание» .

Перспективный план работы к проекту «Правильное питание» Сентябрь. Тема №1 "Вводная". Цель:знакомство с героями и жителями "Страны Здоровья". Мероприятия: -диагностика знаний детей о культуре принятия.

Проект «Правильное питание — залог здоровья!» в средней группеПроект «Правильное питание — залог здоровья!» в средней группе Вид проекта: познавательно - исследовательский, Тип проекта: групповой Продолжительность: краткосрочный Сроки реализации: (январь – февраль.

Проект «Правильное питание — здоровое поколение» ПРОЕКТ «Правильное питание – здоровое поколение» Актуальность: Правильно питание, забота о своём здоровье имеет очень важное значение в.

Проект «Здоровое и правильное питание детей дошкольного возраста» Тип проекта: образовательный Сроки реализации: краткосрочный (месяц) Участники: воспитанники старшей группы, воспитатели, помощник воспитателя,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Правильное питание для детей»
Опубликовано: 13 апреля 2022 в 18:43
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Правильное питание для детей»» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Балашова (УИ 699718) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД