Ирина Червякова
Практикум для воспитателей по обобщению теоретических знаний о стилях общения в руководстве игрой
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ № 57 «Рябинка» «Детский сад» г. Калуги
Практикум для воспитателей ДОУ
Место проведения: музыкальный зал.
Дата проведения: 03.02.2016 г.
Время проведения: 13.30.
Участники:педагоги (стаж до 5 лет).
Цель: обобщение теоретических знаний о стилях общения в руководстве игрой.
Задачи:
1. Обсудить, насколько применены разные стили общения в руководстве игрой.
2. Выделить достоинства и недостатки каждого из них.
Публикация «Практикум для воспитателей по обобщению теоретических знаний о стилях общения в руководстве игрой» размещена в разделах
- Игры для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
3. Способствовать проявлению творчества и фантазии воспитателей при выполнении конкретных заданий.
Методика проведения: коллектив воспитателей с помощью жеребьёвки делится на две команды, а затем на четыре.
Оборудование: мольберт, игровой материал, карточки с текстом ситуаций, фишки, музыкальное сопровождение.
Известно, что особую трудность для воспитателей представляет организация общения с детьми в процессе игры, так как взрослым довольно сложно принять позицию партнёрства и сотрудничества с ребёнком во время игры.
Педагогическое общение может осуществляться в двух формах: в монологе и в диалоге. При монологическом общении активен педагог, а воспитанник остаётся безмолвным слушателем. В руководстве игровой деятельностью такое общение недопустимо.
Педагогическое общение, осуществляемое в форме диалога, предполагает взаимодействие педагога и детей, оно строится на основе партнёрских отношений – так осуществляется общение воспитателя с детьми в процессе игры.
Поскольку педагог и дети во время общения вступают в сотрудничество, то большое значение приобретают отношения, которые между ними складываются.
Таким образом, вопрос стиля педагогического общения является актуальным.
Выделяют следующие стили педагогического общения : авторитарный, демократический, либеральный (попустительский).
Авторитарный стиль предполагает тенденцию к жестокому управлению и контролю игры детей. Педагог, имеющий авторитарный стиль, сам определяет тематику игр, распределяет роли между детьми, предоставляет необходимый игровой материал, оформляет игровые уголки, а если детям что-то требуется для игры, то он сам делает необходимые атрибуты. Воспитатель решает, кому с кем играть, если посчитает, что дети что-то не так делают в игре, то делает им замечание. Из этой характеристики следует, что педагог, обладающий авторитарным стилем общения, использует прямые методы воздействия, все вопросы решает сам, мнение ребёнка его не интересует.
Следствием такой гиперопеки становится несамостоятельность, безынициативность детей. Самое главное – при авторитарном стиле не происходит полноценного развития игровой деятельности. Такой стиль общения неприемлем для руководства игрой.
Педагог, обладающий либеральным стилем общения, минимально включается в игру, уходит от руководства, демонстрирует тактику невмешательства. Получается, что при либеральном стиле дети предоставлены сами себе. В таком случаи, развитие игры происходит спонтанно.
Демократический стиль предполагает сотрудничество педагога и воспитанников. Взрослый ничего не делает за детей, он задаёт вопросы, о чём-то напоминает, но при этом не даёт готового решения, что надо делать в игре. Ребёнок сам должен решить, как поступать в той или иной ситуации. Вступая в общение с играющими детьми, воспитатель не диктует, как себя вести, он с помощью проблемных ситуаций активизирует фантазию, творчество детей. Если потребуется помощь, то все вместе обсуждают игровые проблемы. Это приводит к тому, что постепенно дети начинают проявлять инициативу и сами обращаются к воспитателю с различными игровыми проблемами, в данном случаи речь уже идёт об активизирующем общении не взрослого с ребёнком, а ребёнка со взрослым. Высшим уровнем является включение детей в активизирующее общение друг с другом. В этом случае игра становится истиной самодеятельностью детей.
Именно демократический стиль является самым предпочтительным в руководстве игрой. Следовательно, осуществляя активизирующее общение с детьми в процессе игры, педагог должен использовать демократический стиль.
Задание № 1.
На конкретном примере показать достоинства и недостатки авторитарном и либерального стиля общения воспитателя с детьми во время игры.
После показа воспитатели комментируют достоинства и недостатки представленного на конкретном примере стиля общения.
Задание № 2.
Участникам предлагается разрешить игровые проблемные ситуации в демократическом стиле.
Группе воспитателей предлагаются карточки, на которых представлены игровые ситуации. Надо за отведённое время придумать, как активизировать ребёнка к продолжению игры, и какие задачи руководства при этом будет решать воспитатель.
Затем участники по очереди зачитывают ситуацию, предлагают вариант активизирующего общения. Остальные анализируют, на сколько эффективно планируется осуществлять руководство, если считают нужным, могут предложить свои варианты решения, корректируя тем самым рассматриваемый вариант.
В качестве примеров предлагаем несколько игровых ситуаций и варианты их решения.
Ситуация 1.
Дети старшей группы играли в игру «Моряки». Никите надоело играть, и он захочет выйти из игры.
Как активизировать ребёнка к продолжению игры? Какие задачи педагогического руководства при этом можно решить?
Задачи педагогического руководства :
- совершенствовать предметные способы решения игровых задач, побуждая к использованию в игре воображаемых предметов или предметов заместителей;
- поощрить ребёнка за оригинальную игровую задачу и использование предмета заместителя;
- побуждать ребёнка к взаимодействию в игре;
- привлечь к совместной игре других детей;
- продемонстрировать ролевые высказывания, обращённые к игрушке, партнёру;
- развивать игровой замысел;
- и др___
Ситуация 2.
Ира взяла коробочку, похожую на магнитофон, и стала танцевать, петь, сказав, что магнитофон играет.
Как бы вы продолжили общение с ребёнком в игре? Какие бы при этом решали задачи педагогического руководства?
Ситуация 3.
Максим (4 года) катает по полу машинку, поставив перед ней кирпичик, немного провё з радостно сообщает: «У меня машина снег чистит».
Как бы вы продолжили общение с ребёнком и какие при этом решали бы задачи педагогического руководства?
Ситуация 4.
Илья (5 лет) повесил через плечо сумку и подошёл к воспитателю : «Я вас сфотографирую».
Как бы вы продолжили общение с ребёнком и какие при этом решали бы задачи педагогического руководства?