Дорофеева Ирина Николаевна
Методика обучения диалогу детей 6–7 лет в образовательном процессе
▼ Скачать + Заказать документы
Известный русский лингвист Л. П. Якубинский сказал:
«Диалог не только форма речи, он еще и разновидность человеческого поведения»
Диалог – это в первую очередь общение, разговор, беседа, когда беседуют два или несколько партнеров на какую-либо тему.
Диалог — это не просто вопросно-ответная форма речи, диалог предполагает личностные, партнерские отношения между собеседниками. Развитие диалога — это двусторонний процесс, когда собеседники общаются на равных, с взаимным пониманием и уважением друг к другу, даже если один из них — ребенок.
Темочки:
Диалогическая речь не только более высокая форма речевого развития, но и исторически первая. Она выступает как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается связная речь.
Основная цель развития диалогической речи у дошкольников - научить их пользоваться диалогом как формой общения.
Задачи обучения дошкольников диалогу:
1. развивать умения понимать разнообразные инициативные обращения (сообщения, вопросы, побуждения);
2. учить детей вступать в речевое общение различными способами: сообщать о своих впечатлениях, переживаниях; задавать вопросы; побуждать партнера по общению к совместной деятельности;
3. формировать у детей умение пользоваться интонацией, мимикой, жестами;
4. развивать умения следовать правилам ведения диалога
Можно выделить несколько групп диалогических умений:
• Собственно речевые умения
• Умение речевого этикета
• Умение общаться в паре, группе из 3 — 5 человек, в коллективе
• Умение общаться для планирования совместных действий
• Неречевые (невербальные) умения-уместное использование мимики, жестов.
Диалогические единства строятся по определенным схемам:
• вопрос-ответ
• вопрос-ответ-вопрос
• сообщение-вопрос
• сообщение-сообщение
• побуждение-сообщение и т. д.
Методы развития диалогической речи дошкольников:
1. Беседа
2. Неподготовленный этап
3. Чтение литературных произведений
4. Разнообразные игры (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, игры-инсценировки и игры-драматизации).
Приёмы:
1. Вопросы воспитателя
2. Приёмы словесных поручений
3. Совместное рисование к иллюстрациям, совместная аппликация, конструирование
4. Прием совместного составления детьми рассказа
Методы и приёмы развития диалогической речи дошкольников :
1. Основным методом формирования диалогической речи в повседневной жизни и на занятиях является разговор воспитателя с детьми (неподготовленный диалог).
Воспитатель разговаривает с детьми по любому поводу, в разное время, коллективно и индивидуально. Для коллективных разговоров лучшим временем является прогулка. Для индивидуальных, лучше подходят утренние и вечерние часы. Иногда разговоры возникают по инициативе ребенка, который подходит к воспитателю с каким- нибудь вопросом или сообщением, но не надо ждать этого. Воспитатель должен быть сам инициатором интересных разговоров
В течение дня воспитателю следует поговорить с каждым ребенком, используя для этого время прихода детей в детский сад, умывание, одевание, прогулки. Кроме таких кратких разговоров, вызываемых обстоятельствами, воспитатель предусматривает разговоры, которые он планирует как педагогический прием.
Диалогическому общению со сверстником служит также прием совместного составления детьми рассказа: один ребенок начинает рассказ, второй его продолжает, а третий завершает. Дети сами выбирают партнеров, договариваются о содержании, об очередности рассказывания. Это может быть сочинение по картине, по серии картин. Рассказы можно записать и оформить альбом детского словесного творчества.
2. Основным видом формирования диалогической речи является беседа.
Беседа - это целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный,
подготовленный диалог на заранее выбранную тему.
Беседа играет важное значение для умственного и нравственного воспитания детей. Ценность беседы в том, что взрослый учит ребенка логически мыслить, помогает думать. В беседе вместе с мышлением развивается речь.
3. Одним из методов формирования диалогической речи является чтение литературных произведений.
Чтение даёт детям образцы диалогического взаимодействия. Диалоги с использованием вопросов и ответов позволяют дошкольникам освоить не только форму различных высказываний, но и правила очерёдности, усвоить различные виды интонации, помочь в развитии логики разговора.
4. Эффективным методом развития диалогической речи являются разнообразные игры (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, игры-инсценировки и игры-драматизации).
Сюжетно-ролевые игры способствуют формированию и закреплению диалогических умений. С помощью сюжетно-ролевой игры дети учатся правильно общаться, правильно вести себя, так как в сюжетно-ролевой игре могут быть различные жизненные ситуации
5. Дидактические игры закрепляют, усвоенные детьми, речевые навыки, развивают быстроту реакции на услышанное.
6. Особую роль играют словесные игры, поскольку они позволяют педагогу направлять речевое поведение детей на создание тех или иных реплик.
Закрепление умений детей задавать вопросы и отвечать на них происходит в таких играх, как «Да и нет», «Хорошо или плохо», «Разрешается-запрещается».
7. Игры-инсценировки и игры-драматизации объединяют детей, хорошо знакомым текстом и представляют в себе сюжет. В этих играх ребёнок играет роль сказочного персонажа, принимает его позицию, и тем самым преодолевает свойственный возрасту эгоцентризм. Один и тот же текст может быть инсценирован разными способами: при помощи игрушек, кукол, картинок, через выразительные движения и речь.
ВЫВОД
Развитие диалогической речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка дошкольника и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду.
Большое влияние на развитие речи детей оказывает воспитатель. В связи с этим его собственная речь должна быть правильной, выразительной и доступной для восприятия детей. Так же в речи воспитателя должно содержаться много метких выражений, поговорок, стихов, эпитетов.