Мария Киргинцева
Практикум для родителей «Учимся проводить самостоятельные исследования»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: Киргинцева Мария Евгеньевна, воспитатель МБ ДОУ «Детский сад №2 «Рябинка»», г. Мегион
Описание работы: данный материал поможет родителям детей старшего дошкольного возраста в формировании знания о методике проведения исследований, разработанной А. И. Савенковым.
Цель: повысить мотивацию родителей к овладению методикой исследовательской деятельности.
Задачи:
Познакомить родителей с понятием «исследование»;
Публикация «Практикум для родителей „Учимся проводить самостоятельные исследования“» размещена в разделах
- Воспитание самостоятельности у детей
- Исследовательская деятельность
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Формировать знания родителей о методике проведения исследований, в дошкольных учреждениях, разработанной А. И. Савенковым.
Обратить внимание на основные этапы данной методики посредством игровой деятельности.
Оборудование: проектор, ноутбук, карточки с символическим изображением методов исследования: «подумать самостоятельно», «спросить у другого человека», «прочитать в книге», «посмотреть в интернете», «понаблюдать», «экспериментировать»; карточки с символическим изображением «тем» будущих исследований, ручки, карандаши, фломастеры, листы бумаги, академические головные уборы и мантии.
Ход семинара-практикума:
-Добрый день, уважаемые родители! Спасибо, что уделили нам время. Тема сегодняшнего семинара-практикума «Исследовательская деятельность в детском саду с использованием методик Савенкова А. И».
Актуальность.
Чтобы помочь ребёнку самореализоваться в современном обществе, необходимо развивать у малыша творческую активность, способность к познавательно - исследовательскому поиску уже в дошкольном возрасте.
Исследовать – значить искать «вслепую», не зная к чему придёшь, и будут ли результаты твоей деятельности полезны тебе и обществу.
Проектировать – действовать по плану, решать уже известную, сформулированную задачу. Чтобы реализовать проект, нередко требуется исследование.
Вот и ребёнка нужно обучать и исследованию и проектированию.
Какие же методы исследования используются в детском саду?
Давайте разберёмся, на примере методики доктора педагогических и психологических наук – Савенкова Александра Ильича.
Методика включает в себя алгоритм проведения исследования и даёт ребёнку возможность быстро ориентироваться и выбирать подходящий инструмент для поиска информации в любой ситуации.
Подготовка.
Нам понадобятся картонные карточки с изображением методов исследования.
А также карточки - темы будущих исследований. Например: растение, дом, посуда, животное и тд. Кроме того, для занятий понадобятся ручки, карандаши, фломастеры, листочки бумаги. Всё вышеперечисленное вы можете найти у себя на столах, сейчас немного практики.
1. Выбор темы.
Для начала нам нужно посмотреть на картинки и определить тему исследования, а также выбрать двух энергичных, разговорчивых помощников, которые будут выполнять работу по исследованию вместе с педагогом. Выбираем интересную тему для исследования и карточку-картинку закрепляем на самом видном месте, лишние карточки пока убираем.
Педагог предлагает выбрать родителям тему будущего исследования.
2. Составление плана исследования.
Что мы должны сделать вначале, чтобы собрать как можно больше фактов об объекте, который мы выбрали? А какие методы исследования использовали бы вы? (Предлагает родителям высказаться, затем выставляет картинки с изображением методов исследования, а родители угадывают, какой метод нарисован)
-В ходе коллективного обсуждения дети обычно называют основные методы: «прочитать в книге», «понаблюдать» и др. Не забываем хвалить за высказывание всех детей и выкладывать на доску карточки с уже названными детьми методами исследования. Те методы, что дети не назовут, можно и нужно подсказать.
Составить план исследования поможет беседа с детьми, в которой деликатно педагог подводит воспитанников к оптимальной структуре исследования: подумать самостоятельно, спросить у другого человека, посмотреть в книгах, по телевизору, понаблюдать и провести эксперимент. Карточки по порядку выстраиваются перед детьми.
3. Сбор материала.
Предлагаем сразу, на заранее заготовленных листочках бумаги, фиксировать информацию с помощью значков-символов, «пиктограмм». Это могут быть рисунки, буквы, цифры. Получаться у ребёнка будет не сразу, но от занятия к занятию, читать информацию по пиктограммам дети учатся всё лучше и лучше.
Итак, пробежимся по методам исследования…
1.«Подумать самостоятельно». Вспоминаем, что же мы знаем, например, о кошке. Живёт в доме – рисуем дом. Любит молоко – рисуем голову коровы с рогами.
Какие варианты можете предложить вы? (Выслушивает ответы родителей, фиксирует вместе с родителями определения, с помощью символов)
2. «Спросить у другого человека». Вопросы можно задавать всем, кто есть в комнате. Дети не привыкли и стесняются задавать вопросы, необходимо подбадривать и подсказывать им то, о чём можно спросить. Особенно вначале обучения. Например: узнать у взрослых как можно ухаживать за кошкой. Зарисовать: расчёску, бантик на верёвочке, мягкую подушку.
А какие вопросы задали бы вы? (Выслушивает ответы родителей, фиксирует вместе с родителями определения, с помощью символов)
3. «Узнать из книги». Можно рассмотреть картинки или прочесть информацию педагогу самому, а детям сделать зарисовки. Читаем энциклопедию и помогаем детям фиксировать информацию.
4. «Наблюдение и эксперимент». Понаблюдаем за кошкой и зарисуем, например, информацию о том, что кошка любопытна. Нарисуем глаза и уши. Любит часто умываться - кран и капля воды. Тему эксперимента предлагает педагог. Например: услышит ли кошка шум от падающего шарфа или любит ли кошка, когда её гладят по голове? Как фиксировать информацию изначально предлагает педагог, а дети дополняют деталями.
Если какой-то метод не получается, не сильно заинтересовал детей, не нужно заострять на этом внимание. Чтобы дети не потеряли интерес к исследованию в целом, всё нужно делать в энергичном темпе.
4. «Обобщение данных».
Обязательно нужно разложить записи и пиктограммы одного из помощников педагога так, чтобы все их видели. Начинаем с самой важной и чётко прорисованной информации, не читаемые листочки можно отложить в сторону. Наша задача – научить ребёнка смело высказывать свои определения, даже если они будут выражаться всего в одном предложении, как это бывает на начальном процессе обучения.
Воспитатель выкладывает перед родителями заранее приготовленные рисунки и просит составить по ним небольшой рассказ.
5. «Доклад»
Обобщаем информацию и выбираем одного из докладчиков посмелее, с хорошо развитой речью, надеваем на него мантию и академическую шапочку. Помогаем делать доклад всем коллективом. Помощники педагога дополняя друг друга и заглядывая в свои записи рассказывают, например, кто такая кошка, где она живёт, что любит, чем питается.
Сегодня я познакомила вас с методикой Савенкова А. И. о проведении исследований в детском саду, постаралась показать, как можно его использовать в работе с детьми.
Я благодарю вас за работу и в заключении хотелось бы услышать ответы на следующие вопросы:
- Что вы узнали для себя нового?
- Было ли вам интересно?
- Захотелось ли вам использовать данную методику?
На практике мы убедились, что методы исследовательской деятельности актуальны и очень эффективны. Она дает возможность ребенку организовывать и планировать собственную исследовательскую деятельность, анализировать, обобщать и презентовать её результаты.
Список литературы
ры:[/b]
1. Савенков, А. И. Детское исследование как метод обучения старших дошкольников»: Лекции 5–8. / А. И. Савенков. — М. : Педагогический университет «Первое сентября». - 2007. — 92 c.
2. Савенков, А. И. Методика исследовательского обучения дошкольников / А. И. Савенков. Серия: - Издательство: Дом Федорова. – 2010.
3. Харитонова Л. Исследовательская деятельность дошкольника / Л. Харитонова // Дошкольное воспитание. -2001 г. - № 7.