Елена Щенникова
Мастер-класс для родителей «Учимся дышать»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить родителей с основными упражнениями на развитие речевого дыхания, способами их выполнения.
Задачи:
- использовать приёмы проведения дыхательной гимнастики в условия семьи.
- показать значение дыхательной гимнастики, как одно из способов профилактики заболеваний и коррекции произношения звуков.
- научить родителей делать игру своими руками «Лети, звездочка»
Публикация «Мастер-класс для родителей „Учимся дышать“» размещена в разделах
Ход работы:
-Добрый вечер, уважаемые родители. Давайте подарим всем наши красивые улыбки и радостное настроение. И познакомимся, каждая мама назовет свое имя. Наша встреча с вами происходит в рамках предстоящего педсовета по работе с родителями. Мы с ребятами хотели бы показать вам, как нужно правильно дышать, чтобы красиво разговаривать. Сегодня мы поговорим о дыхательной гимнастике, ее роли в развитии речи ребенка.
Есть такое мудрое изречение:
Разница между жизнью и смертью — это наше дыхание. Глубокое дыхание имеет огромное значение для нашего здоровья, вот почему, если мы стремимся к здоровью, то должны научиться правильно дышать.
Обратите внимание, как дышит ваш ребенок, не затруднено ли у него носовое дыхание, не приходится ли малышу держать рот открытым? Как показывает опыт, маленькие дети зачастую начинают говорить на вдохе или на остаточном выдохе. Встречаются случаи, когда дети набирают воздух перед произнесением каждого слова. Отмечено, что дыхание у таких детей поверхностное, прерывистое, нарушен ритм дыхания.
Давайте вспомним, что такое дыхание? – это физиологический процесс, включающий в себя две фазы – вдох и выдох.
Дыхание можно разделить на два вида – речевое и неречевое. Неречевое дыхание состоит из вдоха и выдоха, примерно равных по продолжительности. Речевое дыхание отличается от не речевого тем, что вдох менее продолжительный, чем выдох. Для того, чтобы можно было произнести развернутую фразу с правильной интонацией, нужно владеть и развивать речевое дыхание. Так же речевое дыхание важно для постановки отсутствующих звуков. Произнесение большинства звуков русского языка требует сильной, направленной воздушной струи.
Как правильно выполнять упражнения дыхательной гимнастики?
Дыхательная гимнастика начинается с общих упражнений, которые увеличивают объем, глубину и силу вдоха и длительность выдоха, а также нормализуют ритм дыхания. Правильное речевое дыхание – это вдох носом, а выдох ртом. Важно, чтобы при вдохе не поднимались плечи и грудная клетка. Выдох же должен быть плавным и долгим.
На начальном этапе необходимо научить ребенка дышать с закрытым ртом. Ребенок должен научиться глубоко вдыхать и длительно выдыхать через нос. После того, как малыш привыкнет дышать носом, начинают тренировать его ротовой выдох. Можно после вдоха носом закрыть ребенку ноздри, чтобы он выдыхал через рот. Обязательно следим за тем, чтобы во время ротового выдоха, не раздувались щеки. Постепенно длительность выдоха увеличиваем.
Отрабатывая правильное речевое дыхание придерживайтесь следующих рекомендаций:
1. вдох через нос, выдох осуществляется ртом;
2. губы при выдохе немного открыты («трубочкой»);
3. выдох должен быть продолжительный и плавный;
4. не поднимать плечи;
5. не надувать щеки при выдохе;
6. упражнение на развитие дыхания повторить не более 3-5 раз;
7. осанка ребенка должна быть правильной (спину держать прямо, не сутулиться, не опускать плечи)
8. проводить упражнения по формированию правильного речевого дыхания в игровой форме;
9. помещение предварительно проветрить перед проведением дыхательной гимнастики.
Сейчас выполним несколько упражнений дыхательной гимнастики. Давайте встанем в круг.
Подготовительное упражнение
Исходное положение. Стоя. Выполнение. Закрыть глаза, постараться успокоиться, расслабиться. Делаем глубокий вдох и задерживаем дыхание насколько возможно. Выполняем 5-10 раз.
Упражнение «Окно и дверь»
Исходное положение. Встать ровно, выпрямиться.
Выполнение. В этом упражнении воздух заходит через «окно», а выходит через «дверь». Сначала «окно» — левая ноздря, а «дверь» — правая. Правой рукой зажимаем правую ноздрю, медленно вдыхаем через «окно», потом левой рукой зажимаем левую ноздрю и медленно выпускаем воздух через «дверь». Выполняем 4-6 раз. Затем «окно» и «дверь» меняются местами.
Упражнение «Обдуваем плечи».
Исходное положение. Стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль тела, голова прямо
Выполнение. Делаем вдох, затем поворачиваем голову налево, делаем выдох через рот, губы при этом свернуты в трубочку. Продолжаем выполнение этого упражнения в следующем порядке : голова находится прямо – «вдох», голова повернута направо – «выдох», голова прямо – «вдох», голову опускаем к подбородку – «выдох», голова прямо – «вдох», голову поднимаем наверх – «выдох», голова прямо – «вдох». Выполняем упражнение 5-10 раз.
Упражнение «Насос».
Исходное положение. Стоя, ноги вместе, руки опущены вдоль тела
Выполнение. Делаем вдох, затем выдыхая, совершаем наклоны в сторону, руки двигаются вдоль тела, на выдохе произносим: «С-с-с-с…». Выполняем упражнение 6-8 раз в каждую сторону.
Упражнение «Потягушечки».
Исходное положение. Стоя, ноги вместе, руки подняты вверх
Выполнение. На вдохе – хорошо подтягиваемся, поднимаемся на носки, на выдохе – руки опускаем, встаем на всю стопу, произносим: «У-х-х…» Выполняем 4-5 раз.
Упражнения «Веселые клоуны».
Данное пособие помогает научить ребёнка делать длительный и плавный выдох. Клоуны распечатаны на принтере и заламинированы, на обруче и зонтике клоунов привязаны верёвочки с ватным шариком, на который нужно подуть. Игра –разминка «Танец Лавата»
Все встают в круг.
У меня ручки хороши, хороши (показывают)
А у соседа лучше (берутся за руки)
Дружно танцуем тратата тратата
Наш танец веселый Лавата (идут по кругу)
У меня ушки хороши, хороши,
А у соседа лучше
Дружно танцуем тратата тратата
Наш танец веселый Лавата (идут по кругу)
И т. д.
Игра «Ветерок».
Перед началом игры необходимо подготовить метёлочки. Для этого прикрепите полоски цветной бумаги (елочного «дождика») к деревянной палочке (коктейльной трубочки). Покажите, как можно подуть на бумажные полоски, потом предложите подуть ребенку.
Игра «Поддувалки».
Учим детей сдувать с полянки бабочек, а в реке плавающих рыбок.
Игра «Бумажный флажок»
Перед началом занятия подготовьте полоски бумаги. Покажите ребенку, как можно подуть на полоску, поднеся ее к нижней губе (полоску следует держать большим и указательным пальцами).
- Давай превратим бумажные полоски в настоящие флажки. Для этого нужно сделать ветер - вот так! Флажки полощутся на ветру!
Игры «Снежинка», «Листочек», "Пёрышко".
Предложите ребенку легким, длительным ротовым выдохом сдуть с ладони (на уровне рта ребенка) снежинку, листочек из бумаги.
А сейчас я предлагаю вам сделать игру для выработки целенаправленной воздушной струи.
Игра «Лети, звездочка»!
Сделаем бумажные звездочки, к каждой звездочки привяжем нитку длиной 20-40 см, нитку прикрепите к трубочке (на некотором расстоянии друг от друга). Нитки натяните так, чтобы звездочки висели на уровне лица стоящего ребенка. Далее попробуйте подуть на звездочки по очереди.
-Оставьте, пожалуйста, свои впечатления о нашем мероприятии.
(родителям раздаются листы с липким краем, двух цветов — жёлтого и синего, ручки). И приклейте его на мольберт, выбрав одну из сторон: где нарисовано солнышко – приклейте положительный отзыв, где нарисована тучка – ваши пожелания по моей работе.
Спасибо всем за участие!
А в конце нашей встречи хочу вам пожелать, дышите правильно и будьте здоровы!