РИММА РЕИМБАЕВА
Семинар практикум «Учимся танцевать»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар – практикум для воспитателей и специалистов ДОУ
«Учимся танцевать!»
Подготовила музыкальный руководитель 1 категории
Реимбаева Р. М.
Эльхотово 2018г.
Цель: раскрыть значение влияния развития чувства ритма на развитие речевой и дви-
гательной активности детей.
Форма проведения: семинар – практикум.
Игра «Знакомство».
Каждый участник прохлопывает своё имя: шлепок по коленям, хлопок в ладоши,щелчок пальцами левой руки – своё имя, щелчок правой – произнести имя того, с кем познакомился.
Вступительное слово.
Публикация «Семинар практикум „Учимся танцевать“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
Способность откликаться на звуки музыки – общечеловеческое свойство. Каждый человек может в той или иной степени заниматься музыкой. Звучать и быть услышанным – общечеловеческая потребность и отказывать человеку в удовлетворении этой потребности негуманно.
Воспитание музыкой – «почва» для дальнейшего развития человека. Какова почка –таковы и растения. Не всякие уроки музыки могут быть полезны маленькому человек (да и большому).
Чтобы музыкальные занятия послужили базой для роста человеческой личности, они должны быть наполнены творчеством. Особенно важно это для начального этапа, когда маленький человек впервые входит в мир музыки.
Вместе с развитием музыкальных способностей детей самое серьёзное внимание необходимо уделять ритмическому воспитанию.
Теоретическая часть:
Что такое ритм и чувство ритма?
Ритм – это чередование различных длительностей звуков в музыке.
Чувство ритма – это способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоционально выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить.
Какова же природа ритма? Исследователи делают акцент на том, что ритмическое
воспитание не может быть только слуховым, ведь ритм имеет в основе своей движение. Поэтому в развитии чувства ритма должно участвовать всё наше тело. Ещё одно важное наблюдение касается того, что в основе чувства ритма лежит восприятие выразительности музыки.
Для того чтобы ребёнок действительно проникся чувство ритма всё нужно начинать с простых движений под музыку (ходьба, бег, прыжки). Основная задача на этом этапе – добиться у ребёнка быстрой реакции.
Ритм присутствует во всех моментах музыкальных занятий: в пении, слушании музыки. Часто к этому добавляется звучащий жест.
Термин «звучащие жесты» принадлежит Гунильд Кетман, соавтору Карла Орфа.
Звучащие жесты –это игра звуками своего тела, игра на его поверхности: хлопки,шлепки по бёдрам, груди, притопы ногами, щелчки пальцами, цоканье языком и др.
Идея использовать в элементарном музицировании те инструменты, которые даны человеку самой природой, отличается универсальностью, важной для массовой педагогики, т. к. подобные формы ритмического сопровождения в том или ином виде есть у всех народов мира, в том числе и в русском фольклоре.
Также много ритмической работы ведется в музицировании на музыкальных инструментах. Постепенно ритмические формулы усложняются. Они становятся более длительными, вводится прерванный ритм, синкопа.
Ритмические композиции составляются вместе с разнообразными движениями (имитационными, танцевальными, общеразвивающими). Они позволяют выразить различные эмоциональные состояния, сюжеты, образы.
Интерпретируя музыку, ребёнок приобретает опыт творческого переосмысления музыки. Именно этот опыт позволит ребёнку в дальнейшем успешно осваивать и другие виды творческой деятельности.
Значение чувства ритма на развитие двигательной активности детей
Музыкально – ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузки и утомления. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение.
Движение и танец, помогают ребёнку подружиться с другими детьми, дает определенный психотерапевтический эффект. Музыкально – ритмические навыки составляют основу упражнений с музыкальными заданиями. Они подводят дошкольников к пониманию законов ритмического строения музыкальных произведений, учат разбираться в многообразии характера музыки.
Восприятие ритма вызывает многообразие двигательных ощущений: сокращение языка, мышц, головы, пальцев ног и рук, гортани, грудной клетки. Поэтому упражнения на развитие чувства ритма, как нельзя лучше способствуют оздоровлению детей.
«Да пропади пропадом день, когда мы не танцевали хоть раз» Фридрих Ницше.
Творческий потенциал, самовыражение дошкольника во многом зависят от той базы знаний, умений и навыков, которые они приобретают в детском саду. Важное место в музыкальном воспитании дошкольников отводится музыкально-ритмическим движениям: упражнениям, разминкам, тренажам, танцам, играм, хороводам и т. д.
Дошкольный возраст – это такой период детства, когда можно развивать двигательные способности ребенка и в случае необходимости корректировать многие проблемы.
Поскольку все дети любят двигаться, сам процесс движения им в радость и удовольствие, поэтому педагогу важно выбирать музыкально-ритмический репертуар в соответствии с возрастными особенностями детей, создавать атмосферу заинтересованности, увлекая детей эмоциональным исполнением музыки и ярким показом.
Из всего многообразия музыкально-ритмических движений особое внимание уделяется танцам. Любой танец состоит из логической цепочки танцевальных движений и их элементов. Красивое исполнение танца, самовыражение каждого ребенка зависит от качества усвоения и выполнения того или иного танцевального движения в отдельности. Подговорки – удобный материал для решения этой задачи.
Что же такое подговорки?
Это малый фольклорный жанр, в котором в стихотворной форме раскрывается техника исполнения танцевального движения и его название. Использование подговорок способствует лучшему усвоению танцевальных движений.
Если в музыкально-ритмическом движении для ребенка музыка является «исходным моментом», а движение – средством ее усвоения, то в подговорках «исходным моментом» является четкая, выразительная речь педагога. Подговорки образны, музыкальны, ритмичны. Работать с ними удобно в любых условиях: в самостоятельной музыкальной деятельности, в часы досуга, на утренней гимнастике, в развлечениях, на музыкальных занятиях. Заниматься с детьми можно индивидуально, подгруппами и всей группой. Материал удобно использовать на всех этапах работы:
1. знакомство с танцевальными движениями;
2. разучивание, отработка, повторение, закрепление движений;
3. самостоятельная творческая деятельность самих детей.
В группах младшего возраста текст подговорки читает воспитатель или музыкальный руководитель, а движения выполняют дети. В средней группе осуществляется совместная творческая деятельность воспитателя и ребенка. В группах старшего возраста, используя подговорку, дети самостоятельно выполняют танцевальные движения. Воспитатель или музыкальный руководитель иногда пользуются методами косвенного руководства.
В процессе работы педагогам следует обратить внимание на четкость, выразительность, эмоциональность произношения текста, что в свою очередь влияет на характер,качество исполнения движений. Во время исполнения движений можно использовать ударные инструменты или шумовые эффекты, которые украсят танцевальные движения. А теперь я предлагаю всем потанцевать, свои ножки поразмять.
Практическая часть :
Танцевальные движения
1. Шаг с полуприседанием
Шаг – присяду, шаг – присяду, спинку прямо я держу.
Шаг – присяду, шаг – присяду, это танец я учу!
2. «Маятник»
Вперед – назад, вперед – назад маятник качается.
Влево – вправо, влево – вправо детям очень нравится.
3. Галоп прямой
Но, лошадки, но, лошадки, вы скачите без оглядки.
Ножку правую вперед – получается галоп!
4. Галоп боковой
Пятка пятку догоняй, пятка пятку выбивай.
Гоп, гоп, гоп, гоп, вышел боковой галоп!
5. Ковырялочка
Носок – пятка, перетоп, носок – пятка, перетоп.
Вот какие молодцы – мы танцоры удальцы!
6. Подскок
Скок, скок, скок, скок! Вот какой у нас подскок!
Ножку дружно поднимаем и носочек книзу тянем.
7. Гвоздики
Каблучками я стучу, пляску русскую учу.
Пляска русская моя – замечательная!
8. Припадание
Припадаем, припадаем, русский танец начинаем.
Как лебедушки, плывем, хоровод мы наш ведем!
Припадаем мы на ножку и покружимся немножко.
Как танцуем мы красиво, улыбаемся счастливо!
9. Топотушки
Топотушки, топотушки, раз, два, три, четыре, пять.
Дружно, весело, задорно повторим мы все опять!
10. Шаг польки
На рассвете ранним утром зайки вышли поскакать.
Скок – пробежка, скок – пробежка, будут польку танцевать!
Танцевальные движения можно комбинировать и использовать их в играх.
Игра «Мостик»
Проложили через речку очень узкую дощечку!
(идут по кругу, взявшись за руки)
Кот пройдет – провалится, кошка в воду свалится,
(шаг с припаданием вправо)
Курица – споткнется, утка – скувырнется.
(шаг с припаданием влево)
Только мышка перешла, всех мышат перевела.
(выворачивают круг за ведущим или идут «змейкой»)
Игра «Мукомол»
Мукомол, мукомол, ты нам зёрна смолол.
А теперь из муки всё, что хочешь, испеки.
(переменный шаг)
Пышки – для мышки, сайки – для зайки,
Для ежей отличные бублики столичные.
(шаг с притопом)
Игра «Андрей-воробей»
Водящий мальчик стоит в кругу, дети по кругу.
Андрей-воробей, не гоняй голубей,
(ковырялочка с правой и левой ноги)
Гоняй галочек из-под палочек.
(маятник прямой и боковой)
Не клюй песок, не тупи носок,
Пригодится носок клевать…
(выбрасывание ног вперед в прыжке)
Колосок… (три притопа)
Водящий мальчик говорит:
Будете дразнить, буду всех ловить!
(водящий догоняет – «осаливает» – детей)
В заключении хочется сказать: только совместная, заинтересованная и творческая работа всех педагогов обеспечит хороший результат. Музыкальные руководители показывают и разучивают танцевальные движения на музыкальных занятиях, а воспитатели закрепляют их в свободное время с детьми. Разучивание подговорок способствует не только качественному исполнению танцевальных движений, но и развивает речь, укрепляет физическое здоровье наших воспитанников, т. е. способствует комплексному полноценному развитию личности ребенка. Желаем успехов в этой работе.
Памятка для воспитателей
Группа раннего возраста (2-3 года)
1. Фонарики
Будем весело плясать, в ручках яблочки держать.
Поверните, покружите, яблочки всем покажите.
2. Хлопки в ладоши
Покажите мне ладошки, мы похлопаем немножко:
Хлоп да хлоп, еще раз будем хлопать мы сейчас.
3. Пружинки (частые)
Ножки наши не стоят, приседать они хотят:
Сели, встали, сели, встали – хорошо мы приседали.
4. Притоп одной ногой
Потанцуем мы немножко : топай, топай, топай ножка.
Топ, топ, топоток, веселей пляши, дружок.
5. Притопы топающие
Расшалились наши ножки – мы потопаем немножко.
Ножки топают, стучат, веселят они ребят.
6. Кружение по одному
Посмотрите-ка на нас, мы покружимся сейчас.
Покружились, покружились, ножки стоп – и поклонились.
Группа младшего возраста (3-4 года)
1. Топотушки
Топотушки, топотушки, раз-два-три-четыре-пять.
Дружно, весело, задорно повторим мы все опять.
2. Прямой галоп
Ножку ставим мы вперед, нас лошадка повезет:
Гоп, гоп, гоп, гоп – вот какой прямой галоп.
3. Выставление ноги на каблук
Каблучок мне покажите, каблучком мне постучите.
Чок, чок, чок, чок – выставляем каблучок.
4. Выставление ноги на носок
Мы носочек выставляем, пол носочком ударяем.
Тянем, тянем мы носок – веселей пляши, дружок.
5. Кружение в парах
Другу ручки мы дадим, покружиться с ним хотим.
Мы кружились, веселились, а потом остановились.
Группа среднего возраста (4-5 лет)
1. Пружинка
Врозь носочки, пятки вместе, потанцуем мы на месте.
Пружинка вся сжимается, а спинка выпрямляется.
2. Поскок
Ножку дружно поднимаем и носочек книзу тянем.
Скок, скок, скок, скок, вот какой у нас поскок.
3. Хлопок с притопом
Ножка топ, ладошка хлоп, повторяй со мной, дружок.
Дружно враз, не отставай, хлопок с притопом выполняй!
4. Топающий шаг
Мы веселые игрушки пляшем танец «Топотушки».
Ножками мы топаем и в ладоши хлопаем.
Группа старшего возраста (5-6 лет)
1. Шаг с приседанием
Шаг – присяду, шаг – присяду, это танец я учу.
Шаг – присяду, шаг – присяду, я танцором стать хочу!
2. Выбрасывание ног в прыжке
Мы попрыгаем немножко, повыбрасываем ножки:
Ножку раз, ножку два – рада прыгать детвора.
3. Полуприседание с выставлением ноги на пятку
Будем дружно приседать, на пятку ногу выставлять:
Сели – пятка, сели – пятка - танцевальная зарядка.
4. Тройные притопы
Раз, два, три! Раз, два, три! Ты за мною повтори.
Топ, топ, топ! Топ, топ, топ! это был тройной притоп!
5. Ковырялочка
Носок, пятка – топ, топ, топ! Повтори еще разок.
Ковырялочку сейчас мы станцуем много раз!
6. Боковой галоп
Боковой галоп какой? Он веселый, озорной:
Пятка пятку догоняет, пятка пятку выбивает!
Группа старшего возраста (6-7 лет)
1. Маятник
Вперед – назад, вперед – назад, маятник качается.
Влево – вправо, влево – вправо, детям очень нравится.
2. Шаг с притопом
Шаг – притоп, шаг – притоп, снова шаг и снова топ!
Шаг с притопом еще раз закрепим мы все сейчас!
3. Переменный шаг
Раз, два, три – не зевай! Раз, два, три – повторяй!
Переменный шаг у нас получается сейчас.
4. Хороводный шаг
Голову приподнимаем и с носочка все шагаем.
Хороводный шаг сейчас получается у нас.
5. Гармошка
Вправо носочки, вправо и пятки –
«Гармошку» мы с вами танцуем, ребятки!
6. Скользящие хлопки
Пусть скользят наши ладошки, мы похлопаем немножко.
Повторяем, повторяем, хлопок скользящим называем.
7. Тарелочки
Руки вытянем вперед: хлоп да хлоп – «тарелка» бьет.
Хлопки – «тарелки» назовем, с утра до вечера в