Вакурина Светлана Владимировна
Страничка для родителей. Учимся задавать познавательные вопросы
▼ Скачать + Заказать документы
Вопросы, задаваемые ребенком, являются своеобразным индикатором наличия познавательных интересов. Научные данные позволяют проследить развитие детской вопросительности на протяжении дошкольного возраста, увидеть ее количественную и качественную динамику. Установлено, что старший дошкольник проявляет любознательность к более широкому, чем ранее, кругу явлений; вопросы возникают не только в связи с восприятием конкретных предметов и явлений, как было раньше, но и в связи с появившейся способностью сопоставить прежний опыт с новым, найти сходство или различие, раскрыть связи и зависимости между предметами и явлениями. Вопросы определяются стремлением к самостоятельности в решении возникающих задач. Все это выражается в усложняющихся по форме вопросах.
Публикация «Страничка для родителей, Учимся задавать познавательные вопросы» размещена в разделах
Все вопросы можно разделить на 2 большие группы:
1. Уточняющие. Например «верно ли что, надо ли, должен ли, будешь ли, правда ли…». Они могут быть простыми и сложными. Последние состоят из нескольких простых (Будешь ли ты играть с ребятами или тебе больше нравится играть одному). Простые вопросы можно поделить на условные (Верно ли, что если щенок отказывается от еды и не играет, то он болен) и безусловные (Правда ли, что у тебя дома живет котенок).
2. Восполняющие. Они включают слова «где, когда, кто, почему, какие». Эти вопросы также могут быть простыми (Где можно построить нарисованный тобой дом) и сложными (Кто, когда и где может построить этот дом).
Старший дошкольный возраст наиболее благоприятный для развития любознательности ребенка. В свободной беседе ребенок задает вопросы, в которых четко и ясно сформулировано то, что он хочет узнать. Однако в ситуации, требующей от него задавания вопросов (например, при предъявлении картинки) испытывает большие затруднения, и часто вместо вопросов следует описание ситуации, а для произвольных вопросов характерна стереотипность. Наличие такого рода негативных особенностей убеждает в том, что необходимы меры поддержания детской вопросительности. Любой исследователь должен уметь задавать вопросы. В литературе можно встретить ряд полезных советов и рекомендаций по стимулированию стремления детей к задаванию вопросов. Так предлагается давать достоверный и точный ответ, сопровождать его краткой беседой, использовать речевые образцы, создавать проблемно – поисковые ситуации, заострять внимание над содержанием и оформлением вопроса. Используются также различные речевые упражнения.
Как правило, обучение задаванию вопросов проходит в 3 этапа.
Целю 1го этапа, является знакомство с вопросом, как формой приобретения информации, знаний, активизации речи и поисковой активности. Взрослый на данном этапе является равноправным участником игр. Игры:
Все ли мы увидели? Суть: кто больше увидит на картинке, кто больше задаст вопросов?
Чудесный мешочек. Суть: ребенок, задавая вопросы, получая на них ответы, угадывает предмет.
Визуальная данетка. Суть: 7-8 предметов на столе. Дети выбирают предмет. Взрослый задает вопросы (назначение предмета – его расположение – внешние признаки – отгадка). Дети отвечают «да», «нет». Можно разделить детей на команды.
Целью 2го этапа, является освоение умения формулировать вопросы в различной форме при опоре на наглядное изображение (схемы). Игры:
Учимся задавать вопросы. Суть: вносится предмет, задаются вопросы к предмету по карточкам.
Кто больше задаст вопросов. Суть: предмет на столе, дети (команды) задают вопросы, за каждый вопрос получают цветную фишку (цвет соответствует типу вопроса : кто – синяя, какого цвета – зеленая)
Целью 3го этапа, является формирование умения осуществлять целенаправленный поиск неизвестного с помощью вопроса без опоры на знак. Игры 2го этапа.
Какие вопросы наиболее продуктивны на различных этапах исследовательского поиска ребенка? В процессе обучения детей задавать вопросы существует своя иерархия (от простого к сложному) :
описательные вопросы (кто, что, как, где, когда). Они связаны с настоящим и описывают ситуацию здесь и сейчас, что позволяет ее осмыслить;
каузальные (почему, отчего). Направлены на понимание и установление связей;
субъективные (что я об этом знаю, что чувствую, было такое раньше). Помогают пониманию проблемы, содействуют вовлечению в проблему;
воображаемые (что было бы, если);
оценочные (что лучше, что правильнее).
Литература: Баранова Э. Учимся задавать вопросы // Дошкольное воспитание. – 2005. - №12. – С. 12