Папки-передвижки

Страничка для родителей. Учимся задавать познавательные вопросы

Вакурина Светлана Владимировна
Страничка для родителей. Учимся задавать познавательные вопросы
▼ Скачать + Заказать документы

Вопросы, задаваемые ребенком, являются своеобразным индикатором наличия познавательных интересов. Научные данные позволяют проследить развитие детской вопросительности на протяжении дошкольного возраста, увидеть ее количественную и качественную динамику. Установлено, что старший дошкольник проявляет любознательность к более широкому, чем ранее, кругу явлений; вопросы возникают не только в связи с восприятием конкретных предметов и явлений, как было раньше, но и в связи с появившейся способностью сопоставить прежний опыт с новым, найти сходство или различие, раскрыть связи и зависимости между предметами и явлениями. Вопросы определяются стремлением к самостоятельности в решении возникающих задач. Все это выражается в усложняющихся по форме вопросах.

Публикация «Страничка для родителей, Учимся задавать познавательные вопросы» размещена в разделах

Все вопросы можно разделить на 2 большие группы:

1. Уточняющие. Например «верно ли что, надо ли, должен ли, будешь ли, правда ли…». Они могут быть простыми и сложными. Последние состоят из нескольких простых (Будешь ли ты играть с ребятами или тебе больше нравится играть одному). Простые вопросы можно поделить на условные (Верно ли, что если щенок отказывается от еды и не играет, то он болен) и безусловные (Правда ли, что у тебя дома живет котенок).

2. Восполняющие. Они включают слова «где, когда, кто, почему, какие». Эти вопросы также могут быть простыми (Где можно построить нарисованный тобой дом) и сложными (Кто, когда и где может построить этот дом).

Старший дошкольный возраст наиболее благоприятный для развития любознательности ребенка. В свободной беседе ребенок задает вопросы, в которых четко и ясно сформулировано то, что он хочет узнать. Однако в ситуации, требующей от него задавания вопросов (например, при предъявлении картинки) испытывает большие затруднения, и часто вместо вопросов следует описание ситуации, а для произвольных вопросов характерна стереотипность. Наличие такого рода негативных особенностей убеждает в том, что необходимы меры поддержания детской вопросительности. Любой исследователь должен уметь задавать вопросы. В литературе можно встретить ряд полезных советов и рекомендаций по стимулированию стремления детей к задаванию вопросов. Так предлагается давать достоверный и точный ответ, сопровождать его краткой беседой, использовать речевые образцы, создавать проблемно – поисковые ситуации, заострять внимание над содержанием и оформлением вопроса. Используются также различные речевые упражнения.

Как правило, обучение задаванию вопросов проходит в 3 этапа.

Целю 1го этапа, является знакомство с вопросом, как формой приобретения информации, знаний, активизации речи и поисковой активности. Взрослый на данном этапе является равноправным участником игр. Игры:

Все ли мы увидели? Суть: кто больше увидит на картинке, кто больше задаст вопросов?

Чудесный мешочек. Суть: ребенок, задавая вопросы, получая на них ответы, угадывает предмет.

Визуальная данетка. Суть: 7-8 предметов на столе. Дети выбирают предмет. Взрослый задает вопросы (назначение предмета – его расположение – внешние признаки – отгадка). Дети отвечают «да», «нет». Можно разделить детей на команды.

Целью 2го этапа, является освоение умения формулировать вопросы в различной форме при опоре на наглядное изображение (схемы). Игры:

Учимся задавать вопросы. Суть: вносится предмет, задаются вопросы к предмету по карточкам.

Кто больше задаст вопросов. Суть: предмет на столе, дети (команды) задают вопросы, за каждый вопрос получают цветную фишку (цвет соответствует типу вопроса : кто – синяя, какого цвета – зеленая)

Целью 3го этапа, является формирование умения осуществлять целенаправленный поиск неизвестного с помощью вопроса без опоры на знак. Игры 2го этапа.

Какие вопросы наиболее продуктивны на различных этапах исследовательского поиска ребенка? В процессе обучения детей задавать вопросы существует своя иерархия (от простого к сложному) :

описательные вопросы (кто, что, как, где, когда). Они связаны с настоящим и описывают ситуацию здесь и сейчас, что позволяет ее осмыслить;

каузальные (почему, отчего). Направлены на понимание и установление связей;

субъективные (что я об этом знаю, что чувствую, было такое раньше). Помогают пониманию проблемы, содействуют вовлечению в проблему;

воображаемые (что было бы, если);

оценочные (что лучше, что правильнее).

Литература: Баранова Э. Учимся задавать вопросы // Дошкольное воспитание. – 2005. - №12. – С. 12

Публикации по теме:

Аналитическая записка по результатам анкетирования родителей. Вопросы качества работы аттестуемого педагога. Цель: выявить уровень удовлетворенности участников образовательных отношений - родителей (законных представителей) воспитанников качеством.

Часто задаваемые вопросы родителей и ответы логопеда на нихЧасто задаваемые вопросы родителей и ответы логопеда на них 1. Вопрос. Почему ребенку необходимо заниматься с логопедом? Как поступить, чтобы не навредить моему ребёнку? Ответ. Если развитие речи.

Информационный материал для родителей «Учимся лепить из пластилина вместе с детьми!» Информационный материал для родителей. «Учимся лепить из пластилина вместе с детьми!» Многие родители, заинтересованные в том, чтобы.

Консультация для родителей «Как отвечать на детские вопросы» Консультация для родителей «Как отвечать на детские вопросы»Цель: - Обратить внимание родителей на значение детских вопросов в развитии.

Консультация для родителей по хореографии. Ответы на самые часто задаваемые вопросы 1. Для чего ребенку нужны танцы? Танцевальные занятия приучают детей к организованности, дисциплине, умению сосредоточиться, проявить терпение,.

Консультация для родителей: «Учимся считать!» Консультация для родителей «Учимся считать» Часто слышишь, как ребёнок одобряемый взрослым заявляет, что умеет считать до 10 и даже до.

Памятка для родителей «Как отвечать на детские вопросы?» Дети, часто задавая взрослым вопросы: «почему», «зачем», «как» — ждут на них готовые ответы. Как же правильно отвечать на детские вопросы?.

Памятка для родителей «Как отвечать на детские вопросы?» 1 Относитесь к вопросам ребенка с уважением, не отмахиваясь от них. 2 Внимательно выслушайте детский вопрос. 3 Подумайте, что заинтересовало.

Консультация для родителей «Почему дети задают вопросы и как на них отвечать» «Почему дети задают вопросы и как на них отвечать» Примерно в 2,5 года у ребенка начинается новый период в жизни – время открытий и интересных.

Практикум для родителей детей подготовительной логогруппы «Учимся дышать правильно!» «Учимся дышать правильно!» Цель: Привлечь внимание родителей к проблеме социализации ребёнка-логопата в обществе. Задачи: • Сформировать.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Страничка для родителей. Учимся задавать познавательные вопросы
Опубликовано: 27 ноября 2017 в 16:42
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Страничка для родителей. Учимся задавать познавательные вопросы» (включая файлы) размещена пользователем Вакурина Светлана Владимировна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД