Ксения Гребенюк
Практикум для родителей «Воспитание добротой»
▼ Скачать + Заказать документы
Практикум для родителей: «Воспитание добротой».
С использованием мультимедийной презентации.
Цель: психолого – педагогическое просвещение родителей, мотивация к улучшению детско – родительских отношений.
Задачи:
1. Помочь родителям сформировать у ребенка чувство защищенности и внутренней свободы, доверие к окружающему миру.
Публикация «Практикум для родителей „Воспитание добротой“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Консультации
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
2. Активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
3. Повышение родительской компетентности в вопросах психологического здоровья детей.
Материалы и оборудование:
1. Мультимедийный проектор, экран.
2. Листы бумаги, ручки, карандаши. По количеству участников.
3. Мольберт.
4. Ватман.
1. Теоретические данные (Слайд 1).
Нам с вами всем хорошо известно, что говоря о здоровье каждого человека, в том числе ребенка, мы имеем в виду не только физическое состояние, но и психологическое. Человек, не адаптированный к условиям жизни, постоянно испытывающий эмоциональный дискомфорт или тревогу, часто болеет. Сегодня мы разберемся, почему так происходит и что такое психологическое здоровья человека.
Психологическое здоровье – состояние личности, которое характеризуется гармоничными взаимоотношениями с окружающими, самим собой, и наличием активной жизненной позиции (потребность в саморазвитии и самореализации).
Давайте подумаем, какие факторы, изменения современного мира приводят к ухудшению здоровья детей: физическому, психическому, социальному:
- занятость родителей,
- большой объем информации, поступающий через органы чувств на подсознательном уровне (рекламные щиты, телевизор, компьютер, работающие как фон,
- большое количество информации агрессивного характера, изменение духовных ценностей современного мира…
Поэтому можно утверждать, что сегодня здоровье практически всех детей требует внимания и помощи взрослых: врачей, психологов, педагогов.
(Слайд 2) Основной целью психологического здоровья является создание условий для того, чтобы ребенок вырос веселым и активным, самостоятельным и доброжелательным, помогающим и любознательным, инициативным и уверенным в себе, открытым и сопереживающим.
Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. С одной стороны, оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурный ролей. С другой стороны, обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни.
Условия становления психологического здоровья ребенка:
1. Содействие формированию двигательной, познавательной, коммуникативной и др. активности ребенка.
2. Наличие опыта самостоятельного преодоления препятствий.
3. Поддержка развития рефлексии, когда взрослый побуждает ребенка к пониманию себя, своих особенностей и возможностей, причин и последствий своего поведения.
4. Наличие ценностной среды в развитии ребенка, когда он получает возможность видеть вокруг себя идеалы, определенные ценностные устремления взрослых и соответственно определять собственные ценностные приоритеты.
(Слайд 3) Но, к сожалению, когда ребенок не получает должного внимания, когда он растет в среде конфликтов или безразличия, когда нет необходимых для его естественного развития условий, психологическое здоровье ребенка нарушается.
Факторы риска:
1. Нарушение психологического здоровья самих родителей, и в первую очередь их повышенная тревожность или эмоциональная холодность.
2. Неадекватный стиль воспитания ребенка, и в первую очередь гиперопека или сверхконтроль, попустительское равнодушное отношение.
3. Нарушение механизмов функционирования семьи, в первую очередь конфликты между родителями или отсутствие одного из родителей.
Таким образом, психологически здоровый человек – это, прежде всего, человек спонтанный и творческий, жизнерадостный и веселый, открытый, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией.
2. Тест для родителей «Психологическое здоровье» (слайд 4).
Давайте определим психологическое состояние присутствующих на занятии людей. Для этого возьмите листы бумаги, ручки и выполните следующее задание.
Инструкция: представьте, что Вашу жизнь можно условно разделить на 4 раздела, части:
1. тело – спорт, секс, сколько времени отводите на отдых, маникюр …
2. деятельность – достижения профессиональные и дома, увлечения…
3. контакты – любовь, дружба, кокетство…
4. будущее – фантазии, планы, анализ, книги…
Распределите все Ваше время в процентах, сколько Вы отводите на каждую часть Вашей жизни. Изобразите в виде 4-х кругов все разделы в соответствии с процентами.
Интерпретация результатов: эти круги – колеса от машины, на которой Вы едете по жизни. Посмотрите, чему Вы уделяете больше/меньше времени…
Никогда не бывает по 25% на каждый раздел, но мы должны к этому стремиться.
3. Как Вы видите психологический комфорт и гармония взрослых далеки от идеального состояния, что, естественно, сказывается на нашем общении с детьми. Каким же образом, давайте разберемся.
В последние годы появилось понятие «речевое насилие», что является угрозой психологическому здоровью детей. Слова, сказанные с обиды, невзначай могут нанести большой вред в становлении личности ребенка. В обыденной жизни, призывая ребенка к послушанию или даже просто из-за плохого настроения нам проще унизить оскорбить ребенка, чем научить его принимать правильные решения самостоятельно, прислушаться к ребенку. В данной конкретной ситуации мы получим исполнение нашей воли, но в результате длительного подобного воздействия мы получим защитную агрессию или замкнутость, тревожность ребенка.
Упражнение «Позитивные – негативные установки» (слайд 5)
Давайте задумаемся, что произносим чаще в повседневной жизни? Какие негативные установки мы даем нашим детям и как их изменить на позитивные установки.
Примеры высказываний приведены на слайде.
4. Упражнение «Наказания и поощрения»
Проводится беседа о методах наказания и поощрения в семьях воспитанников, высказывания записывается на мольберт. Делим все высказывания на 2 графы:
- несущие пользу для ребенка,
- не несущие пользы для ребенка.
Обсуждение с родителями общих «правил» наказаний детей.
Наказывая, подумай: «Зачем!» Владимир Леви. Памятка для взрослых. 8 правил для всех. (Слайд 6)
5. (слайд 7) Признаки стрессового состояния малыша при нарушении его психологической безопасности могут проявляться:
• в трудностях засыпания и беспокойном сне;
• в усталости после нагрузки, которая совсем недавно его не утомляла;
• в беспричинной обидчивости, плаксивости или, наоборот, повышенной агрессивности;
• в рассеянности, невнимательности;
• в беспокойстве и непоседливости;
• в отсутствии уверенности в себе, которая выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых, буквально жмется к ним;
• в проявлении упрямства;
• в том, что он постоянно сосет соску, палец или жует что-нибудь, слишком жадно без разбора ест, заглатывая при этом пищу (иногда, наоборот, отмечается стойкое нарушение аппетита);
• в боязни контактов, стремлении к уединению, в отказе участвовать в играх сверстников (часто ребенок бесцельно бродит по групповой, не находя себе занятия);
• в игре с половыми органами;
• в подергивании плеч, качании головой, дрожании рук;
• в снижении массы тела или, напротив, начинающих проявляться симптомах ожирения;
• в повышенной тревожности;
• в дневном и ночном недержании мочи, которых ранее не наблюдалось, и в некоторых других явлениях.
Все вышеперечисленные признаки могут говорить нам, что ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения, только в том случае, если они не наблюдались ранее.
Слайд 8
При дефиците любви становится наказанием сама жизнь, и тогда наказание ищется как последний шанс на любовь!