Ирина Павлик
Семинар-практикум для родителей на тему «Пальчиковые игры» (первая младшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Основная цель состоит в том, чтобы совместно с родителями развить речь детей дошкольного возраста (2-7 лет) используя в качестве средства пальчиковые игры.
Задачи:
2. Раскрыть сущность пальчиковых игр как средства развития речи детей дошкольного возраста (2-7 лет);
3. Применение материала по использованию пальчиковых игр как средства развития речи детей дошкольного возраста (2-7 лет).
ХОД.
1. Теоретическая часть.
Публикация «Семинар-практикум для родителей на тему „Пальчиковые игры“ (первая младшая группа)» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Пальчиковая гимнастика и игры. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Пальчиковые игры – это не только увлекательные и эмоциональные игры, но и очень полезные упражнения для развития моторики. Также они способствуют развитию речи и творческой деятельности. Пальчиковые игры подходят для детей от года и старше. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
«Пальчиковые игры» – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.
Дети от года до двух хорошо воспринимают «пальчиковые игры», выполняемые одной рукой.
Трехлетние малыши осваивают уже игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая – кошку, вбегающую в этот домик.
Четырехлетние дошкольники могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга. Более старшим детям можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом – мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т. д.
Практически все родители наслышаны о пользе мелкой моторики. Однако, для чего нужно развивать мелкую моторику, когда и как это делать, знают не все.
Пальчиковая гимнастика :
• Способствует овладению навыками мелкой моторики;
• Помогает развивать речь ребенка;
• Повышает работоспособность коры головного мозга;
• Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение;
• Снимает тревожность.
Движение самомассажа:
• потирание ладоней, пока не появится между ними тепло, как сгусток положительной энергии, и сбрасывание её на лицо мягкими ладонями;
• постукивание кончиком пальца одной руки по фалангам указательного пальца другой.
• шевеление пальчиков (сначала на одной руке, потом на обеих)
• поочередное пригибание пальцев к ладони сначала с помощью другой руки, а затем – без помощи другой руки.
2. Практическая часть.
Поиграем пальчиками!
Давайте-ка лучше поиграем с малышами в интересные оздоровительные игры. Дорогие игрушки не понадобятся, а инициативность и творческие способности ребенка разовьются. Итак, давайте играть.
МОЯ СЕМЬЯ
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - я,
Вот и вся моя семья!
Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого. По окончании покрутить кулачком.
ПРЯТКИ
В прятки пальчики играли
И головки убирали.
Вот так, вот так,
И головки убирали.
Ритмично сгибать и разгибать пальцы. Усложнение: поочередное сгибание пальчика на обеих руках.
ПАЛЬЧИК-МАЛЬЧИК
- Пальчик-мальчик, где ты был?
- С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
На первую строчку показать большие пальцы на обеих руках. Затем поочередно соединять их с остальными пальцами.
УЛЕЙ
Вот маленький улей, где пчелы спрятались,
Никто их не увидит.
Вот они показались из улья.
Одна, две, три, четыре, пять!
Ззззз!
Пальцы сжать в кулак, затем отгибать их по одному. На последнюю строчку резко поднять руки вверх с растопыренными пальчиками - пчелы улетели.
ЧЕРЕПАХА
Вот моя черепаха, она живет в панцире.
Она очень любит свой дом.
Когда она хочет есть, то высовывает голову.
Когда хочет спать, то прячет её обратно.
Руки сжаты в кулаки, большие пальцы внутри. Затем показать большие пальцы и спрятать их обратно.
КАПУСТКА
Мы капустку рубим, рубим,
Мы капустку солим, солим,
Мы капустку трем, трем,
Мы капустку жмём, жмём. Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочередное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачек. Сжимать и разжимать кулачки.
МЫ РИСОВАЛИ
Мы сегодня рисовали,
Наши пальчики устали.
Наши пальчики встряхнем,
Рисовать опять начнем.
Плавно поднять руки перед собой, встряхивать кистями.
ЛОДОЧКА
Две ладошки прижму
И по морю поплыву. (Волнообразные движения)
Две ладошки, друзья, -
Это лодочка моя.
Паруса подниму, (Поднять ладони вверх)
Синим морем поплыву.
А по бурным волнам
Плывут рыбки тут и там. (Имитировать движения волн и рыбок)
РЫБКИ
Рыбки весело резвятся
В чистой тепленькой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
Имитировать руками движения рыбок в соответствии с текстом.
ЗАЙЦЫ
Скачет зайка косой
Под высокой сосной.
Под другою сосной
Скачет зайка другой.
Указательный и средний пальцы правой руки вытянуть, остальные выпрямить и соединить. На вторую строчку - ладонь левой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставить, на третью строчку - ладонь правой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставлены. На последнюю строчку - указательный и средний пальцы левой руки вытянуть, остальные выпрямить и соединить.
3. Заключительная часть.
Вывод: Сколько радости мы доставили и себе, и малышу. Да и польза от этих упражнений неоспорима!
Дети, вы хотите поиграть в сказку? Показ детьми пальчикового театра «Колобок».
Список литературы.
1. https://uploadbox.com/files/cefb0ef7ce/
2. https://ifolder.ru/18394790
3. https://www.solnet.ee/parents/p13_00.html
4. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов [Текст] / Л. П. Савина - М. : ООО "Фирма "Издательство АСТ", 1999. - 48 с.
5. Железнова Е. Пальчиковые игры [Текст] / Е. Железнова - М. : Феникс, 52 с.
6. Ушакова О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 287 с.
7. Филичева Т. Б., Соболева А. В. Развитие речи дошкольника [Текст] / Т. Б. Филичева, А. В. Соболева - Екатеринбург, 1996. - 127 с.
8. Черенкова Е. Ф. Оригинальные пальчиковые игры [Текст] / Е. Ф. Черенкова - М. : Рипол Классик, 2010. - 45 с.