Анастасия Ивановна Старкова
Практикум для родителей «Воспитание любознательности средствами природы»
▼ Скачать + Заказать документы
НРМ ДОБУ «ЦРР д/с «Теремок»
Практикум для родителей :
«Воспитание любознательности средствами природы»
Старкова Анастасия Ивановна
Практикум для родителей :
«Воспитание любознательности средствами природы»
Форма проведения : круглый стол.
Публикация «Практикум для родителей „Воспитание любознательности средствами природы“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» март 2015
Цели: ознакомить родителей воспитанников с условиями развития любознательности у детей старшего дошкольного возраста ; вовлечь родителей в обсуждение проблемы воспитания любознательности средствами природы; определять факторы, влияющие на развитие любознательности дошкольников.
План проведения:
1. Педагогический всеобуч в форме вопрос-ответ
2. Самостоятельная работа
3. Работа с памяткой
4. Рефлексия
5. Подведение итогов
Организационный момент
В целях создания эмоционального настроя на тематику собрания включить спокойную музыку, отображающие звуки природы ; журчание ручья, пение птиц и т. д.
Оформляется выставка по теме собрания (познавательная литература, рисунки детей)
Добрый вечер уважаемые родители. Я рада вас всех видеть на нашей встрече. Мы с вами сегодня поговорим о том, как воспитывать любознательность детей средствами природы.
-Скажите, каким бы вы хотели видеть своего ребёнка?
Ответы родителей :
-Как вы думаете, что необходимо для этого?
Влияние природы на ребёнка огромно. Только познавая природу, ребёнок начинает сознательно и бережно относиться к ней. В процессе познания закладываются и основы экологической культуры. Приобщая ребёнка к природе, мы всесторонне развиваем его личность, воспитываем бережное отношение к природе, любознательность. Любознательность и познавательный интерес являются ценными качествами личности и выражают отношение к окружающей жизни, к природе. Что же такое любознательность?
Высказывания родителей.
Как объясняется в Толковом словаре русского языка С. Ожогова.
Любознательность - склонность приобретению новых знаний, пытливость. Ребёнок очень любознателен по своей натуре. Его интересует всё новое неизвестное, а ещё каждый ребёнок по своей натуре исследователь.
Для возбуждения любознательности хорошо использовать элемент загадочности, сюрпризности, развлекательности.
-Скажите, что толкает детей на поступки, связанные с разрушением, например с поломкой игрушки?
Ответы родителей.
-Стремление узнать, что у неё внутри, почему она двигается. (Свой пример про неваляшку)
С ростом ребёнка растёт и его любознательность к окружающему его миру, к природе. Часто возникают вопросы: Почему? Для чего?
-Ваше мнение, хорошо это или плохо; когда дети задают вопрос?
(Безусловно хорошо, у детей развивается речь, психическое
развитие.)
Очень часто сигналом задержки психического развития служит
очень малое количество и скудное качество задаваемых
ребёнком вопросов. А вот по большому количеству разнообразных, глубоких вопросов, можно судить о творческих способностях
малыша.
Задают ли вам дети вопросы?
Какие?
Ответы родителей.
Для развития любознательности хочу вам предложить игры экологического содержания.
Одну из таких игр предлагаю проиграть, которая называется
«Цепочка».
Я называю объект природы живой или неживой природы, а каждый играющий называет по одному признаку данного объекта, так чтобы не повториться. Например «сосна» - дерево, хвойное, высокое, имеет шишки и т. д. Вариант игры белка.
Если дети задают вопросы, значит, они их интересуют. Вопросы помогают познавать мир. Желание задавать вопросы, пытливое отношение к явлениям жизни необходимо развивать, но при этом необходимо вооружать ребёнка способами самостоятельного поиска ответа. А. М. Горький писал «Сказать ребё нку на его вопрос: «Подожди, вырастишь-узнаешь» - значит гасить его стремление к знанию. Толково ответить на вопрос - большое искусство, и оно требует осторожности». Да, быстрые готовые ответы расширяют кругозор ребёнка, обогащают его знания, но недостаточно способствуют развитию самостоятельного мышления.
Не рекомендуется так же давать ответы в категоричной форме «Да» или «Нет».
Да любознательность присуща каждому ребёнку, но её необходимо развивать, стараясь повышать уровень любознательности.
Предлагаю вам выбрать из предложенного перечня факторы, способствующие формированию любознательности дошкольника и отметить их галочкой (Перечень на столах).
-Родители знакомятся с перечнем, обсуждают его.
1. Да, прежде всего это общение с ребёнком. Общение должно создавать радостное ощущение жизни, уверенность в своих силах.
2. Во время прогулок необходимо развивать у детей любого возраста способность к наблюдению. Это дает ребенку воспринимать красоту природы и узнавать новое о жизни в природе. (Обратить внимание на работы - рисунки детей).
3. Большое значение для умственного развития ребёнка имеет экспериментирование с природным материалом. (Пример камушки и керамзит).
4. Очень эффективно любознательность развивается с помощью загадок. Отгадать загадку - значит найти решение задачи. Хорошо, когда дети не только отгадывают загадки, но и придумывают свои.
Давайте мы свами побудем детьми и по отгадываем экологические загадки.
-Самое трудолюбивое насекомое?
-Она делает самую сладкую работу?
-Какие птицы не умеют летать?
-Их называют слугами земли. Кто они?
-Эта птица бывает и белой и чёрной. Назови её?
-Откуда канарейки получили своё название?
-У неё на красной спинке очень чёрные снежинки?
-Очень любит на обед шарфик съесть вместо котлет?
Вот такие шуточные загадки дают много знаний детям.
5. И ещё одним важным средством приобщения ребёнка к природе являются природоведческие музеи. Посещение музеев развивает у детей любознательность, наблюдательность, пробуждает в ребёнке творчество. Что так необходимо при обучении в школе.
Ходите все вместе в музей! Старайтесь, чтобы у ребёнка создавалось представление о себе как об умеющем, сообразительном, терпеливом.
А в этом - залог его будущих учебных успехов.
Уважаемые родители возьмите ручки и заполните, пожалуйста рефлексию.
Предлагаются памятки:
- «По развитию любознательности дошкольников»
- «Игры экологического содержания»
Приложения
Памятка для родителей по развитию любознательности
1. Внимательно относитесь к детским вопросам.
2. Не раздражайтесь из-за них на ребенка, не запрещайте их задавать.
3. Ответы давайте краткие и доступные пониманию ребенка.
4. Все время прививайте ребенку познавательные интересы и мотивы.
5. Научите его играть в шашки и шахматы.
6. Проводите в семье конкурсы знатоков, викторины, часы загадок и отгадок.
7. Организуйте совместные походы в театр, на выставки, в музеи.
8. Проводите постоянные прогулки на природу : в парк, сквер, к водоему, в лес.
9. Мастерите с детьми поделки из природного материала и бумаги.
10. Поощряйте экспериментирование детей. 11. Читайте детям природоведческую литературу, беседуйте по ее содержанию.
Любите своего ребенка!
Рефлексия
Цель посещения практикума
Достигли ли вы свой цели
Целесообразно ли проводить такие мероприятия
Ваши рекомендации совместной работе детского сада и семьи
Игра «Цепочка»
Вы называете объект живой или неживой природы, а ребенок называет один из признаков данного объекта, далее вы называете признак, далее опять ребенок так, чтобы не повторяться.
Например: объект живой природы «белка» - животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое, грызет орехи, прыгает с ветки на ветку и т. д.
Игра «да» или «нет».
На все вопросы в игре можно отвечать только словами «да» или «нет». Ребёнок загадывает какое-либо животное (растение). Вы спрашиваете, где животное живет, какое оно, чем питается. Ребенок должен отвечать только двумя словами «да» или «нет». После отгадывания игроки меняются ролями в игре.
Игра «Ассоциации».
В этой игре загадывается объект природы, животного или растительного мира. Взрослый и ребенок по очереди называют слово, связанное какой-либо ассоциацией с заданным объектом, далее игрок, чья очередь говорит уже слово, которое ассоциируется у него с последним словом, прозвучавшим в игре. Таким образом, в игре выстраивается ассоциативная цепочка.
Пример: муха-тепло-жара-солнце-лето-каникулы-зоопарк-слон.
Игра «Четвертый лишний»
Вы называете 4 объекта природы, ребенку нужно найти
лишний объект и обосновать свой выбор.
1. Заяц, еж, лиса, шмель.
2. Дождь, снег, облако, роса.
3. Роза, одуванчик, гвоздика, тюльпан.
4. Корова, волк, овца, кролик.
5. Трясогузка, паук, скворец, сорока.
6. Бабочка, стрекоза, енот, пчела.
7. Ель, береза, яблоня, осина.
8. Лиса, свинья, лось, кабан.
9. Кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук, 10. Лес, парк, роща, тайга.
Игра «вершки- корешки».
Вы называете овощи, ребенок делает движения руками: если овощ растет на земле, на грядке — он поднимает руки вверх. Если овощ растет на земле - руки опускает вниз.
Игра «Я знаю»
Вы называете ребенку класс объектов природы (звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребенок говорит: «Я знаю 11ять названий зверей:» и перечисляет (например, лось, лиса, волк, заяц, олень). Аналогично называются другие классы объектов природы.
Игра «Птица, рыба, зверь»
Вы бросаете мяч ребенку и произносите слово «птица». Ребенок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например «воробей» и бросить мяч обратно. Аналогично проводится игра со словами «зверь» и «рыба».
Игра «земля, вода, воздух». Родитель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. В ответ на слово «дельфин» - ребенок отвечает «вода», на слово «волк»
- «земля» и т. д. Возможен и другой вариант: родитель называет слово «воздух». Ребенок, поймав мяч, должен. назвать птицу. В ответ на слово «земля» -животное, обитающее на земле: на слово «вода» - обитателя рек, морей, озер и океанов.
* +
Игрс1 «Летает, плавает, бегает». Родитель называет детям объект живой природы. Ребенок должен изобразить способ передвижения этого объекта.
Например: при слове «зайчик» ребенок прыгает; при слове «карась» - имитирует плывущую рыбу; при слове «воробей»
- изображает полет птицы.