Пермякова Светлана
Использование степ-аэробики в развитии речи детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
В группу компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи поступают дети с самыми различными заболеваниями. Эти дети по своему физическому развитию отличаются от своих сверстников нарушением моторики, общей скованностью или, наоборот, двигательной расторможенностью, дискоординацией и слабостью движений, слабой ориентиовкой в пространстве.
Публикация «Использование степ-аэробики в развитии речи детей с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Работа инструкторов по физической культуре
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Степ - аэробика для детей
- Темочки
Наличие речевого дефекта приводит к изменению в психической сфере, к появлению таких черт, как повышенная раздражительность, возбудимость, замкнутость, заторможенность и другие. Л. С. Выготский писал, что неполноценная речь накладывает свой отпечаток на формирование у детей высших психических функций. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения, несобранность, неумение вовремя включаться или переключаться на другой вид деятельности.
В поисках методики, которая включает укрепление здоровья, успешное физическое развитие и коррекцию речевого развития детей совместно с педагогами группы (Канюкова С. А., Петрова Н. В) был разработан проект «Степ – аэробика для детей»
Степ – аэробика – это ритмичные подъёмы и спуски со специальной платформы (степ – платформы) под танцевальную музыку. В условиях нашей группы это сочеталось с ритмичным проговариванием речевого материала.
Цель проекта: коррекция и развитие речи, формирование оптимальной двигательной активности дошкольников посредством использования нетрадиционного физкультурного оборудования (степ – платформы).
Организация комплексной деятельности воспитателей, учителя- логопеда, и родителей в рамках здоровьесберегающей, коррекционно - образовательной и развивающей направленности через использование степ – платформ (организацию двигательной активности на занятиях по степ – аэробике, в режимных моментах, во время непосредственной образовательной деятельности, в совместной деятельности с педагогами и родителями).
Вид проекта: долгосрочный, практико-ориентированный
Участники проекта: дети, воспитатели, родители, учитель-логопед.
Основные этапы реализации проекта
Этап Формы работы
1. Организационный Цель:анализ условий, обеспечивающих эффективность реализации проекта. 1. Анализ информационных ресурсов.
2. Изготовление степ – платформ.
3. Подбор диагностических методик.
4. Диагностическое обследование дошкольников.
5. Подбор комплексов диагностических упражнений.
6. Организация работы с родителями.
7. Координация работы с другими участниками проекта.
2. Практический
Цель: организация деятельности участников проекта. 1. Блок специально организованной деятельности в форме занятий.
2. Блок самостоятельной деятельности детей.
3. Блок совместной деятельности воспитателя с детьми.
4. Блок работы с родителями.
5. Блок работы с педагогами детского сада.
3. Заключительный
Цель:анализ соответствия результатов деятельности цели проекта. 1. Мониторинг уровняфизического развития и двигательного воображения на конец учебного года.
Мониторинг уровня речевого развития.
2. Сравнительный анализ результатов.
3. Перспективы.
Направления деятельности.
• организация образовательной деятельности с детьми
• организация деятельности с родителями
• взаимодействие воспитателей и логопеда.
Опыт работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи, в системе взаимодействия специалистов показал, что использование разнообразных форм организации двигательной активности детей с ОНР способствует развитию координации движений, двигательных операций, умений выполнять движения по словесной инструкции, инициативности в движениях, словесному сопровождению движений, речевому развитию, речевому дыханию и т. д.
Детям очень сложно в коррекционной деятельности по автоматизации звуков многократно повторять слоги, слова, неподвижно сидя на стуле. Выполняя движения на степ – платформе, дети с лёгкостью повторяют слоги и слова необходимое количество раз, снимают двигательное напряжение, учатся координировать речь и движение. Решая коррекционные задачи, в процессе выполнения упражнений на степах, подвижных игр, детям предлагаются задания на автоматизацию звуков (на основе чистоговорок, хорошо знакомых стихов, песенок, потешек, на расширение, уточнение, активизацию словаря по изучаемой лексической теме (в соответствии с календарно – тематическим планированием). Дети выполняют упражнения, проговаривая стихотворные строчки, которые приучают ребенка выполнять задания в определенном ритме, координируя движения и речь. Для детей с речевыми расстройствами этот прием особенно важен, так как индивидуальный внутренний ритм детей часто ускорен, или, наоборот, замедлен
Важным элементом коррекционно-образовательной деятельности является дыхательная гимнастика.
Её можно выполнять стоя на степе, или за степом. Для дошкольников характерны различные несовершенства речевого дыхания: слабый вдох и выдох, неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха, неравномерный, толчкообразный выдох и др. поэтому регулярные дыхательные упражнения для детей полезны не только как общеоздоровительное средство, но и как одно из условий формирования правильной, красивой речи.
В процессе работы были подобраны речевые игры на автоматизацию звуков, их дифференциацию, на развитие слухового внимания, чувства ритма, на координацию речи с движением, активизацию словаря. Была создана картотека физкультминуток с использованием степ – платформ.
В результате:
• отмечается устойчивый интерес к образовательной деятельности;
• сокращение времени, необходимого на автоматизацию звуков;
• повышение уровня темпо – ритмической организации речи;
• повышение чёткости координации движений во взаимосвязи с речью;
• повышение уровня фонематических процессов;
• развитие слоговой структуры слова;
• расширение и активизация словаря;
• усвоению грамматических категорий;
• развитию связной речи;
• увеличение длительности и плавности выдоха в речи;
• снижение утомляемости.
Литература
Кузина И. Степ-аэробика для дошкольников// Дошкольное образование, 2008 №5
Кузина И. Степ-аэробика не просто мода// Обруч 2005 №1.
Долгорукова О. Фитнес-аэробика// Обруч 2005 №6
Белова Т. А. Использование степ-платформы в оздоровительной работе с детьми// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения 2009 №7
Барабаш Т. Л. Речедвигательная гимнастика «Шаг к слову» с использованием степов// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения 2011 №12.