Екатерина Ивановна Сарайкина
Мастер-класс «Развитие связной речи детей с использованием мнемосхем»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс.
Тема «Развитие связной речи детей (с использованием мнемосхем)»
Сегодня наш мастер класс состоит из двух частей: теоретическое и практическое.
Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.
Публикация «Мастер-класс „Развитие связной речи детей с использованием мнемосхем“» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Дошкольный возраст — период интенсивного совершенствования речи : обогащается словарь, правильным становится произношение звуков, развивается связная речь.
Развитие связной речи является одной из центральных задач речевого воспитания детей дошкольного возраста. Программа детского сада ставит перед воспитателем задачу научить каждого ребенка содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Речь дошкольника должна быть живой, эмоциональной, выразительной.
Требования к связному высказыванию детей дошкольного возраста предполагает владение лексикой, грамматикой, стилистикой, нормами звуковой культуры речи. Развитие связной речи возможно лишь на основе овладения родным языком, освоение его звуковой стороны, определенного словарного запаса, грамматического строя речи.
Полноценное построение связного высказывания, совершенствование устной монологической речи требует в первую очередь умений пользоваться словарным запасом, точно и правильно употреблять слова по смыслу. Словарная работа, которая направлена не только на расширение словаря, но и на углубление понимания смысла, значения слова, помогает детям овладевать способом выражения в слове необходимого содержания, а затем использовать это умение при построении высказывания.
Уровень развития речи дошкольников очень различен. Одни свободно распоряжаются имеющимся у них словарным запасом, другие при большом пассивном запасе слов пользуются небольшим активным словарем. Некоторые употребляют слова и выражения, даже если не знают их точного смысла.
Усвоение смысла слова происходит в неразрывной связи с с ознакомлением ребенка с окружающей жизнью, поэтому жизненный опыт служит основой для речевого развития. Развитие представлений и формирование общих понятий способствует совершенствованию мыслительной деятельности умения общения, делать выводы, высказывать суждения и умозаключения.
В младшем дошкольном возрасте на занятиях дети учатся называть предметы, их признаки, действия, состояние, затем включают их в простейшее описание. Например, дети рассматривают куклу и учатся правильно называть предметы одежды, а затем воспитатель предлагает рассказать про Дашу, что она будет делать дальше (пойдет гулять, будет играть с ребятами).
При рассматривании картины дети, отвечая на вопросы воспитателя, выполняют различные словарные упражнения. Например, по картине «Катаемся на санках» задается вопрос: «Какое время года здесь изображено?» (Зима). Предлагается подсказать окончание высказываний: «Зимой холодно, а летом? (тепло). Один мальчик на картине большой, а другой?» (Маленький). Подобные задания расширяют представления детей, запас слов, в том числе слов с противоположным значением (зима – лето, маленький – большой, тепло – холодно).
После того как воспитанники ответят на вопросы, педагог объединяет все ответы в небольшой рассказ. Затем дети могут повторить за ним 2 – 3 предложения.
На последующих занятиях дети рассматривают игрушки, называют предметы, их качества, действия, сравнивают игрушки, употребляя и слова с противоположным смыслом (большой – маленький). Воспитатель задает вопросы, а дети, отвечая на них, рассказывают про куклу: как ее зовут, какая она, как одета.
Таким образом, начиная с младшей группы дети от отдельных словарных упражнений постепенно переходят к построению коротких связных высказываний.
На занятиях по пересказу литературного произведения (рассказа, сказки) словарные упражнения непосредственно включаются в анализ текста.
На занятиях с использованием картины детей также обучают рассказыванию, активизируют и расширяют словарный запас. Например, при рассматривании картины «Кошка с котятами» воспитатель спросил у детей : «Какая кошка? (Пушистая, белая с пятнышками) А котята какие?» На этот вопрос дети отвечали по – разному: «Смешные», «озорные» т. е. неточные воспитателю следует учитывать, что вопросы к детям должны быть четкими, предполагающий нужный ответ. На вопросы, подводящие к противопоставлению, дети отвечают правильно: «Кошка большая, а котята… (Маленькие). Чем котята похожи?» Этот вопрос близок к вопросу «А котята какие?» Но он шире, заставляет детей внимательней присмотреться к персонажам картины, и ответы поэтому более разнообразные.
Правильно и четко поставленные вопросы позволяют научить дошкольников давать распространенные ответы, рассуждать, использовать эти умения в самостоятельном рассказывании.
Как любая работа строится от простого к сложному: мнемосхема, мнемоквадрат, мнемотаблица.
Начать работу можно с простейших мнемоквадратов, чтобы последовательно переходить к мнемотаблицам.
Суть мнемосхем заключается в следующем:
на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение, т. о. весь текст зарисовывается схематично.
Глядя на эти схемы — рисунки ребенок легко воспроизводит текстовую информацию.
Сегодня мы с вами тоже попробуем составить небольшие рассказы по мнемосхемам. Сейчас я вам раздам картинки с изображением.
А для того, чтобы наше занятие запомнилось вам, я раздам на память мнемосхемы, и кто желает может их раскрасить по ярче.
Спасибо за внимание!