Светлана Самойлик
Практикум для педагогов детского сада
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида № 9
Практикум для педагогов детского сада
Автор-составитель:
Селиверстова Татьяна Николаевна,
старший воспитатель МБДОУ д/с ОВ № 9
2021 год
Цель
Совершенствование профессиональной компетентности педагогов в вопросах экономического воспитания детей дошкольного возраста, посредством эффективного применения современных технологий.
Задачи
1. Познакомить педагогов, с современными технологиями, экономического воспитания дошкольников.
Публикация «Практикум для педагогов детского сада» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
2. Совершенствовать способность педагогов применять в профессиональной деятельности свои знания и умения.
3. Формировать представление педагогов о направлениях и формах взаимодействия с родителями в процессе изучения ребёнком основ финансовой грамотности,
Ход мероприятия
Старший воспитатель: Здравствуйте уважаемые коллеги! Сегодня я приглашаю Вас на практическое мероприятие «Финансовая азбука».
Данная тема выбрана не случайно, так как Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской федерации на 2017-2023г. г., утверждённая распоряжением правительства Российской федерации, содержит определение финансовой грамотности, в том числе и дошкольников.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей. Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, без которых невозможно формирование финансовой грамотности.
В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимаются: воспитание у ребёнка бережливости, деловитости, формирование правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения.
Приобщение детей к экономике – это эффективный путь подготовки ребенка к жизни, его социальной адаптации в обществе, к формированию с детского возраста образа своей будущей семьи.
Финансы – это, конечно, очень серьезный и сложный вопрос даже для нас - взрослых. Но мы ведь знаем, что основной вид деятельности у дошкольников это – игра. Поэтому сегодня мы обсудим вопросы финансовой грамотности, используя игровой подход. Современные технологии экономического воспитания, с которыми я вас познакомлю можно использовать как в организации с детьми, так и в работе с родителями.
1 задание – оригами «Кошелек»
Старший воспитатель: Сегодня за каждое правильный ответ педагоги будут получать импровизированные монетки. Они нам будут необходимы в дальнейшем. И чтобы их не растерять, нужен … (кошелек). Вот именно его я предлагаю вам сейчас сделать, используя искусство оригами.
Педагоги по образцу складывают кошелек
2 задание – «Разминка»
На столах находятся конверты с заданиями.
После каждого выполненного задания
педагоги совместно делают выводы
Старший воспитатель: Работа предстоит сложная, но интересная и без разминки нам не обойтись.
1. Назовите профессии, в которых встречается финансовая грамотность.
Ответы: (бухгалтер, кассир, продавец, аудитор, и т. д.)
2. С какими профессиями мы можем познакомить детей в детском саду? (ответы)
3. На экране изображена схема, дайте характеристику профессиям продавец, кассир, банкир, по схеме познавательной гусеницы.
Вывод по разминке: Эту разминку вы можете использовать в совместной образовательной деятельности с детьми, только вместо слов использовать картинки с изображением профессий. С использованием предложенной схемы, более ярко запоминаются и усваиваются образы профессий.
Или другой вариант ознакомления детей дошкольного возраста с профессиями - можно предложить детям поиграть в подвижную игру «Выбор профессии».
Цель: развивать у детей ловкость, скорость реакций, умение бросать и ловить мяч, быстро реагировать и отвечать на вопросы.
Ход игры: Дети становятся в круг, воспитатель внутри круга, в руках держит мяч. Называет профессию и кидает произвольно в руки ребенка. Дошкольник, поймавший мяч, должен сказать, какую работу выполняет представитель той или иной профессии. Например, композитор – сочиняет музыку. После чего ребенок возвращает мяч ведущему. Если ребенок затрудняется ответить, то он выходит из игры. А мяч заново разыгрывается ведущим. Выигрывает тот ребенок, который останется вдвоем с ведущим.
Игра «Выбор профессии» проводится с педагогами
3 задание - «Продолжи предложение»
Старший воспитатель: Сейчас я предлагаю вспомнить игровые технологии, позволяющие расширить понятие финансовой грамотности в детском саду, которые можно использовать как в организованной деятельности с детьми, так и в работе с коллегами или с родителями.
Задание: нужно выбрать правильный вариант ответа и обосновать его.
1. Если родители вовремя не объяснят ребенку что такое деньги и почему их нужно зарабатывать и экономить, то…
a) у него сложится об этой теме собственное мнение. После четырёх лет ребёнка, обычно, очень трудно перестроить к иному отношению к семейным финансам.
b) это может стать причиной обид, капризности, недоверия к родителям.
это повлияет на формирующееся миропонимание и восприятие окружающей действительности.
2. Так часто происходит в семьях, где родители в силу своей занятости не могут уделить ребенку достаточно времени и откупаются дорогими игрушками. А если не могут купить, дети добиваются своего слезами и истериками. Родители должны…
a) говорить ребенку твёрдое «нет!». Но желательно спокойно при этом объяснять причину отказа.
b) удовлетворить просьбу и требование ребенка, хоть чрезмерные траты и наносят удар по бюджету семьи
c) предложите ему что-либо взамен, поддержите ласковым словом, телесным контактом.
3. Если на каждую просьбу что-то купить ребенок реагирует раздраженно то …
А) Нужно, объяснить ребёнку. что вы не можете себе позволить купить такую вещь, поскольку она слишком дорога для вас
Б) согласится и купить эту вещь.
В) Попробовать помочь ребенку найти другой вариант, например: попросить это в подарок на Новый год;
Вывод: Многие родители считают, что дошкольный возраст, это не тот возраст, в котором можно прививать у ребенка правильное отношение к деньгам. И многие не выдерживают истерик детей и тратят последние деньги, лежащие в кошельке, на покупку игрушки. Наша с вами задача, как педагогов, донести до родителей сущность проблемы, научить, как правильно выходить из данной ситуации.
4 задание - «Экономика в сказках»
Сказка многофункциональна! К ее помощи мы прибегаем очень часто. Потому что в форме сказочного изложения материала дети быстрее и легче воспринимают информацию, которую мы хотим донести до них. И сегодня мы тоже без нее не обойдемся. Процесс познания экономики не прост, но с помощью сказок мы можем рассмотреть различные экономические понятия.
Следующие задание позволит нам увидеть, что через героев сказок можно дать детям понятие об обмене, правильной покупке, профессии и т. д.
Задание: на столах разложены картинки с изображением иллюстраций из детских книг. Я буду задавать вопросы, а вы должны найти иллюстрацию с изображением сказки, которая соответствует описанию и дать краткое пояснение.
1. В какой сказке мастерство героя-строителя спасло жизнь ему и его друзьям? («Три поросенка»).
2. Кто из героев сказок сочетал несколько профессий: дворника, мельника, пекаря? («Колосок»)
3. В какой сказке умение делать рекламу помогла главному герою отблагодарить за доброту? («Кот в сапогах»)
4. В какой сказке реклама сыграла злую шутку с главным героем? («Как старик корову продавал»)
5. В какой сказке сдобное изделие рационального использования продуктов купился на лесть? («Колобок»)
6. В какой сказке умелый обмен привел к обогащению главного героя? («Лисичка со скалочкой»)
7. Герои, какой сказки благодаря рациональному разделению труда имели выгоду в совместном существовании? («Теремок»)
8. В какой сказке знание основных законов ведения сельского хозяйства помогли получить доход? («Вершки корешки»)
9. В каких сказках умение девиц вести домашнее хозяйство помогло получить доход? («Морозко», «Крошечка-хаврошечка», «Царевна-лягушка»)
10. В какой сказке сказочный персонаж потерял свой капитал из-за мошенничества и своей глупости? («Приключения Буратино»)
Вывод: Знакомя детей с художественной литературой, формируем у детей представление о финансовой грамотности.
5 задание – «Сюжетно-ролевые игры»
Старший воспитатель:
1. Какие, сюжетно-ролевые игры, могут способствовать развитию финансовой грамотности у детей?
( ответ: магазин, заправка, банк, театр-покупка билетов и т. д.)
2. Назовите два финансовых действия, с которыми мы знакомим детей в сюжетно-ролевых играх «Магазин», «Театр», «Заправка»?
( ответ: покупка и продажа)
3. С каким финансовым понятием мы можем познакомить детей в игре «Банк»? (обмен).
4. В какой игре с детьми можем еще использовать понятие обмена? («Ярмарка», «Рынок»).
Затем педагоги делятся опытом, демонстрируя свои «изюмки» в организации и проведении сюжетно-ролевых игр (совместное изготовление атрибутов, использование художественного слова, сюрпризного момента и ИКТ и т. д.)
Вывод: через игру мы формируем представление детей о финансовой грамотности, начиная уже с младшего дошкольного возраста.
6 задание - «Рекламный агент»
Старший воспитатель: Думаю, что вы со мною согласитесь, чтобы получить прибыль от продажи товара, его нужно выгодно продать. А теперь отгадайте загадку:
Кто хочет свой товар продать,
Тот с нею должен подружиться
И будет так товар хвалить,
Что долго он не залежится (реклама)
Конечно, вы догадались, что речь идет о рекламе.
Скажите, пожалуйста, для чего нужна реклама? ( ответы: она помогает купить самый лучший товар, помогает узнать, где можно купить дешевые товары.)
Какие виды рекламы вы знаете? (Газетные объявления, буклеты, телереклама, радиореклама и т. д.)
Сейчас вам предстоит возможность попробовать себя в роли рекламного агента.
Задание:
Мы живем с вами на Кубани. Хлеб у нас всему голова! Поэтому вопрос будет связан с этой темой. Хлебный завод «Кубаньхлеб» решил расширить ассортимент своей продукции. К лету они планируют начать выпуск новых кондитерских изделий. Вам необходимо выбрать одну из карточек на столе с изображением новой продукции и прорекламировать ее, то есть сделать рекламу. Вам дается 5 минут, чтобы выполнить задание.
На столах лежат листы, карандаши, клей, фломастеры, ножницы, картинка к рекламе данного продукта
Вывод: Использование игрового момента с рекламой позволяет детям принять информацию зрительно и отобразить ее наглядно.
Пока наша творческая группа готовит «рекламный ролик» (реквизит, я предлагаю вам еще один вариант игрового момента, связанного с рекламой.
Это мини-викторина «Назови сказку». Можно детей разделить на команды, можно играть со всеми детьми. Педагог называет сказку, а дети должны вспомнить её фрагмент, где герои рекламирую себя, других героев, вещи и так далее. Кто готов, поднимает руку и отвечает. Ну, что поиграем?
1. Сказка А. С. Пушкина «О царе Салтане» ( самореклама трех девиц: «Кабы я была царица…»)
2. Сказка Г. Х. Андерсена «Свинопас» (реклама свинопаса горшочка и трещетки)
3. Сказка Ш. Перро «Кот в сапогах» (реклама кота своего хозяина перед королем, реклама Маркиса де Карабаса перед жнецами, косарями)
4. Народная сказка «Каша из топора (реклама солдатом варящейся каши)
5. Народная сказка «Вершки и корешки» (реклама мужика вершков пшеницы и корешков репы перед медведем)
6. Сказка С. Михалкова «Как старик корову продавал» (реклама коровы)
7. Сказка «Волшебный кафтан (реклама мужиком своего кафтана).
7 задание – «Угадай пословицу или поговорку»
Старший воспитатель: Уважаемые коллеги! Следующее наше задание! Для этого, пожалуйста, посмотрите на экран. Перед вами будет появляться картинка, а вы должны, используя это изображение, произнести пословицу или поговорку и объяснить ее смысл.
«Кто долго спит, тот денег не скопит», «Копейка к копейке – проживет семейка», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Денежки труд любят», «По работе деньги», «Считай деньги в своем кармане».
Вывод: Через пословицы мы детям даем понятие о деньгах, их ценности и экономии. Использование пословиц можно вносить во все виды образовательных областей.
8 задание - Подвижная игра «Заработай и купи»
Цель: показать принципы финансовых трат «сначала зарабатываем, потом тратим».
Ход игры: участники, выстраиваются в колонну. По сигналу, по одному, должны поднять разбросанные игрушки, каждый по одной игрушке и принести её в корзину. За каждую убранную игрушку можно получить деньги (наведение порядка - бонус). Их даёт стоящий рядом с корзиной «кассир». После того как участники получат деньги, на мольберте выставляются картинки с товарами и ценниками. Далее участки определяются с покупкой. Участники совершают покупки и представляют всем свою «продуктовую корзину».
Вывод: Через игру мы даём ребёнку понимание того, что труд приносит доход. Заработать деньги можно трудом.
9 задание - Подведение итогов
Старший воспитатель: Сегодня я познакомила вас с несколькими современными технологиями экономического воспитания дошкольников, которые вы можете использовать в работе по финансовой грамотности. Но в каких областях образовательной деятельности? На это вопрос нам поможет ответить следующее задание. Выполним его все вместе.
На мольберте расположено изображение капелек с надписями «Разминка», «Реклама», «Сюжетно-ролевые игры», «Сказки», «Пословицы и поговорки». Над капельками находятся шесть облаков с надписью пяти образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Физическое развитие» и облако «Взаимодействие с родителями».
В какой образовательной области можно использовать разминку?
В какой образовательной области можно использовать игру «Продолжи предложение»?
В какой образовательной области можно использовать сюжетно-ролевые игры?
В какой образовательной области можно использовать пословицы и поговорки?
В какой образовательной области можно использовать рекламу?
Какие формы работы можно использовать для привлечения родителей к плодотворному взаимодействию, в процессе изучения основ финансовой грамотности дошкольников?
Маркером при ответе отмечаем стрелочкой.
Совместное обсуждение педагогов
Старший воспитатель: Коллеги посмотрите, что получилось. Каждое предложенное нами задание можно запланировать и провести в любой образовательной деятельности. А это есть интеграция образовательных областей, то, что диктует нам ФГОС.
Хочу подчеркнуть, что решение проблемы приобщения детей к экономике – это эффективный путь подготовки ребенка к жизни, его социальной адаптации в обществе, к формированию с детского возраста образа своей будущей семьи. Необходимо также помнить, что сегодняшние дети – это наше будущее.
В следующий раз я планирую Вас познакомить с не менее интересными видами деятельности по финансовой грамотности, приглашу вас на станции «Театрализация», «Арифметические задачи» и «Художественная литература».
Всем спасибо за сотрудничество!