Любовь Акинина
Творческий проект «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей»
▼ Скачать + Заказать документы
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Кемеровский государственный университет
Центр педагогического образования
Межвузовская кафедра общей и вузовской педагогики
Дошкольное образование
Практико-ориентированный, игровой, творческий проект
"Сюжетно-ролевая игра, как средство развития коммуникативных способностей".
Выполнила:
студентка III курса, группа ЗФО гр. ПДО – 144
Акинина Л. А.
Научный руководитель:
доцент,
Проскурина А. В.
Кемерово 2017
Оглавление
Публикация «Творческий проект „Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Проекты творческие
- Проекты, проектная деятельность
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Сюжетно-ролевые игры
- Сюжетно-ролевые игры. Проекты
- Темочки
1. Введение…. 3
2. Проект "Сюжетно- ролевая игра, как средство развития коммуникативных способностей" ….
3. Взаимодействие в семье.
5
7
4. Заключение…. 8
5. Список используемой литературы…. 9
6. Список рекомендуемой литературы…. 10
7. Приложение №1 "Сюжетно- ролевая игра "Семья".
11
8. Фотоприложения…. 15
Введение
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – первоначальный этап усвоения общественного опыта. Ребёнок развивается под воздействием воспитания, под влиянием впечатлений от окружающего мира.
В современное время дети не всегда умеют организовать совместную игру со сверстниками, часто воспроизводят сюжеты из телевизионных передач, компьютерных игр, беря на себя роль героев, чем окружающих реальных взрослых.
А сюжетно – ролевая игра – наиболее доступный ребёнку вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений.
С семьи начинается жизнь человека, она и является первой ступенью социализации, здесь происходит формирование его как гражданина.
Семья была и остаётся хранительницей человеческих ценностей, культуры и исторической преемственности поколений, фактором стабильности и развития. Педагоги должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать детям чувство привязанности к семье и дому.
Поэтому мной был разработан данный проект.
Паспорт проекта : «Волшебный мир игры»
Тема проекта : «Сюжетно-ролевая игра, как средство развития коммуникативных способностей»
Автор проекта : Акинина Л. А.
Участники :воспитатели, воспитанники старшей группы, родители.
Вид проекта – долгосрочный, практико - ориентированный, игровой, творческий.
База проекта – МБДОУ д/с №1 г Топки.
Срок реализации 2015-2016г.
Противоречия: исследования педагогов и психологов показывают, что умение развертывать игру у ребенка складывается очень медленно, если он стихийно нащупывает и перенимает способы игрового поведения. Однако свои развивающие функции игра выполняет в полной мере, если с возрастом ребенка она все более усложняется, и не только по своему тематическому содержанию.
Проблема игры как деятельности, имеющей особое значение в жизни ребенка, всегда находилась в центре внимания исследователей детского развития (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.). Согласно позиции ученых, игра представляет собой важнейшую и чрезвычайно эффективную в детском возрасте форму социализации ребенка, обеспечивающую освоение мира человеческих отношений (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин). Она содержит образец будущей взрослой жизни в понятной и доступной для подражания ребенка форме.
Актуальность проблемы заключается в том, что:
-педагоги недооценивают значение игры;
В сюжетно-ролевой игре дети учатся придумывать сюжет, подчиняться правилам общественного поведения, строят отношения со взрослыми и сверстниками.
-низкий уровень развития игры дошкольников;
Основное внимание педагоги уделяют обучению детей счету, чтению. У детей не остается времени на свободную самостоятельную игру, они не умеют придумать сюжет, найти средства его реализации, испытывают затруднения в общении со взрослыми и сверстниками. В результате в ДОО игровая деятельность не формируется у детей.
-низкий уровень психологической готовности детей к школе.
Целью моей работы является осуществление руководства сюжетной игрой детей как фактора развития игровых навыков детей.
Для решения поставленной цели, в процессе ее выполнения, реализовывались следующие задачи:
1) Изучить О. А. Карабанова Т. Н. Доронова Е. В, Соловьева,Н. Я. Михайленко и Н. А. Короткова. «Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду»
2) Создать условие для эффективного функционирования предметно-развивающей среды, позволяющей строить сюжетно - ролевую игру детей. Дополнить среду в соответствии с ФГОС, т. к. игровая деятельность является частью коммуникативно-личностного развития детей.
3) Разработать совместно с детьми старшего дошкольного возраста конспект сюжетно – ролевой игры "Семья".
Новизна проекта : с детьми используются формы интеграции по ФГОС.
II. Проект «Сюжетно-ролевая игра, как средство развития коммуникативных способностей»
Для того, чтобы начать работу, изучила методическую литературу: О. А. Карабанова Т. Н. Доронова Е. В, Соловьева,Н. Я. Михайленко и Н. А. Короткова. "Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду", и другую литературу.
Изучив литературу, пришла к выводу, что, прежде всего надо строить работу совместно с родителями, так как родители- идеал для своего ребенка и в первую очередь должны быть сами заинтересованы в дальнейшем развитии детей в социуме.
I этап - подготовительный
Сроки реализации: сентябрь-октябрь 2015г.
Цель -• Развитие и обогащение игровых действий с игрушками на основе обогащения отдельных игровых действий;
№ Содержание деятельности результат
1. Изучение нормативно-правовой базы и психолого-педагогической литературы по проблеме (ФГОС, Сан ПИНы).
Изучение Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова «Организация сюжетной игры в детском саду»,
О. А. Карабанова, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева «Развитие игровой деятельности детей 2-7 лет» Анализ программ и технологий по проблеме Знание перечисленных документов.
Готовность к применению.
Создание банка данных по проблеме.
2. Насыщение развивающей среды группы : Куклы, игрушечная посуда, мебель, постель для кукол, игрушечные инструменты для мальчиков (молоток, отвёртка и пр.)
Игровой набор "Посуда", "Еда", кукольный театр.
Касса, игрушки, газеты, книги, и др. сумки, кошельки, деньги и др. Расширение представлений детей о многообразии способов использования игрушек, предметов-заместителей и игровых действий.
3. Разработка конспектов занятий, консультации для родителей и т. д.) Конспекты занятий, консультации.
II этап - основной
Сроки реализации: ноябрь-апрель 2015-2016гг.
Цель - • Формирование коммуникативных навыков, при «сговоре на игру», распределении ролей и ролевых диалогах;
№ Содержание деятельности результат
1. Обогащение представлений о той сфере деятельности, которую ребёнок будет отображать в игре (наблюдения, рассказы, беседы и впечатления). Знакомство детей с людьми, их деятельностью (кто, чем, почему занимается. Обогащение словарного запаса, накопление
социального опыта детей в повседневной жизни;
2. Организация сюжетно-ролевой игры («игра в подготовке к игре») :
Определение ситуаций взаимодействия людей, продумывание и сочинение событий, хода их развития в соответствии с темой игры;
Совместная игровая деятельность воспитателя и детей Формирование коммуникативных навыков, при «сговоре на игру», распределении ролей и ролевых диалогах;
3. Коллективная и самостоятельная игровая деятельность детей, организация сюжетно-ролевой игры с воображаемым партнёром, за которого ребёнок разговаривает. Воспитание доброжелательных отношений между детьми, интереса к общему замыслу и согласованию действий.
III этап - заключительный
Сроки реализации: май 2016г.
Цель: качественное изменение уровня коммуникативных навыков детей, развитие ролевых диалогов, вариативности обыгрываемых персонажей;
№ Содержание деятельности результат
1.
22. Создание презентации по итогам реализации инновационного проекта.
Конспект сюжетно – ролевой игры «Семья" в старшей группе.
Презентация.
Показ родителям, педагогам ДОУ.
III. Взаимодействие в семье
Особенностью данного проект является неотъемлемая часть деятельности педагога, родителя с детьми, в рамках работы ДОУ, в которой выявляется характер детско – родительских отношений, определяются проблемы и задачи, выстраиваются пути реализации данных задач в разнообразной деятельности с детьми. Особую практичную ценность проекта представляют материалы приложений: сценарии совместных праздников, досугов, бесед, рекомендации и памятки для родителей и др. Совместная деятельность сближает родителей и детей, учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнерами. Для ребенка ведь тоже важно взаимопонимание между взрослыми - воспитателями и родителями.
В группе накоплен достаточный наглядный, методический материал. Проект позволил на основе интегрированного подхода реализовать идею формирования у детей осознанного отношения к себе т. к. развитие личности ребёнка происходит во всех видах его деятельности при освоении всех образовательных областей.
IV. Заключение
Через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни. Поэтому педагоги должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать детям чувство привязанности к семье и дому через сюжетно - ролевую игру "Семья", которая включает в себя интегрированную деятельность.
Поэтому данный проект "Сюжетно-ролевая игра, как средство развития коммуникативных способностей" может быть рекомендован как воспитателям ДОУ, так и родителям, так как является необходимым звеном усвоения общественного опыта.
Выводы
1. Значение сюжетных игр заключается в том, что они влияют на развитие всех психических процессов, в том числе на творческое воображение и мышление, благодаря игре происходят преобразования интеллектуальной сферы ребенка, кроме того игра является носителем социального опыта дошкольников и способствует формированию их нравственной стороны.
2. Сюжетная игра в своем развитии проходит ряд этапов : от предметно-действенного этапа к этапу ролевого поведения и от него к сюжетосложению, где центральным содержанием игры является выполнение действий, отражающих социальные и межличностные отношения. Каждый этап требует определенной методики руководства.
3. Условиями, способствующими развитию сюжетных игр детей старшего дошкольного возраста, являются: обогащение знаний об окружающем мире, организация предметно-игровой среды.
Список использованной литературы
1. Арнаутова Е. П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. – М., 2011.
2. Арнаутова Е. П. Педагог и семья. – М., 2009.
3. Бочкарева О. И. Взаимодействие ДОУ и семьи. – Волгоград: ИТД “Корифей”, 2011.
4. Данилова Т. И. Программа “Светофор” Обучение детей дошкольного возраста ПДД. – СПб., издательство “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 20011.
5. Деркунская В. А. Сотрудничество детского сада и семьи в воспитании культуры здоровья дошкольников // Дошкольная педагогика. 2006. N5.
6. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: 2-е изд. // Буре Р. С., Година Г. Н., Шатова А. Д. и др. ; Под. ред. Виноградовой А. М.
7. Ерофеева Т. «Усвоение дошкольниками правил поведения с товарищами». // Д/в №10 - 2000.
8. Козлова С. А. «Нравственное воспитание детей в современном мире». //Д/в № 9 – 2001.
9. Купина Н. А, Богуславская Н. Е Веселый этикет. Нравственное воспитание, развитие коммуникативных способностей ребенка, сюжетно-ролевые игры. – М., 2002. - 176 с.
Список рекомендуемой литературы
1. Курочкина И. Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников. – М., 2011.
2. Курочкина И. Н. «О культуре поведения и этикете». //Д/в
3. Мулько И. Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет. – М., 2009– 96 с.
4. Нравственно-эстетическое воспитание ребёнка в детском саду. // Ветлугина Н. А., Казакова Т. Г. и др. ; Под. ред. Ветлугиной Н. А.
5. Одинцова Л. Г. «Воспитание навыков культурного поведения детей в коллективе сверстника». //Д/в - №7 – 2005.
6. Островская Л. Ф. «Поведение – результат воспитания».// Д/в № 5 –2012.
7. Островская Л. Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. – М., 2015.
8. Островская Л. Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольников. – М., 2014. – с. 143.
Приложение 1
Конспект сюжетно-ролевой игры в старшей группе "Семья"
Цель: Обогащение социально- игрового опыта между детьми старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Социально- коммуникативное развитие :
1 Формирование уважительного отношения к своим близким, окружающим людям и друг к другу;
2. Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме;
Развитие общения и взаимодействия ребёнка со сверстниками и взрослыми;
3. Развитие общения и взаимодействия ребёнка со сверстниками и взрослыми.
Познавательное развитие :
1. Формирование познавательных действий, становление сознания творчески воспроизвести в игре быт семьи и общественно-полезный труд взрослых «в семье», «в детском саду», «на стройке»;
2. Развитие творческой активности.
Речевое развитие :
1. Владение речью как средством общения и культуры (доброжелательный тон, сдержанность жестов);
2. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
Художественно- эстетическое развитие :
1. Развитие предпосылок ценностно - смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного);
2. Восприятие музыки, художественной литературы.
3. Стимулирование сопереживания персонажам сказки "Колобок".
Физическое развитие :
1. Овладение подвижной музыкальной игрой "У жирафа пятна, пятна".
Игровой материал: игрушечная посуда, атрибуты для игры в стройку, принадлежности для занятия (светофоры на каждого ребёнка, звонок, конструктор, касса.
Предварительная работа с детьми:
1. Беседы: "Как мы разговариваем с членами семьи", "Правила поведения в детском саду, в театре, дома", "Кто, кем работает?"Какая бывает посуда", беседа о том, какими личностными качествами должен обладать воспитатель.
2. Изготовление совместно с детьми атрибутов к игре: рисование и лепка (из теста, пластилина) продуктов питания, изготовление альбома "Профессии".
3. Чтение: "Мама", "Братик", "Работа" Д. Габе из серии "Моя семья", "Я хожу в детский сад" Е. Яниковская.
4. Рассматривание иллюстраций : "Профессии","Сказка "Колобок", "Правила дорожного движения".
5. Дидактические игры: "Дочки- матери", "Приготовим обед", "Накормим друга обедом",расскажи и обыграй сказку "Колобок".
6. Экскурсия к перекрестку.
7. Занятия: по ПДД, "Мамы разные нужны- мамы всякие важны", пальчиковый театр "Колобок"
Работа с родителями: заучивание ролей, изготовление атрибутов, анкетирование «Семейные традиции».
Игровые роли детей: воспитатель, папа, дети, мама, бабушка, Светофор, строители- 3 мальчика, младший воспитатель, сотрудники театра.
Ход игры:
Мы хотим показать сюжетно – ролевую игру «Семья». Утро в семье Ивановых.
Бабушка: Доброе утро, дети, доброе утро внуки! Сегодня в детском саду короткий день. Ты не забыла дочь?
Мама: Нет, мама не забыла, потому что мы сегодня всей семьёй пойдём в театр. Так что будь готова!
Ребё нок: Мама, а что будут показывать в театре?
Мама: Сегодня будут показывать пальчиковый театр «Колобок»
Дети: Ох, ты, должно быть интересно!
Ребё нок: Бабушка, можно тебя попросить?
Бабушка: Конечно!
Ребё нок: Дорогая бабушка, свари, пожалуйста, компот из зелёных яблок!
Бабушка: Хорошо, внучата мои, сварю, да и приберусь в доме!
(Пока все разговаривают, папа читает газету)
Папа: Мне пора на работу! Всем удачного дня! До вечера!
Дети: Пока папа, пока бабушка!
(Мама берёт детей, все берутся за руки и идут в детский сад, а папа идёт на стройку и выполняет ролевые действия, а бабушка остается дома, пылесосит ковер, варит и т. д. Выполняет ролевые действия.)
(В детском саду ребятишек встречает воспитатель)
Воспитатель: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте, Любовь Анатольевна!
Воспитатель. : Каждое утро начинается с зарядки! Предлагаю вам встать в круг, немного разомнёмся! (Зарядка)
(Пока дети делают зарядку, младший воспитатель накрывает на стол)
Воспитатель: Дети, у нас сейчас завтрак, что нам надо сделать?
Ребё нок: Перед едой необходимо помыть руки! (Дети с воспитателем идут мыть руки, на Лизу Б. одевает воспитатель фартук).
Мл. воспитатель: Ребята, проходите за стол!
(Дети садятся за столы)
Воспитатель. : Приятного аппетита!
Дети: Спасибо!
Воспитатель. : Когда я ем – я глух и нем (Дети выполняют ролевые действия за столом)
Покушали?
Дети: Да! Спасибо!
Воспитатель. : Лиза поможет убрать младшему воспитателю (по имени отчеству, а Максим нам расскажет считалку!
(Лиза убирает со стола и ставит подносы с пластилином и светофором на каждого ребёнка. (Дети считают в кругу с воспитателем) Раздаётся звонок на занятие.
Воспитатель. : Проходим за столы на занятие. Ребята, я вам загадаю загадку и вы узнаете, кто у нас в гостях!
Объяснит без напряженья
Детям правила движенья.
Помогает с давних пор
Детям, друг наш… (Светофор)
А вот и он!
Светофор: Здравствуйте, ребята! Предлагаю меня нарисовать пластилином, но сначала я о себе расскажу:
«Слушай и запоминай
И всегда их соблюдай.
Загорелся КРАСНЫЙ свет,
Стой, малыш, прохода нет.
ЖЕЛТЫЙ свет смотри горит
Приготовься говорит.
А зажегся свет ЗЕЛЕНЫЙ
Проходи мой друг ученый.
Помни правила движенья
Как таблицу умноженья!»
Возьмите листочки и начинаем работать!
(Дети рисуют пластилином светофор)
В детском саду дети занимаются, играют, а на стройке быстрым ходом идёт работа!
Строитель1 - Мы с рабочими строим дом
Строитель 2 - Высокий дом
Строитель 3 - Пусть поселится дружба в нём!
(Воспитатель - ребёнок и Светофор вывешивают работы детей на доску)
Мама: Дети, пора в театр!
Мама: Любовь Анатольевна, сегодня в театре показывают пальчиковый театр «Колобок». Приходите!
Воспитатель. : Постараюсь придти!
(Дети говорят до свидание и уходят. Они встречаются с бабушкой и папой в театре.)
(Все идут в театр, покупают билеты в кассе, рассаживаются)
Ребё нок: Представляем вашему вниманию пальчиковый театр «Колобок» ,
(Дети обыгрывают сказку за столом)
На этом день в семье Ивановых заканчивается.