Ануфриева Надежда
Сюжетно-ролевая игра как средство разностороннего развития личности и ранней профориентации дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Период дошкольного детства по праву называют игровым этапом жизни. Этому есть подтверждения в различных психолого-педагогических источниках. Это не является секретом и для родителей.
Над всеми делами ребенка во главе стоит игра. Выдающийся психолог Л. С. Выготский именно поэтому назвал игру ведущей деятельностью ребенка – дошкольника.
Публикация «Сюжетно-ролевая игра как средство разностороннего развития личности и ранней профориентации дошкольников» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Ранняя профориентация дошкольников
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2019
Наиболее близкой к жизненным ситуациям ребенка являются игра с сюжетом и ролями. Только такая игра позволяет малышу перевоплощаться в того, кем он захочет. Постоянно же наблюдая за взрослыми и желая брать с них пример во всем, ребенок и тут пытается стать кем-то из мира взрослых. Он превращается то в шофера, то в парикмахера.
Интересно наблюдать за детьми, как они организуют сюжеты своих игр. Можно с легкостью определить, где бывает ребенок со своими родителями чаще всего.
Например, наблюдая сцену в игровом уголке – девочка подходит к каждому ребенку в группе и что-то грозно от них требует. Прислушавшись, можно понять – девочка требует «летики» (билетики). Поинтересовавшись у родителей, как они добираются до детского сада по утрам, мама, рассказала, что у них нет машины и ездят они на общественном транспорте.
Вот где ребенок подсмотрел этот сюжет для своей игры! Ребенок ежедневно наблюдает работу кондуктора автобуса.
Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо формировать у детей элементарные представления о многообразии профессий. Точнее сказать, прививать зачатки понимания профессионального труда взрослого человека. И делать это лучше всего в той деятельности, которая не навязывается ребенку, а вытекает из его детских побуждений – сюжетно-ролевой игре.
Игровые сюжеты складываются из различных ситуаций, при этом имитируя профессиональную среду того или иного работника или служащего. В таких играх детям легко приобретать элементарные модели поведения в той или иной профессии.
Данный процесс называют ранней профориентаций, в процессе чего у детей дошкольников формируется целый комплекс трудовых навыков, начинает становиться маленький, но жизненный опыт. Входя в мир взрослых через проигрывание каких-то профессиональных ситуаций, малыш, уже даже будучи в таком возрасте, способен приобщаться к определенным успехам, решениям, возникающих в профессиональной деятельности. Хоть пока и игрушечной.
Профориентация дошкольников пока остается мало изученным направлением работы педагога. Но именно эта сфера педагогической деятельности имеет очень важную, если не самую важную потребность ребенка через игру стать взрослым и приобрести определенную профессию.
Но дети еще очень мало знают профессий, и их выбор не велик. Именно поэтому главной целью профориентации в детском возрасте считается – дать детям знания о мире профессий и формировать интерес к труду взрослых, чей труд они ежедневно могут наблюдать в реальной жизни.
Как можно реализовать профориентационную работу в группе детского сада? Конечно, возможностей для этого много. Прежде всего, это задача НОД. Также и множество разработанных на сегодняшний день дидактических игр. Ведь именно игра помогает решать педагогу эту задачу. Но лучшим способом будет делать это естественным путем, когда в группе создаются уголки, имитирующие ту или иную сферу профессиональной деятельности взрослых. И снова возвращаемся к тому, что здесь на помощь приходит сюжетно-ролевая игра.
Интересно, что в сюжетно-ролевых играх появляются первые предпочтения к тому или иному направлению трудовой деятельности. В таких играх дети начинают проявлять свои личностные качества и уже заранее можно видеть его профессиональную ориентацию, его установки к тому или иному делу.
Проявление индивидуальности каждого ребенка в сюжетно-ролевой игре позволяет придумывать различные комбинации перевоплощения, когда ребенок берет на себя ту или иную роль.
В работах по обмену опытом педагогов детских садов можно встретить различную информацию о том, как педагоги увлечены современными формами обучения. На сегодняшний день существует множество технологий именно для обучения детей дошкольного возраста. Но игру для обучения используют далеко не многие, считая ее лишь неким дополнением к дидактическому процессу передачи дошкольником определенного вида знаний.
Игра постепенно уходит из жизни дошкольника в детском саду, на замену приходят всевозможные занятия – чуть ли не уроки, как в начальной школе. Родители тоже за неимением времени и желания не хотят играть с детьми.
В итоге дошкольнику черпать игровой опыт просто неоткуда. Но есть выход – игре должен научить воспитатель. Стереотипы при этом необходимо менять в корне. Ведь дети должны видеть реальные ситуации, они подражают взрослому. Задача педагога не из легких, но это будет способствовать самому раннему профессиональному самоопределению. Не надо играть только в продавца или парикмахера. Посмотрим вокруг и увидим массу разных профессий. И дети должны знать о них. Они должны знать как о тех, которые были раньше, которые есть сейчас. Но и знакомить детей с теми профессиями, которые появляются на рынке труда и будут существовать в будущем наших детей.
Сюжетно-ролевые игры надо организовывать с профессионально-ориентированным направлением изначально. Получится, что дети играют, но при этом взрослеют и готовятся к профессиональному труду в будущем.
Хочется добавить, что в играх профессионального характера ребенок приобретает и личностные качества, развивается в тех направлениях и областях, которые с трудом можно привить в любой ООД.
И не надо выделять какие-то одни профессии, которые нравятся педагогу. Дети должны иметь возможность познакомиться с миром самых разных профессий.