Людмила Унру
Игры детей в песочнице как средство развития коммуникативных и творческих способностей
▼ Скачать + Заказать документы
Игры детей с песком начинаются с самого раннего возраста и позволяют им реализовать разнообразные потребности, в том числе в творческом самовыражении. Песочницы, в которых играют дети, насыщены, помимо природного материала песка, миниатюрными игруш-ками, что дополнительно стимулирует детей к игровой деятельности. Игры в песочнице могут проходить как в индивидуальном, так и в групповом режиме работы с детьми. Совместная игровая деятельность создает условия для развития навыков общения. В таких играх формируется умение соблюдать естественные границы личной территории, понимание того, что к кому-то можно подходить очень близко, а кто-то предпочитает играть на некотором расстоянии. Наконец, именно в таких играх вырабатывается умение соблюдать совместно принятые правила, что является основой социальной жизни общества.
Публикация «Игры детей в песочнице как средство развития коммуникативных и творческих способностей» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры с песком
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Игры детей в песочнице позволяют решать следующие задачи:
1. Стабилизировать эмоциональное состояние, создать позитивный настрой.
2. Развивать навыки общения, умения находить контакт со сверст-никами.
3. Развивать навыки самостоятельного решения отдельных проблем общения и конфликтов.
4. Развивать речь, способность выражать свои переживания, замыслы, идеи.
5. Развивать способности к самостоятельному сочинению сюжетов игры, сочинению историй, сказок.
6. Развивать способности к совместному со сверстниками сочинению сюжетов игры, историй, сказок.
При этом педагог использует такие методы обучения как:
1. Игры в песочнице совместные с педагогом.
2. Самостоятельная игра в песочнице с предлагаемым сюжетом.
3. Игры в песочнице по собственному сюжету.
Очень важно, чтобы положительно оценивались любые результаты игры, проявлялся интерес к тому, что создает ребенок на песке, педагог специальными вопросами стимулировал ребенка на рассказ о том, что он создает на песке. После окончания игры в песочнице можно рассказать значимым для ребенка лицам, что особенно понравилось в его работе. Подгруппы детей 1-4 человека для занятий в песочнице формируются по результатам диагностики. Для игр с песком необходим отдельный кабинет, два водонепроницаемых деревянных ящика размером 50х70х8, экологически чистый песок, наборы разнообразных, разноцветных, миниатюрных игрушек.
На первом этапе происходит знакомство ребенка с песочницей, знакомство с правилами игры в песочнице, первоначальная диагностика особенностей ребенка. Как правило, отправляясь с ребенком в кабинет с песочницами, сообщаем ему, что мы идем играть. Почти все дети, оказавшись рядом с песочницами спрашивают, а что это такое, почему здесь песок?. Отвечаем, песок здесь для того, чтобы с ним играть, песок чистый, предлагаем потрогать песок руками, показываем, что, если отодвинуть песок, можно увидеть голубое дно песочницы. Далее показываем детям открытые коробки с игрушками. Для удобства в каждой коробке лежат игрушки по определенной теме. Например: сказочные герои, животные, насекомые, солдатики, машинки, растения, мебель и т. д. Объясняем детям правила игры в песочнице : можно брать любые игрушки из коробок и ставить их в песочницу. Говорим о том, что к песку надо относиться бережно и не высыпать его из песочницы. Если детей двое, то просим игрушки из одной коробки брать по очереди. Предлагаем на выбор играть каждому в своей песочнице или играть вместе в одной. Если один из детей не согласен играть вместе, то каждый остается в своей песочнице. Далее детям дается задание построить в своей песочнице волшебную страну. Важной составляющей диагностики является наблюдение за выбором детьми игрушек. Активные, возбудимые дети выбирают яркие игрушки, любят красный цвет, машинки. Общительные дети рассказывают, какие игрушки они выбирают, какие есть у них дома. Дети с трудностями общения могут выбирать экзотических животных вроде динозавров, сами ничего не рассказывают, скупо отвечают на вопросы. Неуверенные в себе дети берут небольшое количество игрушек и располагают их на ограниченном пространстве песочницы. Регистрируем в тетради «наблюдений» какие игрушки выбирает ребенок, каким образом располагает в песочнице и что при этом рассказывает.
Второй этап развитие коммуникативных способностей. В зависимости от первичной диагностики, когда мы определяем примерный уровень развития навыков общения ребенка, степень его контактности, уровень развития речи, выбираем метод обучения.
Игры в песочнице совместные с педагогом помогают в случаях, когда речь ребенка недостаточно развита в силу возраста или ребенок из семьи мигрантов только начинает осваивать русский язык, и его речевые возможности ограничены. Большой объем стимульного материала в песочнице в виде игрушек помогает развитию речи. Такие дети быстрее осваивают новые слова, когда они берут игрушку в руки и слышат, как она называется и что она делает. Педагог просит повторить название игрушки, после чего ребенок играет с ней, а педагог комментирует действия ребенка, задает ему вопросы, вовлекая его в диалог. Совместная игра с педагогом помогает ребенку освоить правила игры и слова, которые помогают взаимодействию в игре.
После того, как ребенок в песочнице начинает чувствовать себя уверенно, каждый раз этот вопрос решается индивидуально, можно переходить к совместным играм с детьми. Предлагаем ребенку выбрать себе товарища для игры в песочнице. Обычно дети с удовольствием откликаются на такое предложение. Сначала дети играют в разных песочницах. Им дается задание построить волшебную страну. Они строят каждый свою страну, рассказывают о ней, о том, кто в этой стране живет, чем занимаются. Педагог поощряет детей к рассказу, отмечает то, что ему особенно понравилось.
Следующая ступень развития способностей к общению игры вдвоем в одной песочнице. Итак, дети должны построить волшебную страну вместе. Вначале они должны договориться, какую страну они будут строить вместе, какие игрушки будут брать, где в песочнице размещать. После обустройства страны, дети по очереди рассказывают, что они построили, кто живет в их стране, чем они занимаются. Педагог обязательно отмечает, что ему понравилось и хвалит детей. Успешно выполненное задание укрепляет дружеские контакты детей, повышает их самооценку.
В ходе выполнения таких заданий естественно могут возникать разногласия. Задача педагога мягко подвести детей к самостоятельному разрешению конфликтов. В конце игры у детей должно оставаться ощущение успеха. Именно оно закрепляет позитивные навыки взаимодействия, приобретаемые в игре.
Во время игры педагог фиксирует в тетради «наблюдений» какие игрушки выбирают дети, где в песочнице размещают, какой диалог ведут между собой, и в итоге, что рассказывают о своей стране. Это важно, чтобы прослеживать динамику в развитии отношений между детьми, динамику эмоционального фона, динамику развития речи.
Третий этап развитие творческих способностей. На этом этапе осуществляется помощь и поддержка талантливых детей, развитие творческих способностей детей через расширение словарного запаса, рассказывание историй, сочинение сказок. Талантливые дети рано раскрывают свои способности. Это могут быть специальные способности : музыкальные, художественные, математические или опережающее сверстников развитие речи, богатый словарный запас, многообразие интересов ребенка. При этом далеко не всегда личность ребенка развивается гармонично. Его самооценка может быть занижена, отношения со сверстниками и взрослыми конфликтны. Он может быть эмоционально неуравновешенным, непоседливым и т. п. В ряду мероприятий, направленных на помощь и поддержку талантливых детей, игры в песочнице способствуют восстановлению утраченного эмоционального баланса, успех в игре повышает самооценку, закрепляет позитивные навыки общения.
Игры с песком снимают напряжение, трансформируют негативные эмоции в позитивные, способствуют релаксации, а значит, снимают все барьеры, препятствующие раскрытию творческого потенциала ребенка. Каждая игра в песочнице является творческим актом, задействующим эмоциональную сферу ребенка и его воображение. Задача педагога бережно поддерживать ребенка в его творческих поисках. Здесь очень важно соблюдать баланс между той свободой, которую мы предоставляем ребенку в песочнице (свободой выбора игрушек, выбора темы игры, выбора партнера для игры); и ограничениями в виде правил, которые необходимо соблюдать в песочнице. Специальные вопросы, задаваемые педагогом, стимулируют ребенка, помогают раскрыть его творческий потенциал и одновременно обучают ребенка, каким образом можно рассказывать свои истории.
Перед началом игры просим ребенка создать свою сказочную страну и рассказать о ней. Здесь есть варианты. Некоторые дети предпочитают рассказывать после того, как расставят все игрушки в песочнице. Другие начинают свой рассказ одновременно с выбором и расстановкой игрушек. Есть дети, которых больше привлекает эстетическая сторона игры, красота композиции, а есть те, кто эмоционально глубоко вовлекаются в игру, сопереживают своим героям, буквально вместе с ними проживают придуманные истории, которые развиваются бурно и динамично.
В зависимости от раскрывающейся перед нами картиной игры, мы можем задавать вопросы, как в ходе игры, так и после ее окончания.
Примерный перечень вопросов:
- как называется твоя страна,
- кто в ней живет,
- что у них есть,
- что они делают,
- какое у них настроение,
- кто с кем дружит,
- какие приключения с ними произошли,
- кто помог или может помочь героям истории,
- чем закончится, эта история, и т. п.
Рассказ ребенка, свои вопросы и ответы ребенка записываем в тетрадь «наблюдений». Показателями развития способностей ребенка будут : расширяющийся словарный запас, самостоятельный последовательный рассказ, оригинальные сюжеты.
В заключении хочется сказать, что работа с одаренными детьми требует от педагога определенных качеств, среди которых должны быть :
1. доброжелательность
2. чувство юмора
3. гибкость
4. умение разбираться в особенностях психологии одаренных детей
5. иметь широкий круг интересов
6. иметь склонность к творчеству.
При разработке программы использовалась следующая литература:
1. Джеми Валкер, Тренинг разрешения конфликтов, С-Пб., 2001.
2. Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Чудеса на песке, С-Пб., 1998.
3. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабенко, Практикум по песочной терапии, С-Пб., 2002.
4. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Тренинг по сказкотерапии, С. -Пб., 2005.
5. Е. К. Лютова, Г. Б. Монина, Тренинг эффективного взаимодействия с детьми, С-Пб., 2001.
6. Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Миланович, Развитие творческих способностей у детей от 1 года до 3 лет средствами кукольного театра, М., 2007.