Наумова Любовь Викторовна
Сюжетно-ролевая игра, как средство всестороннего развития младшего дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Играть мы любим очень : вы знаете, друзья!
Без игр прожить ребенку никак, никак нельзя!
Все мы когда-то были детьми, и наверняка, самые светлые воспоминания и впечатления у нас связаны с играми. Игра – что может быть интереснее и значимее для ребенка? Это и радость, и познание, и творчество. Это то, ради чего ребенок идет в детский сад. Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. Игра, как никакая другая деятельность, обеспечивает детскую активность, самостоятельность, самовыражение, самодеятельность.
Публикация «Сюжетно-ролевая игра, как средство всестороннего развития младшего дошкольника» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Игра начинает входить в жизнь ребенка уже в раннем возрасте. Что нужно ребенку для того, чтобы он мог жить яркой, радостной, разнообразной жизнью? Что может пробудить дремлющие уже в ребенке различные чувства, дать толчок его мыслям, наполнить все его существование приятным, увлекательным содержанием? Ответ ясен - игрушка. Игрушка дает ребенку возможность жить настоящей, интересной, полной жизнью. При помощи игрушек в сюжетно – ролевых играх он строит свой маленький мирок. Он такой же, как взрослые: повар, шофер, строитель, врач, мама.
Я работаю в детском саду вот уже более 15 лет, с большим интересом наблюдаю за детской игрой: в какие игры дети играют в течение дня, как играют, как общаются. Передо мной, как воспитателем детского сада, стоит задача – сплотить детский коллектив, научить детей играть. Играя с детьми, наблюдая за играми, я выяснила, как дети проявляют себя в них. Это помогло мне наметить конкретные пути взаимодействия с каждым ребенком. Я перед собой поставила следующие задачи: 1) научить детей играть; 2) содействовать объединению детей в игре; 3) тактично руководить выбором игры; 4) научить детей соблюдать правила во время игры; 5) воспитывать чувство доброжелатель-ности, взаимопомощи. Работу по развитию сюжетно – ролевых игр осуществляю в двух направлениях: - Создание необходимой игровой среды; - Непосредственное руководство играми детей.
С помощью родителей оборудовала разнообразную интересную игровую среду в группе. Красивые нарядные куклы, машины, игровая мебель, разная яркая посуда быстро привлекли малышей, и они начали разнообразно действовать с ними: катать, кормить, укладывать и т. д. Играли и утром, и после дневного сна. Важно было, чтобы мои малыши научились выполнять несколько взаимосвязан-ных действий. С этой целью я широко использовала вопросы, подсказывающие новые действия. Большое место отводила показу действий с разными игрушками. Например, чтобы привлечь внимание детей, я начинаю играть с куклой, объединив при этом несколько сюжетов, доступных пониманию детей: «кормлю куклу», «купаю куклу», «укладываю спать». Дети внимательно наблюдают за моими действиями. Продолжая играть, передаю куклу детям, словесно направляя дальнейший ход событий. Для обогащения игр детей подбираю простые сюжеты для инсценировок с куклой.
Широко использую в своей работе игры-показы. Так, во время игры с куклой я говорю: «Нашей Кате хочется погулять, давайте поможем ей одеться». Во время одевания рассматриваем одежду куклы по сезону, называем ее. Затем я последовательно одеваю куклу. Дети наблюдают за моими действиями. Чтобы закрепить навыки я предлагаю повторить мои действия. Вначале детям требовалась моя помощь, а затем они научились самостоятельно одевать и раздевать кукол. При этом я обращала внимание на то, что одежду надо брать и складывать аккуратно. Накопленный опыт помогает детям активней участвовать в игре. А в результате совместной игровой деятельности дети научились переносить игровые действия с одной игрушки на другую.
Однако для развития игр недостаточно только хорошее оснащение группы игровым материалом. Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка,— это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Необходимо наличие разнообразных впечатлений об окружающей действительности, которые дети отражают в своей игре. С этой целью провожу наблюдения с детьми за работой няни, повара, медсестры, шофера, дворника. Во время наблюдений обращаю внимание детей на то, что повар приготовил вкусный обед. Впоследствии играя, дети уже не просто ставили кастрюли на плиту, а «варили» суп, компот и т. д.
В первое время мои малыши играли в одиночку и довольно однообразно. Я старалась помочь им сплотиться в единый коллектив. К концу первой младшей группы дети научились играть небольшими группами, причем стали проявлять друг к другу внимание, доброжелательность, научились уступать игрушки товарищам. Доброжелательность, радостная обстановка, выдумка и фантазия необходимы в игре, только в этом случае игры будут полезны для развития ребенка.
Я очень люблю играть вместе с детьми. Главное в игре – сохранить непосредственность игры, сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями и чтобы навыки, полученные в театральных, дидактических и сюжетно-ролевых играх, дети смогли применить в повседневной жизни. Я постоянно нахожусь в поиске новых приемов, позволяющих детям с интересом и качественно осваивать новые игры.