Вера Качесова
Практика ознакомления дошкольников с декоративно-прикладным искусством России
▼ Скачать + Заказать документы
2022 год в России объявлен Годом народной культуры и нематериального культурного наследия. В череде запланированных мероприятий, в основу своей работы, как воспитателя по изобразительной деятельности, я ставлю задачи по ознакомлению дошкольников с традициями народного декоративно-прикладного искусства.
Публикация «Практика ознакомления дошкольников с декоративно-прикладным искусством России» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Темочки
В течении всего образовательного года провожу занятия и совместно-партнёрскую деятельность, во время которых сначала изолированно, потом в сравнении с другими, воспитанники получают компетенции по основным видам росписей: дымковской, филимоновской, городецкой, гжельской, хохломской, жостовской и др. ; знакомятся с промыслами по изготовлению изделий из разных материалов: дерева, глины, соломы, шерсти, металла и др., а также способами превращения материалов в изделия, которые своей красотой, яркостью, самобытностью чаруют, на протяжении огромного времени, весь мир.
Процесс ознакомления с промыслами строю на возрастных принципах разумной достаточности. В младшем дошкольном возрасте ознакомление происходит на уровне знакомства с элементами декоративного рисования ( линейных: полоски разного характера и направления; геометрических и растительных: ягоды, листья) и применения их на простых формах: квадрат – «платочек», круг – «тарелочка», прямоугольник –«полотенце» или «коврик». В этом возрасте детям доступно освоение знаний о дымковском и филимоновском промыслах, т. к. основной их продукт– игрушка, яркая, нарядная, весёлая. Дошкольникам приятно украсить фартуки барышням, расписать силуэты птичек, уточек, курочек и петушков.
Старшие дошкольники осваивают традиции целого промысла и происходит это на протяжении цикла занятий, который включает в себя: знакомство с промыслом, с определёнными элементами росписи, техникой выполнения и практических продуктивных занятий по росписи бумажных силуэтов традиционных изделий этого промысла. Причём, стараюсь познакомить с техникой украшения разных форм, разными элементами: уже освоенными с добавлением нового. Например, в процессе ознакомления с хохломской росписью детей подготовительной группы, предлагаю украсить сначала простую форму мисочки «кустиком» из завитков, осочек, капелек. «Узор для ложки» дети выполняют на главной веточке - завитке с добавлением завитков, осочек, капелек и ягод красной или чёрной смородины. Для украшения бочонка с мёдом, дети применяют знакомые элементы «травного орнамента» и ягод клубники, малины или крыжовника. В процессе совместно-партнё рской деятельности дети знакомятся с более сложными элементами узора хохломской росписи: птицами, рыбами. Выполняют их по шаблонам или в альбомах по раскрашиванию готовых форм.
Для первого знакомства с каждым промыслом организовываю целое занятие по восприятию искусства, в начале которого стараюсь использовать презентации или видеоролики, которые дают общее представление о данном народном промысле, его традициях, способах производства изделий: лепка, резьба, плетение, ткачество и др. На этом же занятии, в практической части, «раскрываем секреты» работы мастера: подбираем цвета красок, осваиваем приёмы работы, рассматриваем, моделируем схемы построения узора, запоминаем название элементов или их частей. В заключительной части занятия предлагаю в игровой форме, вспомнить все новые «знания» о виде декоративно-прикладного искусства. В этом мне помогают самостоятельно разработанные работающие стенды «Я выбираю» или «Русские народные промыслы», с набором игр и игровых упражнений.
На всех последующих занятиях предлагаю транслировать опыт первой встречи с промыслом, для этого применяю разные приё мы: вспомнить и рассказать ребятам, которых не было о промысле; при помощи работающего стенда «Палитра», «подготовить краски для работы», т. е. разместить на стенде только те цвета красок, которые по традиции использует мастер; подобрать или выбрать (если предложено несколько) форму для росписи и др.
Если позволяет комплексно- тематическое планирование, например, друг за другом следуют темы цикла «Человек в мире вещей» : «Рукотворный мир. Посуда», «Рукотворный мир. Одежда» «Рукотворный мир. Мебель», предлагаю к изучению городецкую роспись, т. к. умельцы данного промысла работая с деревом изготавливают посуду, мебель, игрушки и предметы интерьера.
Это вносит разнообразие в освоение традиций промысла. Дети получают возможность построить узор «гирлянда» на полосе, украшая вешалку для одежды, спинку стула или дверцы шкафчика. Для украшения разделочной доски, можно использовать варианты построения узора по схеме «ромб» или «букет», для украшения блюда или столешницы круглого стола – схему построения «венок».
Чтобы знания детей были актуальны на протяжении некоторого времени, познакомившись с двумя, тремя промыслами организую итоговое мероприятие: комплексное или интегрированное, требующее проанализировать промыслы, сравнить, сделать выводы: чем похожи, чем отличаются. Например, таким мероприятиями стали занятия по росписи силуэтов русской матрёшки, народного костюма, русского валенка, игрушек свистулек, по мотивам дымковской и филимоновской росписей.
Желая использовать разные технологии по ознакомлению детей с ДПИ, мною был разработан работающий стенд «Русские народные промыслы России».
За основу я взяла готовый плакат с одноимённым названием. В готовом виде он представляет собой планшет с маркерами 12 народных промыслов. Возле каждого маркера прикрепила пластиковые «карманчики» для размещения в них результатов выполнения игрового задания. Для каждого задания разработала игровую задачу и подобрала игровой иллюстративный материал.
При помощи стенда и пристендового материала можно систематизировать и актуализировать знания о цветовой гамме, традиционно используемой мастерами разных промыслов («Палитра художника», о материалах, которые исторически используют для изготовления объектов ДПИ («Из чего это делают», поупражняться в различении видов росписи по её базовым элементам («Подбери элементы к росписи», помочь игровым персонажам понять отличия одного вида росписи от другого («Чей предмет потерялся», найти общие признаки в предметах ДПИ и объединить их одним промыслом («Дело мастера боится»).