Марина Ковалева
Практическое занятие с родителями «Формирование познавательной деятельности у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект практикума для родителей
«Формирование познавательной деятельности
у детей дошкольного возраста»
Слайд 1.
Добрый вечер уважаемые родители, сегодня нам предстоит обсудить вопросы, связанные с формированием познавательной деятельности детей дошкольного возраста.
Изначально ребенок проявляет любопытство, активно познает и открывает для себя окружающий мир. А наша с вами задача заключается в том, чтобы создать необходимые условия для раскрытия его потенциала.
Слайд 2.
Публикация «Практическое занятие с родителями „Формирование познавательной деятельности у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Познавательная деятельность – деятельность, направленная на познание
окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, внимание, мышление, память, воображение.
Давайте поподробнее остановимся на каждом из этих процессов.
___
Слайд 3.
1. Восприятие – отражение в сознании человека предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на рецепторы в форме целостных образов.
Выделяют:
- зрительное
(цвет, форма, размер,
- слуховое (речевые и неречевые звуки,
- тактильное восприятие.
Результатом восприятия является образ.
Мы сегодня ненадолго займем позицию ребенка и поиграем в те игры, которые способстуют и формируют познавательные процессы.
Слайд 4.
Игра с родителями «Волшебный мешочек»
Цель: развитие тактильного восприятия, памяти.
Материалы: различные мелкие предметы в непрозрачном матерчатом
мешочке.
Инструкция участникам: «В руках у меня волшебный мешочек, в нем
находятся различные интересные предметы. Сейчас каждый из вас, не глядя,
достанет из мешочка один предмет и на ощупь, не глядя, попробует
определить, что это».
Ведущий предлагает участникам по очереди не глядя опустить руку в
мешочек, выбрать любой предмет и определить на ощупь, что он из себя
представляет.
Как вы думаете, как можно разнообразить эту игру? (ответы родителей)
Игра «На что похожи облака?»
Цель: развитие зрительного восприятия и воображения.
Инструкция: Во время прогулки предложите ребенку посмотреть на небо
и сравнить облака с какими-либо предметами, животными и т. п.
Игра «Поймай звук»
Цель: развитие слухового восприятия и внимания.
Инструкция: Вы называете по очереди различные звуки, а ребенок
должен хлопнуть в ладоши, когда услышит нужный. Например, нужно найти
звук Р в последовательности: Р, М, О, С, А, Р, У, Е, К, Р, Б, Л, А, Р, П.
___
Слайд 5.
Внимание - избирательная направленность восприятия на тот или иной
объект. Характерной особенностью внимания детей дошкольного возраста
является преобладание непроизвольного внимания.
Основные характеристики внимания:
- объем,
- концентрация,
-переключение и распределение.
Именно эти характеристики мы с вами можем развивать. Важно учесть нормы концентрации внимания детей по возрастам : в
5 лет – 10-25 минут, в 6 лет – 12-30 минут.
Это свойство внимания мы можем использовать в развитии произвольного внимания.
Так, например, в ситуации, где малыш обратил
внимание на палочку, мы можем задать ему различные вопросы, например, «с какого она дерева?» или «что с ней можно сделать?» и т. д. Тем самым мы
переведем внимание из непроизвольного в произвольное.
В домашних условиях вы можете поиграть в следующие игры.
Игра «Стратегическое задание».
Цель: увеличение объема внимания.
Инструкция: Вы даете ребенку подряд три инструкции, которые он
должен выполнить в той последовательности, которую вы ему задали.
Например: «Подпрыгни три раза, назови любое животное и дотронься до
Предмета красного цвета».
Количество заданий можно усложнять в зависимости от возраста и развития ребенка.
Упражнение «Зачеркни букву»
Цель: развитие концентрации внимания.
Инструкция: Возьмите любой текст с крупным шрифтом и попросите
ребенка зачеркнуть в нем все буквы «А». Затем задание можно усложнять: «А» зачеркнуть, «О» подчеркнуть, а «Р» обвести в кружочек. В дальнейшем в
данную игру можно играть на время.
А сейчас я предлагаю вам поиграть.
___
Слайд 6.
Упражнение с родителями «Опиши картинку»
Цель: развитие внимания.
Материалы: рисунок «Звери».
Инструкция: Внимательно рассмотрите изображение в течение 10 секунд.
Затем картинка убирается и участникам задаются вопросы относительно
деталей.
Кто изображен на картинке?
Что в лапах у медведя?
Что в лапах у зайца?
Что в лапах у белки?
Сколько опавших листьев на картинке?
Что ещё было на картинке?
Слайд 7.
Игра с родителями «Фрукты-овощи»
___
Слайд 8.
Память – это отражение того, что ранее воспринималось, переживалось,
совершалось и осмысливалось человеком.
В дошкольном возрасте развивается словесная память в процессе активного освоения речи; возникает произвольная память, связанная с возрастанием регулирующей роли речи, появлением произвольных механизмов поведения и деятельности.
Для развития памяти можно организовать игры «Запомни картинки»,
«Повтори слова», «Что ты видел сегодня на улице?», «Что изменилось?» и др.
Предлагаю вам поиграть в игру, которая будет полезна для развития
памяти.
Слайд. 9
Игра с родителями «Запомни животных на картинках».
Инструкция: Перед вами 10 картинок с изображением животных. Ваша
задача запомнить и назвать их (2. в той же последовательности).
Игра с родителями «10 слов».
лес, хлеб, окно, стул, брат, вода, конь, гриб, игла, мед.
___
Слайд 10.
Мышление – совокупность умственных процессов, лежащих в основе
познания. В 3-4 года интенсивно развивается наглядно-действенное мышление (с помощью манипулирования предметами); затем наглядно-образное (спомощью представлений предметов и явлений); к 6-7 годам развиваетсясловесно-логическое (с помощью понятий, слов, рассуждений).
Обязательным условием развития мышления детей является получение
знаний. Ребенок, взаимодействуя с окружающей действительностью, постоянно сталкивается с необходимостью решения мыслительных задач. Только когда новое знание усвоено, оно автоматически включается в мыслительные операции ребенка, направленные на решение других задач. Таким образом, чем больше ребенок решает практических задач самостоятельно, тем эффективнее идёт его умственное развитие.
Сейчас, уважаемые родители, я предлагаю вам снова побыть в роли детей
и поиграть.
Слайд 11.
Игра с родителями «Что снаружи, что внутри?»
Я буду называть пары предметов, а ваша задача сказать, что снаружи, а что - внутри.
дом - шкаф; книга - шкаф; сумка - кошелек; кошелек - деньги;
кастрюля - каша; аквариум - рыбы; будка - собака; нора - лиса.
Также в домашних условиях вы можете поиграть с детьми в следующие игры:
Игра «Третий лишний».
Инструкция: Взрослый называет ребенку три слова, два из которых
относятся к одной группе, а третий – лишний. Например: дерево-цветок-дом.
Ребенок должен выделить лишний предмет и обосновать свой ответ.
Игра «Нестандартное использование предметов»
Инструкция: Взрослый называет любой предмет. Задача ребенка
придумать как можно больше вариантов использования данного предмета
помимо его конкретного предназначения. Например, карандаш, линейка,
кирпич.
___
Слайд 12.
Воображение – способность человека к спонтанному возникновению или
преднамеренному построению в сознании образов, представлений, идей
объектов, которые в опыте в целостном виде не воспринимались.
Для развития воображения можно организовать игры «Кляксы»,
«Дорисуй картинку», «Пятнография», «Придумай альтернативный конец для
сказки» и т. д.
Слайд13.
Игра с родителями «Космическое путешествие»
Представьте, что круги — это планеты, на каждой из которых есть свои обитатели. Придумайте название планеты, заселите их обитателями.
Вырезанные из бумаги, они могут «летать» друг к другу в гости, попадать в различные приключения, завоевывать чужие планеты.
Спасибо за активность и приятное общение!