Марина Ковалева
Практическое занятие с родителями старших дошкольников «Самостоятельный ребенок-мечта родителей»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект практического занятия с родителями старших дошкольников
«Самостоятельный ребенок – мечта родителей»
Ход занятия:
Добрый вечер, уважаемые родители!
Сегодня у нас с вами очередное практическое занятие. Надеюсь, что занятие будет для вас информативным, полезным и вы примите самое активное участие в нем!
МОТИВАЦИЯ РОДИТЕЛЕЙ НА РАБОТУ (5-7 мин.)
Публикация «Практическое занятие с родителями старших дошкольников „Самостоятельный ребенок-мечта родителей“» размещена в разделах
Основная цель занятий - это пополнение багажа знаний о дошкольном детстве вашего ребенка. Поэтому, чтобы этот багаж не потерялся и всегда оставался с вами я предлагаю хранить его вот в таком чемоданчике. По мере нашего сегодняшнего занятия он будет пополняться вами. Наполните его интересными мыслями, идеями, фактами. В конце занятия мы обратимся к этому чемоданчику, поэтому не забывайте его пополнять.
(раздать чемоданчики для багажа)
Я процитирую слова из библейской притчи, а ваша задача предположить какую тему сегодня мы будем обсуждать.
Слайд 1. «Дай человеку рыбу, и он будет сыт один день, научи его ловить рыбу, и он будет сыт всегда» (ответы родителей)
Слайд 2. Вы правы (на самом деле) речь идет о самостоятельности. Ведь для того, чтобы поймать рыбу, человеку необходимо самому произвести определенные действия. Другими словами, ему необходимо быть достаточно самостоятельным. И тогда получается, что «научи быть самостоятельным и он будет сыт всегда».
Но здесь есть одно - НО. Давайте, обратимся, к высказыванию известного теоретика педагогики С. Соловейчика. Он говорил:
Слайд 3. «Научить ничему нельзя. Можно только научиться»
Возникает вопрос, как тогда научить ловить рыбу? Для того, чтобы ответить на него я предлагаю посмотреть на экран:
Слайд 4. (губка)
– Что изображено на картинке?
– Губка (родители).
– Давайте попробуем перечислить качественные характеристики этого предмета. Какое характерно для нее свойство?
– Она хорошо впитывает жидкость (родители).
– Давайте представим себе, что произойдет с губкой, если она впитает жидкость синего цвета? Как это повлияет на нее?
– Губка станет синего цвета (родители).
– А если мы вольем в губку красную жидкость?
– Губка станет красной (родители).
– А если мы одновременно вольем в губку жидкости разных цветов?
– Губка станет непонятного, неопределенного цвета (родители).
– В начале обсуждения мы с вами определили, что особенностью губки является способность к впитыванию. А как вы думаете, от какого слова происходит слово «воспитание»?
– Родители высказывают собственные предположения.
– Слово «воспитание» образовано от слов «питание», «впитывание». Я не зря обратила внимание на общность корней этих слов, потому что ребенок в детстве, подобно губке, впитывает в себя все то, что «вливают» в него родители. Можно долго убеждать ребенка, что курить вредно, наказывать его за вредную привычку. Это бессмысленно, если он видит, с каким наслаждением курит его отец или мать, старший брат или другие окружающие его люди. Он, скорее всего, «впитает» в себя пример старших и уважаемых людей.
– Можете ли вы сейчас назвать один из главнейших принципов воспитания детей?
– Родители высказываются.
– Конечно же, это принцип – воспитания собственным примером.
Для того, чтобы продолжить занятие, нам необходимо разделиться на 3 группы. Для этого предлагаю один из вариантов деления.
ДЕЛЕНИЕ НА ГРУППЫ (2 мин.)
Слайд 5. Задание
1. Считалочка.
2. На первый, второй, третий.
3. Свой вариант.
РАБОТА В ГРУППАХ
Слайд 6. Задание (3 мин.) Возвращаясь к словам, сказанным выше, используя все три высказывания перефразируйте их таким образом, чтобы у вас получилось одно новое высказывание.
1.«Дай человеку рыбу, и он будет сыт один день, научи его ловить рыбу, и он будет сыт всегда»
2.«Научить ничему нельзя. Можно только научиться»
3. Принцип –воспитание собственным примером
Слайд 7. «Дай человеку рыбу, и он будет сыт один день, покажи ему как быть самостоятельным и тогда он научиться ловить рыбу и будет сыт всегда»
Задание (10 мин)
Давайте, подумаем: Что же такое самостоятельность? Кто такой самостоятельный ребенок? И как воспитывать в детях самостоятельность?
Слайд 8. Каждой группе необходимо дать достаточно раскрытые ответы на следующие вопросы
1 группа «Самостоятельность – это…»
2 группа «Самостоятельный ребенок – это»
3 группа «Как помочь ребенку стать самостоятельным?»
Слайды 9,10,11.
Что же думают по этому поводу специалисты. Обратимся к слайдам (3 мин)
Слайд «Самостоятельность – это…»
Слайд «Самостоятельный ребенок –это…»
Слайд «Как помочь ребенку стать самостоятельным?»
Задание (3 мин).
Скажите, какая группа была наиболее близка в высказываниях к научной точке зрения (обсуждение). Спасибо группам.
Беседа (5-7 мин.)
Как правило ребенок начинает проявлять первые признаки самостоятельности в возрасте 3 лет, когда он начинает проявлять инициативу и ежедневно вы начинаете слышать фразу «Я сам (а)». Вспомните, всегда ли вы поддерживали и поддерживаете эту инициативу? (Ответы родителей) Но и в старшем дошкольном возрасте развивать самостоятельность не поздно, а наоборот можно и нужно. Мне бы хотелось поделиться с вами несколькими нестандартными приемами формирования самостоятельности.
Слайд 12. Приемы формирования самостоятельности у детей :
1. Прием «Выбор».
Мы ставим ребенка в ситуацию выбора и предлагаем ему самому сделать выбор. Единственное правило тут, это обязательное выполнение выбора. (Когда сегодня во время занятия мы использовали этот прием)
2. Прием «Три варианта».
Я считаю, что данный прием – это просто находка для формирования у детей самостоятельности и инициативности. Суть данного приема в том, что ребенок самостоятельно находит пути решения различных проблемных ситуаций.
Например, если ребенок приходит к вам с каким –то вопросом, проблемой и просит о помощи. Вы говорите ему: «Я тебе обязательно помогу, но сначала предложи три своих варианта решения данной проблемы». Тем самым я даю информацию к размышлению.
3. Ритуал планирования самостоятельной деятельности.
Хочется поделиться еще одним замечательным приемом – ритуал планирования самостоятельной деятельности. Данный прием должен использоваться ежедневно. Начинать можно с того, что взрослый пишет план – чем он будет заниматься сегодня в течении дня. А вечером проговаривает и отмечает что удалось выполнить, что нет. Ребенок обязательно заинтересуется таким приемом. Следующим шагом будет то, что в течении какого – то времени (например, после детского сада) ребенок (при помощи взрослого) зарисовывает символами чем бы он хотел заняться до сна. Затем план вывешивается на видное место и проговаривает ещё раз чем он будет заниматься.
И вы, и ребенок знаете, что ждет вас вечером (интересная игра, просмотр мультфильма и т. д.).
Играя, ребенок отмечает на своем плане – что удалось сделать, а что нет. Планы хранятся в определенном месте. Это помогает детям самостоятельно организовывать и контролировать свою деятельность.
ИТОГИ (5 мин)
Слайд 13. «Чемоданчик»
В самом начале занятия я раздала вам чемоданчик для багажа знаний. По ходу занятия вы наполняли его. Я попрошу вас сейчас ещё раз вспомнить занятие, то, о чем мы с вами говорили и что делали. Дополните свои чемоданы тем багажом, который может быть вы упустили (2-3 минуты).
И подводя итоги нашего занятия, хотелось бы услышать, ваше мнение.
Что удивило? Что заставило задуматься? Возможно чего-то не хватило.
Каковы ваши впечатления?
Слайд 14.
Больше любви, внимания и меньше опеки!
Делайте все дела вместе, и все будет хорошо!
Желаю удачи!