Светлана Соломоненко
Практические занятия по формированию основ безопасности старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
«СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»
Касаясь психологических особенностей детей старшего возраста следует отметить постепенный переход от непроизвольных форм психической деятельности и поведения к произвольным формам. Дети отличаются достаточно высоким уровнем умственного развития, включающим расчлененное восприятие, обобщенные формы мышления, смысловое запоминание. Н. Н. Подьяков отмечает, что в этом возрасте происходит интенсивное формирование и развитие навыков и умений способствующих изучению детьми внешней среды. У ребенка формируется определенный объем знаний, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, воображения, опираясь на которые можно побуждать ребенка слушать, запоминать, анализировать. Старший дошкольник умеет регулировать свое поведение на основе усвоения общественных норм и правил. Воображение в этом возрасте расширяет возможности ребенка во взаимодействии с внешней средой, способствует его освоению, служит вместе с мышлением средствам познания действительности.
Публикация «Практические занятия по формированию основ безопасности старших дошкольников» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Безопасность, ОБЖ. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Развивающая программа познавательного цикла «Путешествие в страну Здоровье» для детей 6-7 лет, в разработке которой я принимала участие и апробирую в своей работе с детьми, состоит из 6-блоков. Пятый блок «Чтобы не случилось беды» имеет цель: «способствовать формированию у детей умения ориентироваться в пространстве и времени, оценивать и предвидеть опасность; развивать основы безопасного поведения».
Одним из условий программы – это ее естественное вхождение в педагогический процесс. Не в ущерб основной программе, а так же информационной перегрузке детей, с целью удобства в организации воспитательно-образовательного процесса, более углубленного изучения материала, знания по ОБЖ и ПДД я преподносила детям как занятия, часть занятия, в уроках общения, в беседе, игре, вечерах развлечения, кружковой работе «Веселый этикет», использовала иллюстрации, наглядный материал и наблюдения во время экскурсий, прогулок.
Материалы 5 блока объединяют 4 основные темы :
1. Ребенок и другие люди;
2. Ребенок и природа;
3. Ребенок дома;
4. Ребенок на улицах города.
Знакомя детей с материалами по ОБЖ и ПДД, я не отступала от тематического недельного плана.
Например: при знакомстве с темами: «Наш город», «Улица. Транспорт», «Зимние забавы», «Профессии» - я проводила экскурсии «Наша улица», «Элементы улиц и дорог»; уроки общения (беседы) : «Правила безопасного поведения на улице, в транспорте», «Водители и пассажиры – будьте взаимно вежливы», «Как вести себя с незнакомыми людьми»; знакомила с художественной литературой: «Проделки Сто-беда», «Я пожарный верхолаз» Ю. Галесов, «Пленники добрых знаков» В. Белоусов и др. ; для этого использовала материалы по темам «Ребенок на улицах города», «Ребенок и другие люди».
Я знакомила детей с правилами поведения на улицах города: рассказывала о правилах дорожного движения; объясняла, для чего предназначены тротуар, проезжая часть, перекресток, какие виды транспорта можно увидеть на улицах города: беседовала с детьми о том, часто ли они бывают на улице, названия каких машин знают, почему нельзя выходить на улицу без взрослых, играть на тротуаре. Для иллюстрации использовала рассказы из жизни, специально подобранные сюжеты. («Проделки Сто-Беда»). Предлагала детям ситуации-загадки, где описывала какую-либо ситуацию, дети ее оценивали и обосновывали свою оценку в процессе общего обсуждения. Я рассказывала детям о том, как следует переходить дорогу, знакомила их с пешеходным маршрутом (переход "зебра", светофор, "островок безопасности"). Детей старшего дошкольного возраста необходимо научить различать дорожные знаки, предназначенные для водителей и пешеходов. Я знакомила детей с предупреждающими знаками ("Дети", "Пешеходный переход"); запрещающими ("Въезд запрещен", "Подача звукового сигнала запрещена"); предписывающими ("Движение прямо", "Движение направо"); информационно-указательными ("Место остановки автобуса", "Пешеходный переход", "Подземный пешеходный переход"). Объясняла, что означает каждый знак. Разыгрывали дорожные ситуации с помощью макета города со светофорами, автомобилями, пешеходами. Необходимо так же знакомить детей с правилами езды на велосипеде: ездить на велосипеде в городе можно только там, где нет автомобилей (на закрытых площадках и в других безопасных местах) :объясняла, что маленькие дети должны кататься на велосипеде только в присутствии взрослых; детям старшего возраста даже в присутствии взрослых не следует ездить на велосипеде по тротуару, так как они будут мешать пешеходам, могут наехать на маленького ребенка, сбить пожилого человека, толкнуть коляску с малышом. Я знакомила детей с правилами поведения в транспорте. Объясняла, что входить в автобус, троллейбус нужно через заднюю дверь, а выходить через переднюю; маленькие дети и пожилые люди могут входить и через переднюю дверь; маленьким детям без родителей нельзя ездить в транспорте. Разговаривать надо тихо, чтобы не мешать другим. Нельзя стоять у дверей - это мешает входу и выходу пассажиров. Нельзя высовываться и выставлять руки в открытые окна. Принято уступать место пожилым людям, пассажирам с маленькими детьми, инвалидам. В плане кружка «Веселый этикет» с помощью бесед – игр, с/р игр мы закрепляли правила поведения в общественном транспорте. При ознакомлении с темой «Профессии» я рассказывала детям о работе пожарников, МЧС, спасающих людей из пожаров, экстремальных ситуаций; милиционеров-регулировщиков, которые следят за порядком на тех перекрестках, где нет светофора, знакомила детей с работой Государственной инспекцией по безопасности движения (ГИБДД). Инспектора ГИБДД стоят на постах, патрулируют на автомобилях, мотоциклах, вертолетах. Они внимательно следят за движением на дорогах, за тем, чтобы водители не превышали скорость движения, соблюдали правила, чтобы движение транспорта и пешеходов было безопасным.
Тема: «Ребенок и другие люди» знакомит детей с тем, что именно может быть опасным в общении с другими людьми. Я рассказывала об опасности контактов с незнакомыми взрослыми, учитывая, что у детей собственные представления о том, какие взрослые могут быть опасными, а какие нет. Большинство детей считает, что опасными являются люди с неприятной внешностью или неопрятно одетые. Я использовала примеры из знакомых сказок и литературных произведений (например, злая мачеха посылает свою служанку, которая прикинулась доброй старушкой и дала царевне отравленное яблоко в "Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях" А. С. Пушкина. Золушка была одета в лохмотья, испачкана сажей и золой, но была доброй. Чудище в "Аленьком цветочке" оказалось добрым заколдованным принцем). Мы с детьми обсуждали возможные ситуации насильственного поведения со стороны взрослого (хватает за руку, берет на руки, затаскивает в машину) я объясняла детям, как следует вести себя в подобных ситуациях. Защитное поведение целесообразно отрабатывать в ходе специальных тренингов. Дети должны знать, что им надо громко кричать, призывая на помощь и привлекая внимание окружающих: "На помощь, помогите, чужой человек". Наша цель - научить детей, прежде всего застенчивых, робких, неуверенных в себе, как себя вести, чтобы окружающие поняли, что совершается насилие, и не спутали его с обычными детскими капризами. Необходимо разъяснить детям, что опасности могут подстеречь их не только на улице, но и дома, поэтому нельзя входить в подъезд одному, без родителей или знакомых взрослых, нельзя открывать дверь чужим, даже если у незнакомого человека ласковый голос или он представляется знакомым родителей, знает, как их зовут, и действует якобы от их имени.
С детьми можно разыграть разные ситуации: ребенок дома один; ребенок дома с друзьями, братьями, сестрами; ребенок дома со взрослыми. игровой тренинг следует включить разного рода "уговоры", привлекательные обещания. Возможные реальные ситуации могут подкрепляться соответствующими сказочными сюжетами, например "Волк и семеро козлят".
При знакомстве с темами: «Дом», «Инструменты, орудия труда», «Наше тело», «Животные», «Птицы», «Комнатные растения», «Насекомые», «Пресмыкающиеся», «Грибы, ягоды»и т. д., проводила уроки общения (беседы) : «Как человек огонь приучил», «Не всегда огонь наш друг», «Береги лес от пожара», «Как уберечься от ударов электрическим током», «Как защититься от насекомых», «Предосторожности при общении с животными», «Как избежать отравлений», занятие «Волшебная иголочка»,с/р игра «Скорая помощь. Травмпункт».
Использовала материалы, программных тем: «Ребенок и природа», «Ребенок дома».
Знакомила детей с проблемами загрязнения окружающей среды, объяла, как ухудшение экологических условий сказывается на человеке и живой природе, что ухудшение экологической ситуации представляет определенную угрозу здоровью человека. Объясняла детям, что выполнение привычных требований взрослых (пей кипяченую воду, мой фрукты и овощи, мой руки перед едой) в наши дни может уберечь от болезней, а иногда и спасти жизнь.
Необходимо объяснять детям, что можно делать и чего нельзя делать при контактах с животными. Например, можно кормить бездомных собак и кошек, но нельзя их трогать и брать на руки.
Рассказывала детям о ядовитых растениях, грибах, ягодах которые растут в лесу, на полях и лугах и которые нужно знать каждому. Для ознакомления с этими растениями использовала картинки, наглядные материалы. Детям следует объяснять, что надо быть осторожными и отучиться от вредной привычки пробовать все подряд (ягоды, травинки, так как в результате ухудшающейся экологической обстановки, например кислотных дождей, опасным может оказаться даже неядовитое растение.
Для закрепления этих правил полезно использовать настольные игры-классификации, игры с мячом в "съедобное-несъедобное", соответствующий наглядный материал, а в летний сезон прогулки на природу.
Тема «Ребенок дома» знакомит детей с предметами домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для них и делятся на три группы:
- предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, печка, электрические розетки, включенные электроприборы);
- предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей, нужно научить правильно обращаться (иголка, ножницы, нож);
- предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, пищевые кислоты, режуще-колющие инструменты).
Ребенок должен усвоить, что предметами первой группы могут пользоваться только взрослые. Здесь, как нигде, уместны прямые запреты. Ребенок ни при каких обстоятельствах не должен самостоятельно зажигать спички, включать плиту, прикасаться к включенным электрическим приборам. При необходимости прямые запреты могут дополняться объяснениями, примерами из литературных произведений (например, "Кошкин дом" С. Маршака, играми-драматизациями.
Чтобы научить детей пользоваться предметами второй группы, необходимо организовать специальные обучающие занятия по выработке соответствующих навыков (в зависимости от возраста детей).
Проблемы безопасности детей в связи с предметами третьей группы и правила их хранения являются содержанием нашей работы с родителями.