Ксения Уфимская
Работа по формированию основ безопасности у детей в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Чемоданчик «БЮРО ПУТЕШЕСТВИЙ «Цветик-семицветик»
Игра предназначена для детей, воспитателей дошкольный учреждений.
Способствует формированию основ безопасности у детей.
Цель: формирование основ безопасности на дороге у детей
Задачи:
Вторая группа раннего развития:
• Формировать первичные представления о машинах, улице, дороге
• Знакомить с некоторыми видами транспорта
• Знакомить с понятиями «Можно-нельзя», «опасно»
Младшая группа:
• Расширять ориентировку в окружающем пространстве
Публикация «Работа по формированию основ безопасности у детей в ДОУ» размещена в разделах
• Знакомить детей с правилами дорожного движения
• Учить различать проезжую часть дороги, тротуар
• Понимать значение сигналов светофора
• Формировать первичные представления о безопасном поведении на дорогах (переходить дорогу, держась за руку взрослого)
Средняя группа
• Развивать наблюдательность, умение ориентироваться в ближайшей местности.
• Подводить детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения
• Укреплять знания о назначении светофора.
• Знакомить с различными видами городского транспорта, специального транспорта.
Оборудование:
Чемодан, раздаточный материал, карта п. Мурмино.
Предварительная работа :
• Чтение стихов, загадок, потешек.
• Экскурсии,
• Рассматривание картинок,
• Беседы,
• Игры
Актуальность
В Российской Федерации проблема детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ) по своим масштабам – имеет все признаки национальной катастрофы. По данным аналитических материалов Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России, число детей, погибших в ДТП, в расчёте на 100 000 населения России почти в 3 раза больше, чем в Италии, и в 2 раза больше, чем во Франции и в Германии. Статистика показывает: ситуация с ДДТТ имеет тенденцию к ухудшению, что связанно с резким ростом количества автомобилей на дорогах, увеличением мощности новых моделей автомобилей и вследствие этого увеличение скорости автомобильного потока. Исследования в данной области показывают, что все причины ДТП с участием дошкольников во многом связаны с их возрастными и психофизиологическими особенностями, такими, как
• незрелость,
• неспособность правильно оценить обстановку,
• быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение,
• потребность в движении, которая преобладает над осторожностью, стремление подражать взрослым,
• переоценка своих возможностей,
• специфичность реакции на приближающийся автомобиль и др.
Находясь на проезжей части или играя на ней, дошкольники не понимают опасности транспорта и дорог, поэтому и являются потенциальными жертвами ДТП. Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожном движении, и как следствие – снижение дорожно – транспортных происшествий с участием детей.
Дети дошкольного возраста – особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка ПДД неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике требует от дошкольников абстрактного мышления, которое для них не характерно,- всё это затрудняет процесс обучения и воспитания.
В целом по стране, а также в нашем детском саде, накоплен определённый опыт профилактики ДДТТ. В основном с воспитанниками проводим соревнования, викторины, конкурсы, имеющие познавательный характер, но целенаправленно не решающие задач обучения дошкольников основам дорожной безопасности. Наблюдается довольно большое расхождение между знаниями и поведением детей дошкольного возраста на улице и дороге. Поэтому на сегодняшний день система воспитания и обучения дошкольников должна быть принципиальной. Социальная острота проблемы ДДТТ диктует необходимость активизации деятельности детских дошкольных образовательных учреждений, поиску новых форм и методов обучения и воспитания по профилактике ДДТТ, а также проведения профилактической работы с родителями на основе современных педагогических технологий.
Наш детский сад находится рядом с дорогой областного значения Рязань-Спасск Рязанский. Поэтому когда я, пришла на работу 22 апреля 2019г., на должность воспитателя младшей разновозрастной группы, мы с коллегой решили создать чемодан «бюро путешествий «Цветик-семицветик»»,который помогает нам в работе с детьми над решением актуальности данной темы.
Данный чемоданчик включает в себя не только игры и задания по ДДТТ но и задания регионального характера. Играя в игры, рассматривая картинки дети узнают свой поселок, значимые объекты и их назначение.
Так как игра – основная деятельность детей, в которой воспитывается характер, расширяются представления об окружающем, формируются и совершенствуются двигательные навыки, внимательность, сосредоточенность, т. е все те качества, которые так необходимы для предупреждения опасностей.
Особое внимание мы уделяем дидактическим играм.
Главная особенность которых состоит в том, что задание предлагается детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определёнными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Очень важно подобрать игру сообразно детским возможностям, т. е такие, чтобы дети действительно увлеклись. Чтобы во время занятий выявилась их творческая смекалка, сообразительность, самостоятельность в преодолении трудностей.
Каждая дидактическая игра состоит из познавательного и воспитательного содержания, игрового задания, игровых действий, игровых и организационных отношений.
Например:
при изучении темы «транспорт» я использую дидактическую игру «собери транспорт», познавательное и воспитательное содержание игры – это познакомить детей с видами транспорта, их отличительными особенностями. Игровое задание – найти и соединить подходящие половинки элементов игры; выигрывает тот, кто составит картинку транспорта из кусочков
Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если эти правила ими усвоены. Как долго может интересовать ребенка игра, если ее правила и содержание хорошо ему известны? Дети любят игры, хорошо знакомые, с удовольствием играют в них. Задача воспитателя заключается в том, чтобы ребята самостоятельно играли, чтобы у них такие игры были всегда в запасе, чтобы они сами могли организовывать их, быть не только участниками и болельщиками, но и справедливыми судьями.
Воспитатель заботится об усложнении игр, расширении их вариативности. Если у ребят угасает интерес к игре (а это относится в большей мере к настольно-печатным играм, необходимо вместе с ними придумать более сложные правила.
Мой чемоданчик только начал создаваться и мы планируем пополнять его новыми играми, заданиями, как бы наполнять Багаж знаниями, он будет расти вместе с наши детьми и обучать новых детей.