Ирина Гавшина
«Наша безопасность в наших руках». Из опыта работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
2сл. Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Задача нас, педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Опыт работы показывает, что помочь себе в трудной ситуации может лишь тот, кто получит необходимые знания о существующих опасностях, научится их своевременно распознавать, обходить стороной, сдерживать и уменьшать.
Публикация «„Наша безопасность в наших руках“, Из опыта работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности дошкольников» размещена в разделах
3сл. В соответствии с современными психолого-педагогическими ориентирами работа по воспитанию основ безопасности жизнедеятельности ведётся по разделам :
«Ребёнок и другие люди»;
«Ребёнок и природа»;
«Ребёнок дома»;
«Здоровье ребёнка»;
«Эмоциональное благополучие ребёнка»;
«Ребёнок на улицах города".
Формирование навыков безопасности – непрерывный, систематический процесс, начинающийся с раннего возраста и продолжающийся в системе дошкольного и школьного образования.
Содержание работы с детьми по правилам безопасного поведения затрагивает все виды опасности окружающего мира, поэтому работа с детьми должна носить комплексный характер.
Необходимо использовать разнообразные методы ознакомления детей с основами безопасности : наблюдение, сравнение, игра, метод моделирования ситуаций, повторение, придумывание сказок на разные темы, игры-драматизации.
Возможность обучать дошкольников посредством активной интересной для них деятельности - отличительная особенность дидактических игр. Активное участие в игре зависит от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые диктуются её обучающей задачей. Это побуждает дошкольника быть внимательным, запоминать, классифицировать, уточнять свои знания.
По разным разделам используются различные дидактические игры. 4 сл. Например, игра «Вызови пожарных» закрепляет умения правильно вызвать пожарных, т. е. знать номер телефона пожарной службы, четко произносить свой домашний адрес, имя и фамилию. Д/и «Не всякому грибу место в лукошке» закрепляет знания детей о том, что грибы бывают съедобные и несъедобные и о том, как нужно собирать грибы, не нарушая грибницы.
5сл. А дидактические игры «Светофор», «Собери знак» и «Дорожные знаки» помогают лучше усвоить правила дорожного движения.
Для обучения необходимо постоянно использовать различные игры, стихи, рассказы и сказки, где обсуждаются вопросы безопасного поведения или герои нарушают правила безопасности жизнедеятельности. Необходимо вовлекать детей в активные игры, которые помогут лучше осознать опасности и научиться избегать их.
Например, дети изучали, как правильно вести себя дома, когда остаются одни. Благодаря обыгрыванию, у дошкольников сформировалось представление о том, что нельзя открывать двери постороннему. 6 сл. Беседа «Электроприборы могут стать причиной пожара» закрепляет знания о мерах пожарной безопасности. В процессе работы у каждого ребенка появилось уважение к труду пожарных. Дети узнали, как уберечь себя от ожогов, так же узнали, что солнечный ожог может принести не меньше неприятностей, чем ожог огня.
7 сл. Игровая ситуация «Опасные места на пешеходном переходе» формирует представление об опасных ситуациях на дороге и правилах поведения в них. Игра «Весёлый жезл» обобщает представления детей о правилах поведения пешеходов на улице; активизирует знания, речь, память, мышление. Посещение выставки детских работ по ПДД в ЦВР оставляет массу положительных эмоций.
8сл. Развлечение совместно со школьниками «Правила дорожного движения знать должны все без исключения» закрепляет знание правил дорожного движения и знание дорожных знаков.
9сл. Представление «Именины Светофора» Липецкого театра на колёсиках «Бобр и К» под руководством Михаила Валерьевича Боброва в нашем ДОУ, даёт возможность языком сказки рассказать детям о правилах поведения на дороге. В ходе спектакля ребята узнали, как правильно себя вести на улицах и дорогах города, чтобы не стать участником ДТП. Дети были в восторге от ярких костюмов, декораций и интересного сюжета.
Вместе с детьми рассматривали иллюстрации из альбома «Безопасность», выясняли, где дети поступили правильно, а где нарушили правила. Учились разбираться в ситуации, которая несёт в себе опасность, правильно реагировать в таких случаях. Рассматривая буклет «Природа и человек», дети познакомились с правилами поведения в природе, после просмотра, которого самостоятельно смогли сделать выводы о том, что нельзя разорять птичьи гнёзда, муравейники, рвать полевые цветы, уносить из леса домой животных, вырезать надписи на деревьях, мусорить и разбивать стекло в природе, обижать насекомых.
Для лучшего усвоения правил безопасного поведения следует использовать «минутки безопасности», на которых нужно повторять и закреплять основные моменты соблюдения правил безопасности. Возможно использование моделирования опасных ситуаций, использование игрового материала, демонстрация картинок по безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста.
Так при помощи картинок и моделей мы закрепляем знания о поведении зимой на улице, а именно, что зимой нельзя ходить под козырьком домов, кататься на коньках следует только в специально отведённых местах, а не на водоёмах, на льду нельзя толкаться. В таких беседах всегда стараемся воспитывать уважительное, дружеское и заботливое отношение друг к другу.
10 сл Воспитанники нашей группы принимают активное участие в конкурсах по безопасности дорожного движения. На конкурс «Дорога глазами детей» были представлены рисунки и поделки. 11сл. Работы заняли призовые места.
Вовлекать в процесс обучения необходимо и родителей, которые должны в домашних условиях проводить беседы со своими детьми о безопасности.
12 сл. Для родителей систематически оформляем различные памятки и буклеты, папки – передвижки. В информационных уголках размещаем консультации: «Азбука дорожной безопасности», «Безопасность детей на улицах», «Безопасность ребёнка дома»; «Огонь и дети» и др. Родительские собрания с участием сотрудников ГИБДД. Анкетирование родителей по теме «Что знает ваш ребёнок о газовых приборах?»
13сл. В нашем ДОУ организован «Родительский патруль». Родители нашей группы патрулируют на территории сада во время приёма и ухода детей. Они выявляют нарушителей ПДД, проверяют наличие кресел безопасности, следят за правилами перевозки детей. Проверяют наличие светоотражающих элементов на одежде детей.
Систематическая работа с детьми по обучению правилам безопасности жизнедеятельности, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей даёт положительный результат.
Дети стали более внимательными на дорогах посёлка, в быту, в природе. Научились правильно вести себя с незнакомыми людьми. Стали больше внимания уделять гигиеническим процедурам, занятиям физкультурой и спортом. Некоторые дети совместно с родителями посещают каток, бассейн, тренируются в футбольной команде. Родители больше стали задумываться о здоровом и безопасном образе жизни своей семьи, о необходимости его соблюдения не только в детском саду, но и дома.
Опыт работы позволяет сделать выводы о том, что система планирования по основам безопасности жизнедеятельности детей способствует :
14сл. - формированию чувства безопасности у детей;
- осознанию ребёнком ценностей здоровья и жизни человека;
-формированию у детей сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих;
- расширению и систематизации знаний детей о правильном поведении при контакте с незнакомыми людьми;
- закреплению у детей знаний о правилах поведения на улице, дороге, транспорте, в природе, в быту;
- предупреждению детского травматизма;
- развитию самостоятельности и ответственности.
15сл. Из всего сказанного нам следует запомнить: лучший урок безопасного поведения – это пример окружающих ребёнка взрослых.