Валентина Коновалова
Практическая значимость мультипликации в познавательном развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Практическая значимость мультипликации в познавательном развитии дошкольников.
Введение инновационных проектов в дошкольных учреждениях помогает воспитывать и обучать детей в духе времени. Помогает подготовить ребят к дальнейшим трудностям связанных с их образовательным уровнем, каждый педагог должен идти в ногу со временем, чтобы не отстать от своих воспитанников. Именно поэтому он должен находиться в постоянном поиске новых и интересных способов обучения.
Темочки:
- Мультипликация, анимация, кино. Создаем мультфильмы
- Мультипликация. Разработки
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что детей часто называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги.
В основе нашей работы гипотеза, согласно которой мультипликационные фильмы будут способствовать развитию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста, при следующих педагогических условиях:
-воспитатель проводит тщательный отбор и систематизацию мультфильмов познавательной направленности;
- мультфильмы используются как в контексте НОД, так и свободной самостоятельной деятельности;
- воспитатель закрепляет увиденное, в процессе включения детей в систему поисковых действий.
Под влиянием переданной информации с экрана, у детей увеличивается количество ассоциативных связей с прошлым опытом, ранее приобретенными знаниями, явлениями реальной деятельности.
При отборе программного содержания занятий и определении конкретных знаний и умений необходимо использовать материал, вызывающий эмоциональный отклик у детей, который понятен и несет элемент новизны, неожиданности. Таким элементом новизны и неожиданности в образовательной деятельности дошкольного учреждения, мы считаем использование мультипликации. Дети в ходе просмотра мультфильма будут вовлечены и заинтересованы, их будет увлекать сюжетная линия. Материал, переданный с экрана телевизора знакомыми персонажами, будет запоминаться лучше и вызывать эмоциональную отзывчивость.
Нами был проведен тщательный отбор мультфильмов познавательной направленности, среди них:
1. «Советы тетушки Совы».
2. «Смешарики. Азбука здоровья»;
3. «Смешарики. Пин – код»;
5. «Лунтик» (4,5.6 и 7 сезоны);
8. «Смешарики. Азбука безопасности»;
Просмотр этой мультипликации был включен в изучение определенных тем. Так, например, при изучении правил дорожного движения мы использовали мультипликационный фильм «Советы тетушки Совы. Азбука безопасности». Для закрепления полученных знаний, мы в продуктивной деятельности совместно с детьми создали в группе зону дорожного движения. Особенно с большим интересом был воспринят фоновый рисунок дорог для зоны. Изученные дорожные знаки были оформлен в альбом, который находится в этой зоне, и всегда доступен детям для просмотра. Закрепление знаний о дорожных знаках также были закреплены в рисунках детей. После просмотра мультфильма, в свободной деятельности чаще стали наблюдаться игры в зоне дорожного движения.
При изучении тем связанных с качествами, свойствами предметов мы использовали мультипликационные фильмы «Лунтик», «Смешарики. Пин – код». Здесь для закрепления полученных знаний мы использовали продуктивно – исследовательскую деятельность. Стимулированием детей к экспериментированию в группе стала развивающая среда, так как стала интересной, наполненной и помогала самостоятельному поисковому развитию ребенка. Этим стимулом в развивающей среде стала зона для экспериментирования. В группе мы оборудовали мини-лабораторию, укомплектовали всем необходимым (лабораторная посуда, простые приборы, объекты живой и не живой природы, емкости с песком, водой и сыпучими продуктами, всем необходимым, что может стимулировать познавательную деятельность детей дошкольного возраста).
В изучении качеств и свойств предметов мы опирались на мультипликационные фильмы из серий «Смешарики. Пин –код», «Лунтик» (6 сезон). Так после просмотра серий о магните, мы закрепили полученные знания в продуктивно – исследовательской деятельности, где сравнили качества и свойства мела, угля, металла. В экспериментировании мы сравнивали такие качества как хрупкость, способность растворяться в воде, магнитизм. Хрупкость мы проверили молоточками, где дети усвоили, что мел и уголь достаточно легко ломаются под воздействием силы, а магнит остался не изменен. Затем раскрошившееся вещество, мы пробовали растворить в емкостях с водой. Этот пункт нашего исследования веществ, помог усвоить детям, что мел и уголь могут растворяться в воде, а магнит утонул. При изучении магнитизма, дети увидели, что из этих веществ, способностью притягивать другие металлические предметы обладает только магнит.
Беседуя о здоровом образе жизни и витаминах нашим помощником был мультфильм «Смешарики. Азбука здоровья» и «Смешарики. Пин – код». В – первом случае, мы рассмотрели значимость соблюдения гигиенических процедур, как помочь себе, если ты замерз. Историческую справку о появлении антибиотиков и появлении искусственных витаминов нам поведали персонажи мультфильма «Смешарики. Пин – код». В закреплении знаний мы провели сравнение лимона, апельсина. Где дети размышляли, почему апельсин - оранжевый, а лимон – желтый. Сравнивали вкусы фруктов, вспоминали как можно в лечебных целях использовать эти фрукты, опираясь на свой жизненный опыт.
В ходе нашей работы можно отметить, что дети воспринимали мультфильмы с большой непосредственностью и заинтересованностью. Они активно сопереживали событиям на экране, что проявлялось в мимике, жестах, движении, возгласах. Происходило это по причине глубокого увлечения происходящим на экране и восприятием этого как реальной действительности. Дети чаще стали задавать дополнительные вопросы, самостоятельно высказывать свое мнение, давать оценку поступкам героев. Родители стали внимательнее относится к тому, что смотрит их ребенок дома, стали контролировать продолжительность просмотра и анализировать мультфильм с целью выявления вреда или пользы для ребенка. Родители перестали считать мультфильм средством развлечения, увидели способность обучать и воспитывать.
Таким образом, телевидение и мультипликацию можно и нужно рассматривать, как средство, применяемое в целях обучения. Опираясь на исследования и практический результат нашей опытно – исследовательской работы использовать мультипликационные фильмы для развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.