Валентина Еремина
Интегрированные занятия в познавательном развитии детей
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы по теме: «Интегрированные занятия в познавательном развитии детей»
Актуальность использования интегрированных занятий в познавательном развитии дошкольников.
• До сегодняшнего дня в ДОУ существовала тенденция увеличения количества НОД в режиме дня, включения в них не всегда полезного и необходимого воспитаннику содержания, представляющего, как правило, отрывочные сведения из разных областей науки. Такая информация не становится знанием, поскольку не актуализируется ребенком в его жизни, и, соответственно, не формируется целостного представления о мире как единой системе, где все взаимосвязано. Все это привело к активному поиску межпредметных связей, использованию их в дифференцированном обучении и воспитании. Одна из форм осуществления данного подхода, позволяющая сэкономить детям время для общения, прогулок, самостоятельного творчества и игровой деятельности,- интегрированная совместная деятельность с детьми.
Публикация «Интегрированные занятия в познавательном развитии детей» размещена в разделах
Причины использования интегративного подхода в дошкольном образовании:
• Интегрированные занятия позволяют познавать мир в единстве, зачастую разделы дошкольной образовательной программы не давали представление о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты;
• интегрированная НОД развивает потенциал самих воспитанников, побуждает к активному познанию окружающей действительности, развитию мышления, коммуникативных способностей;
• форма проведения интегрированной НОД нестандартна, интересна, снимается утомляемость, перенапряжение воспитанников за счет переключения на разнообразные виды деятельности, повышается познавательный интерес;
• интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога.
Цель - развитие познавательной активности старших дошкольников в условиях интегрированного подхода
Задачи:
• формирование целостного восприятия окружающего мира;
• развитие навыков самостоятельного освоение и применения новой информации;
• приобщение ребенка к искусству, формирование эстетического вкуса;
развитие творческих способностей
Структура интегрированных занятий
• Вводная часть. Создаётся проблемная ситуация, стимулирующая активность детей.
• Основная часть. Детям даются новые знания, параллельно идёт работа по обогащению и активации словаря, обучению связной речи.
• Заключительная часть. Детям предлагается практическая работа на закрепление полученной информации
Познавательное развитие интегрируется с образовательными областями: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие
Познавательное развитие + физическое развитие
Интеграция познавательной и двигательной активности детей способствует эффективному решению как образовательных, так и оздоровительных задач. Н-р, в процессе НОД по математике можно использовать п/и для закрепления математических величин (понятие «широкий – узкий» игра «Переправа через ручей,
закрепление геометрических фигур в игре «Пройди по кочкам»,
закрепление знаний частей суток в игре «День – ночь».
Также, например, для закрепления цифр и счета и можно использовать игру «Найди свой домик». На любых занятиях мы применяем физминутки, но они также могут нести функцию закрепления. Например, можно предложить детям присесть на 2 раза меньше, чем дней в неделе или физминутка может быть построена на подражании какого-либо животного или явления.
Познавательное развитие + речевое
Работа по познавательному развитию детей тесно связана с развитием всех сторон речи. В процессе обогащения сознания детей различным познавательным содержанием, происходит расширение, закрепление и активизация словаря, совершенствуется грамматический строй речи, дети общаются друг с другом и с воспитателем, оформляют свои мысли в связные высказывания.
Например, познавательная беседа о временах года может проходить с опорой на иллюстрации или репродукции картин. Затем составляется рассказ по картине или же детям можно предложить послушать стихотворение, соответствующее данному времени года (можно выучить наизусть).
Познавательное развитие + Художественно-эстетическое
Наиболее часто встречаемая комбинация образовательных областей. Познавательные занятия удовлетворяют потребность детей в познании и освоении нового, а продуктивная деятельность облегчает восприятие излагаемых проблем и знаний. Например, при ознакомлении с объектом или явлением, дети, полученные знания и впечатления, могут отразить в творческой деятельности, при этом параллельно решается задача закрепления пройденного материала. Н-р, после ознакомления с птицами, форму тела птиц можно закрепить в лепке или аппликации.
При осуществлении проекта «Путешествие на Северный полюс» использовала рисование и конструктивную деятельность.
Также раскрыть характер, настроение, передать красоту окружающего мира помогают музыкальные произведения. Нами была проведена музыкально-поэтическая гостиная «Зимушка-зима».
Познавательное развитие + социально-коммуникативное.
Беседа является ценным средством социально-коммуникативного развития, поскольку вырабатываются навыки речевого взаимодействия и сотрудничества в детском коллективе, умение слушать собеседника, понимать и задавать вопросы, обсуждать общие интересы, делиться с ними своими мыслями