Косова Любовь
Консультация для воспитателей «Фольклор в познавательном развитии детей»
▼ Скачать + Заказать документы
«ФОЛЬКЛОР В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ»
Сквозь сито веков просеял народ своё культурное достояние, оставив самое ценное в фольклоре. Устное народное творчество – это неисчерпаемый источник эстетического, нравственного, патриотического воспитания дошкольников. Народная мудрость, заключённая в сказках, потешках, прибаутках, загадках, поговорках, на протяжении многих веков воспитывала в детях гордость за талант простого народа, интерес к меткому, выразительному слову, любовь к родному языку.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Русская народная культура, фольклор
- Русский фольклор. Устное народное творчество
- Фольклор. Консультации для воспитателей
- Фольклор. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2021
Познание окружающего мира, правил жизни, в большей степени, дается в сказках. Сказка - это своего рода нравственный кодекс, пример истинного поведения человека. Цель сказки заключена в словах: «в сказке - ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок» - урок быть добрым, смелым, находчивым, трудолюбивым. Через сказку ребята получают понятие о зле, добре, лжи, хитрости, узнают о том, что если стараться и верить, то добро обязательно победит зло, и всё закончится хорошо. Сказка помогает детям в развитии связной речи, формируется способность пересказывать сказку, составлять рассказ о предмете, почувствовать себя героем этой сказки. Через сказку дошкольники узнают о быте и традициях народов.
Особенно интересной формой фольклора является загадка, через неё дети учатся видеть признаки предметов, данных в особой предельно сжатой, образной форме. Цель разгадывания загадок - умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, четко выделять характерные, выразительные признаки предметов, явлений, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивать у детей поэтический взгляд на действительность. Сам процесс разгадывания загадок учит детей рассуждать, сравнивать, находить поэтические описания, доказывать своё мнение. Таким образом, анализ загадки предполагает не только лучше понимать и быстро отгадывать, но и приучает внимательно относиться к слову, вызывает интерес к образным характеристикам, помогает запоминать и употреблять их в речи, создавая яркий точный образ. Учить детей отгадывать загадки можно начать, как предлагает Е. И. Тихеева, уже с младшего возраста. На стол выставляется несколько игрушек, для каждой подбираются загадки, например: «На голове красный гребешок, под носом красная борода, на хвосте узоры, на ногах шпоры», «Грива на шее волной, сзади хвост трубой, меж ушей чёлка, на ногах щётка» и др. Дети быстро отгадывают загадки, ведь загадываемый предмет находится перед глазами. Позже, когда детям показывается та или иная игрушка, дети сами начинают загадывать о ней загадку. Иногда можно начать организованную образовательную деятельность загадкой. Дети отгадывают, что они будут лепить или рисовать. На прогулке, когда дети наблюдают за деревьями, птицами или сезонными явлениями, можно предложить им соответствующую загадку, например: «Бел, да не сахар, ног нет, а идёт», «Кричит «крак», червякам враг» и др. Чтобы углубить и уточнить знания дошкольников об окружающем мире, проводятся игры: «Я загадаю, а ты отгадай», «Подскажи словечко».
«Возле леса на опушке, украшая тёмный бор,
вырос пёстрый, как петрушка, ядовитый… (мухомор) и др.
А ещё дети любят вечера загадок, когда к ним в гости приходит бабушка – загадушка. Она приносит в своей «волшебной корзине» природный бросовый материал для изготовления поделки – отгадки к новой загадке. Можно организовать выставку рисунков, аппликации, фигурок из пластилина, выполненных по мотивам произведений устного народного творчества.
Народные песенки, частушки, пестушки, заклички представляют речевой материал при обучении и формировании грамматического строя речи, обучая детей образовывать однокоренные слова, формированию словесного творчества детей.
Пестушки, песенки, потешки - для того, чтобы потешить, развеселить, задобрить. Они отличаются особой добротой, произносятся нежно, ласково. Заклички, приговорки - дают возможность узнать о явлениях природы, через заклички и приговорки народ обращался к явлениям природы: «Дождик лей, лей, лей».
Для совершенствования дикции можно использовать специальные упражнения - заучивание скороговорок, чистоговорок, потешек. Эти упражнения развивают фонематический слух, формируют грамматический строй речи, развивают звуковую культуру речи, чувство ритма и рифмы.
Игра является национальным богатством, содержащим фольклорный материал, способствующий овладению речью, умению передавать особенности действий персонажей. А заклички приглашают детей поиграть в игры.
Значимость народного фольклора очень велика в адаптационный период. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка, помогает установить контакт, вызвать положительные эмоции.
Использование колыбельных песен во время сна создает комфорт нахождения в детском саду, желание услышать, запомнить и использовать их во время игр с использованием в повседневной жизни. Чтение с имитацией движения, обыгрывание вызывает радостное настроение у детей, развивает дружелюбие, взаимопонимание. Многообразие форм фольклора позволяет использовать их воспитательный потенциал в образовательной деятельности, как с детьми, так и при организации взаимодействия с родителями. Для более тесного контакта с родителями в начале года можно изготовить папки - передвижки, в которых записываются выражения народных мудростей (пословицы, поговорки, считалки, скороговорки, колыбельные песенки) для того, чтобы родители могли повторить, заучить.
Таким образом, использование малых форм фольклора вполне оправдывает себя, приобщение ребёнка начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Культурное наследие передается из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребёнка. Работа по ознакомлению детей с устным народным творчеством является важной стороной общей работы в воспитании любви и интереса к нашей Родине, и её великому народу.