МААМ-картинки

Фольклор в познавательном развитии детей

Светлана Нехаева
Фольклор в познавательном развитии детей
▼ Скачать + Заказать документы

Одной из основных задач государства в сфере образования является обеспечение исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России. Воспитание патриотов России…

Публикация «Фольклор в познавательном развитии детей» размещена в разделах

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации. Формирование познавательных действий, становление сознания. Развитие воображения и творческой активности. Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. О малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностей нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

Реализуется в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно – исследовательской деятельности) – как сквозных механизмах развития ребёнка.

Дошкольное образование как первое звено непрерывного образования закладывает первоначальные основы знаний о природе, обществе и человеке, обеспечивает физическое, интеллектуальное, нравственное развитие ребёнка для познания, труда, для гармонии всей последующей жизни. Гармония не есть некий отвлечённый, недосягаемый для наших представлений идеал. Напротив, в каждом человеке живёт ощущение гармонии, которую следует развивать в следующих направлениях: гармония человека с природой, с культурой, духовно развитые формы взаимоотношений человека с другими людьми, самосознание личности. (ФГОС ДО. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (ред. от 21.01.2019).

Подчёркивая значение народного искусства для разностороннего развития человека Б. М. Теплов писал: «Искусство очень широко и глубоко захватывает различные стороны психики человека, не только воображение и чувство, что представляется само собой разумеющимся, но и мысли, и волю. Отсюда его огромное значение в развитии сознания и самосознания, в воспитании нравственного чувства и формировании мировоззрения».

Приобщение детей к культурным ценностям своего народа заинтересовало меня давно и, прежде всего тем, что народная культура заключает в себе гуманные идеи, нравственные представления, идеалы, на которых строятся гуманистические тенденции современного воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Я хочу вести детей по пути прекрасного, нравственного, доброго. А для этого важно проникнуть во внутренний мир ребёнка, познать его индивидуальность, увидеть различия в характере, в познавательной сфере.

А. П. Усова отмечала: «В народном творчестве исторически сохранялись и вырабатывались присущие народу черты характера и мышления, поэтому народное творчество имеет большое значение для патриотического воспитания детей в детском саду», которое неразрывно связано с нравственным воспитанием, одной из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоением растущим человеком моральных ценностей. Оно включает в себя формирование нравственных качеств и способность жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда нравственные убеждения и представления воплощаются в реальных поступках и поведении. Нравственное воспитание ребёнка рассматривается как процесс усвоения заданных обществом образцов поведения, в результате которого эти образцы становятся регуляторами поведения ребёнка.

Основным результатом нравственного воспитания детей должно стать формирование нравственного поведения ребёнка, а для этого необходимо:

- знание о моральных нормах (принципах, правилах);

- собственное эмоциональное отношение к этим нормам.

При этом важно отметить, что надо акцентировать внимание не столько на формировании знаний и представлений о нормах и правилах поведения, сколько на развитии коммуникативных способностей, умении предупреждать и разрешать самостоятельно возникшие конфликты. (Т. П. Колодяжная).

В нравственном воспитании детей я использую такие виды устного народного творчества: колыбельные, пестушки, потешки, прибаутки, пословицы, поговорки, небылицы, перевёртыши, загадки, народные игры и конечно же – сказки.

В период адаптации ребёнка к детскому саду большую поддержку мне оказывают колыбельные песни. Абу Али ибн Сина так определил значение колыбельных: «Чтобы благотворно влиять на нрав детей, необходимо использование двух вещей. Первое – тихо качать ребёнка, второе – петь привычную для него колыбельную. Именно бодрящее качество этих песен способствует как физическому воспитанию плоти, так и пробуждению души к музыке». Исследования современных учёных показывают, что колыбельные вызывают у ребёнка чувство психологической защищённости, оказывая на него тем самым терапевтическое воздействие, что очень важно учитывать, говоря о громаднейшем воспитательном воздействии произведений устного народного творчества.

Отрыв от дома, близких и встреча с новыми взрослыми, детьми могут стать для ребёнка серьёзным психогенным фактором, рассматриваемым малышом как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. И вот здесь на помощь приходит детский фольклор. Народные песенки, прибаутки, словесные игры радуют детей своим удивительным благозвучием, мелодичностью, содержанием, близким быту и интересам ребёнка. Важнейшая общая характерная черта разнообразных форм детского фольклора заключается в том, что они создают особый вид общения взрослого и ребёнка, во время которого возникает ситуация интимности и тепла. Важно подчеркнуть и то, что будучи весёлыми, смешными, занимательными, игровыми произведения «материнского» фольклора незаметно для малыша открывают ему и настойчиво внедряют в его сознание важнейшие и вечные духовные ценности - любовь к окружающим, доброжелательность, доброту, трудолюбие. И как было приятно отметить, что дети начали включать колыбельные песни в сюжетно – ролевые игры.

Например, в игре «Дочки – матери», укладывая дочку спать, Даша пела ей:

Ой, люли – люли – люленьки!

Прилетели гуленьки, прилетели гуленьки,

Сели возле люленьки.

Они стали ворковать, мою доченьку качать!

При отборе фольклорных произведений, я опираюсь на следующие принципы:

- Приобщение к общечеловеческим нравственным ценностям через колыбельные песенки, потешки, пословицы, загадки и т. д. ;

- Доступность содержания детям дошкольного возраста.

Русские народные песенки, пестушки, потешки, которые развлекают ребёнка, создают у него бодрое, радостное настроение, т. е. вызывают ощущение психологического комфорта, тем самым подготавливая положительный эмоциональный фон для восприятия окружающего мира и его отражения в различных видах детской деятельности. В них содержится веками отобранный и практически проверенный материал, который несёт в себе высшие гуманистические ценности и прежде всего мысль о том, что ребёнок является для взрослого самым большим богатством на земле. Недаром их называют народной дидактикой, школой материнства.

Исследования психологов Л. Н. Павловой, Н. Н. Палагиной и др. показывают, что народные песенки, потешки, пестушки являются средством социализации ребёнка.

Использование этих средств в работе с детьми имеет несколько направлений, но их определение условно, т. к. задачи решаются в комплексе.

Первое направление – это установление и формирование доверительных, добрых, ласковых отношений между взрослыми (мама, папа, дедушка, бабушка, воспитатель, психолог) и ребёнок. Главное в отношениях – яркое проявление любви, расположения. Взрослые должны активно использовать жесты поглаживания, которые снимают напряжённость, отчуждённость во взаимоотношениях и помогают установить контакт с ребёнком, наполненный добрыми чувствами и спокойствием.

Второе направление – выполнение детьми разных движений при проговаривании народных потешек, прибауток, закличек, приговорок и др.

К ним относятся движения на развитие мелкой моторики, движения самомассажа. Развитие моторики и руки неразрывно связано с умственным развитием детей, развитием их речи. Ребёнок учится свой показ сопровождать выразительными пантомимическими движениями, например, показывает как неуклюже ходит медведь, мягко крадётся лиса и т. д. яркой мимикой и жестами. Ребёнок учится быть эмоциональным и в речи, ив показе движений. Благодаря детскому фольклору обогащается эмоциональная сфера ребёнка.

Использование в воспитательном процессе народных песенок, потешек создаёт положительный эмоциональный фон, они представляют собой прекрасный речевой материал для непосредственно организованной деятельности по речевому развитию детей. Так при формировании грамматического строя речи, обучая детей образованию однокоренных слов, я использовала потешку:

Заинька, войди в сад. Серенький, войди в сад.

Зайка, зайка, войди в сад. Серый, серый, войди в сад!

Особые интонации, ритмичность, которые создаются за счёт использования в этих произведениях простых рифм, звукосочетаний – наигрышей и сочетаний слов, напевность отдельных двустиший или четверостиший позволяет ребёнку в начале почувствовать, а затем и осознать красоту родного языка, его лаконичность, приобщают именно к такой форме изложения собственных мыслей.

Значительный нравственный, эстетический потенциал заложен в русских народных пословицах и поговорках. К. Д. Ушинский очень высоко ценил воспитательные возможности пословиц. Он писал: «По форме это животрепещущие проявления народного слова, вылетевшие прямо из его живого, глубокого источника – весно юной, вечно развивающейся души народа. По содержанию наши пословицы важны для первоначального обучения тем, что в них, как в зеркале, отразилась русская народная жизнь со всеми живописными особенностями. Может быть, ничем нельзя так ввести дитя в понимание народной жизни, как объясняя им значение народных пословиц». Поскольку пословицы и поговорки обладают эмоциональной насыщенностью, то работа над ними предполагает одновременно работу разума и чувства и определённые усилия над собой в постижении смысла сказанного, что является весьма важным в нравственно – эстетическом воспитании. Причём нравственным является то, что имеет эстетическую ценность не внешнюю, а внутреннюю, что особо значимо для духовного развития человека. Недаром в народе говорят: «По одёжке встречают, а по уму провожают».

Через пословицы и поговорки у детей формируется положительное отношение к трудовой деятельности, понимание важности труда в жизни человека и через его нравственно – этическую оценку понимание необходимости в труде и положительное отношение к его результатам.

Большую часть пословиц и поговорок, закличек и приговорок мы с детьми проверяли путём наблюдений, в ходе беседы, постановки опытов, анализа.

Чрезвычайно широк диапазон нравственных качеств русского человека, выраженный в пословицах и поговорках: от трудолюбия до любви и дружбы, от культуры поведения до любви к Родине, от гостеприимства и культуры речи до чувства чести и собственного достоинства, от молодецкой удали до признательности и сострадания – всё это я довожу до сознания детей.

Положительные эмоции у детей вызывают небылицы, перевёртыши и в тоже время они помогают устанавливать реальные связи и отношения в окружающем мире, объяснять их через «критику» содержания прибауток. Старшие дошкольники не только определяют, что не так, но и объясняют, как должно быть на самом деле.

Особое место в процессе воспитания детей занимает загадка – она позволяет воспитателю выявить степень наблюдательности, сообразительности, а также творческого мышления ребёнка.

Многие фольклористы отмечают, что загадки умны, высоко поэтичны, нравственны. Загадки развивают образное мышление, воображение, обогащает словарь детей за счёт многозначности слов, формирует представления о значении слова, усвоить грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать её. Я подбираю загадки «расшифровки», образные, литературные, которые позволяют детям увидеть многообразие мира, приоткрыть, поднять завесу над его тайнами. С образной загадки можно начать любую литературную викторину, развлечение, непосредственно образовательную деятельность, что становится мотивацией для приглашения сказочного героя и проверкой детей на сообразительность.

При отгадывании загадок мною используется приём «помоги», в результате ситуация успеха позволяет ребёнку чувствовать себя уверенным в себе, компетентным.

Дошкольный возраст – возраст сказок. В. П. Аникин указывал, что «сказки – своего рода нравственный кодекс народа, их героика – это хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения человека. Выдумка сказочника вышла из помыслов о торжестве сил жизни, труда и честности над бездельем, низостью».

Сказка вводит ребёнка в некоторые воображаемые обстоятельства и заставляет пережить вместе с героями такие чувства, которые оказывают влияние на всю его последующую жизнь. Ребёнок с самого начала сказки встаёт в позицию положительного героя, вместе с ним решает поставленные задачи. Всё это возбуждает творческую активность ребёнка – дошкольника, заставляет делать выводы, которые, как отмечает Д. М. Арановская – Дубовис, недоступны для него в других обстоятельствах. За счёт того, что ребёнок входит внутрь изображаемых обстоятельств мысленно принимает участие в действиях героев, переживает их радости и печали, у него формируется чувство меры, чувство той грани, «которую не должно переходить воображение в искусство, и вместе с тем у него начинают складываться реалистические критерии эстетических оценок». Всё это указывает на большие возможности сказки в нравственном воспитании дошкольников. Кроме того, ни один ребёнок не любит наставлений, а сказка не учит напрямую. Самое большее, что она «позволяет себе», - это намёк на то, как лучше поступать в той или иной жизненной ситуации. Она способствует формированию у детей нравственных понятий, ведь почти все дети отождествляют себя с положительными героями, а сказка каждый раз показывает, что хорошим быть лучше, чем плохим, что надо стремиться делать добро людям.

Я использую в работе с детьми и народные игры т. к. они значимы для становления личности ребё нка: одни игры развивают силу, выносливость, другие – ум, третьи – ряд взаимосвязанных качеств. Игра – это действия в альтернативной реальности, благодаря которой она обладает терапевтическим потенциалом. Самые любимые игры для детей – те, где нужно ловить друг друга. Ребёнок в таких играх должен показать быстроту движений, ловкость, сообразительность. Не менее интересны игры, требующие от детей быстроты реакции, выдержки. В играх каждый ребёнок может наиболее полно показать себя, самореализоваться. Мой девиз: «Ни дня без игры».

Результатом моей работы над проблемой нравственного воспитания детей через использование устного народного творчества, является не только моё саморазвитие, но и проявление черт общей гуманистической направленности в отношении к окружающему миру в поведении и отношении детей. Дети выражают сочувствие, отзывчивость, желание помочь, их чувства приобретают социально – нравственную окраску и становятся более устойчивыми. Выполнение нравственных требований и правил вызывает у детей чувство удовлетворения, гордости, нарушение их заставляет пережить чувство огорчения. Дети уже начинают осознавать свои возможности, достижения, учатся оценивать свои и чужие поступки с позиции общих ценностей (добро – зло, справедливо – несправедливо, хорошо – плохо).

Атмосфера свободы и непринуждённости делает ребёнка более раскованным в творческих проявлениях, позволяет ему полнее реализовать свои интересы и склонности. Дети рисуют иллюстрации для создания книги своих любимых сказок, изготавливают декорации, костюмы, атрибуты для игр, узнают новые сказки у своих родных, организовывают игры и представления для малышей. Важно, что общение между детьми разного возраста даёт им много полезного, поскольку приближённо к ситуации в многодетной семьи, а для воспитанников моей группы. Позиция более знающего и лучше умеющего способствует осознанию своих действий, формирует чувство ответственности.

Активная позиция помогает ребёнку освоить нравственно – эмоциональный мир, сделать его своим личным, почувствовать красоту родного слова, его тончайшие оттенки, полюбить фольклор той любовью, которая сохраняется у человека на всю жизнь, как любое первое чувство.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Фольклор в жизни дошкольника»Консультация для педагогов «Фольклор в жизни дошкольника» «Фольклор в жизни дошкольника» Детский фольклор играет важную роль в воспитании дошкольников, ведущим признаком организации которого является.

Фольклор — это кладезь здоровья! Народный праздник «Масленица»Фольклор — это кладезь здоровья! Народный праздник «Масленица» Здоровая личность – это цельная личность, способная воспринимать мир в единстве и целостности, и сформировать её без развития духовной.

Фотоотчёт о познавательном «Путешествии в Антарктиду» детей старшей группыФотоотчёт о познавательном «Путешествии в Антарктиду» детей старшей группы Дети любят всё необычное. И мне, как педагогу пришлось не мало подготовиться, чтобы на занятии детям было интересно. Очень хотелось показать.

Интегрированные занятия в познавательном развитии детейИнтегрированные занятия в познавательном развитии детей Опыт работы по теме: «Интегрированные занятия в познавательном развитии детей»Актуальность использования интегрированных занятий в познавательном.

Использование дидактических игр в познавательном развитии детей 3–4 лет Три – четыре года – это возраст, когда малыш старается освоить характеристики различных предметов (особенно их функции и целевое назначение).

Консультация для воспитателей «Фольклор в познавательном развитии детей» Консультация для воспитателей «ФОЛЬКЛОР В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ» Сквозь сито веков просеял народ своё культурное достояние, оставив.

Консультация для воспитателей и родителей «Детский дворовой фольклор»Консультация для воспитателей и родителей «Детский дворовой фольклор» Не бывает детства без игр, и не бывает детства без считалок, закличек, дразнилок, мирилок. Дома во дворе, на детских площадках, и даже.

Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников» Цель: дать представление об использовани инновационного метода (технологии) «синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников».

Отчет по самообразованию «Использование мультимедийных дидактических игр в познавательном развитии старших дошкольников»Отчет по самообразованию «Использование мультимедийных дидактических игр в познавательном развитии старших дошкольников» Целью моей работы был поиск информационно-коммуникативных технологий и внедрение в игровую деятельность детей старшего дошкольного возраста.

Фотоотчёт о познавательном музыкально-спортивном квесте «Юные пешеходы» для детей 4–6 летФотоотчёт о познавательном музыкально-спортивном квесте «Юные пешеходы» для детей 4–6 лет Фотоотчёт познавательного музыкально – спортивного квеста «Юные пешеходы» В нашем детском саду, традиционно последняя неделя августа посвящена.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Фольклор в познавательном развитии детей
Опубликовано: 29 марта 2022 в 19:31
+241Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Фольклор в познавательном развитии детей» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Нехаева (УИ 119485) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 99.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД