Татьяна Седелева
Познавательный проект «Развитие монологической речи с помощью мнемотехники у детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание.
1 Введение 2 стр
Паспорт проекта 3 стр.
Актуальность проекта 3 стр.
Цели и задачи проекта 3 стр.
Предполагаемые результаты проекта : 3 стр.
2 План реализации проекта 4 стр.
3 Заключение 8 стр.
4 Список литературы 9 стр.
1
Введение.
Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения.
Публикация «Познавательный проект „Развитие монологической речи с помощью мнемотехники у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Проекты, проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Владение родным языком – это не только умение правильно строить предложения. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для хорошей связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.
Однако, как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень речевого развития детей дошкольного возраста недостаточен.
Наглядность – один из основных дидактических принципов педагогики. Действия с предметами, их зрительное восприятие – это первый этап в развитии мышления ребенка, поэтому важно использование наглядного материала на протяжении всего процесса.
В последнее время для обучения рассказыванию детей дошкольного возраста широкое применение в педагогической практике нашли приемы мнемотехники.
Мнемотехника или мнемоника, в переводе с греческого — «искусство запоминания» – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание. Успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Ни для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно логическое мышление.
Поэтому передо мной встала задача научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. При обучении детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми.
Приёмы мнемотехники облегчают запоминание информации у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Как сформировать речь ребенка, наполнить ее большой палитрой слов, красивых фраз, благозвучных словосочетаний? Как помочь ребенку чувствовать ритм речи, мелодию слов, переживать содержание услышанной речи? Как способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка, помочь ему научиться коммуникативной речи? Все ответы на эти вопросы я нашла в методике – мнемотехника.
2
Для того чтобы получить ответы на все поставленные вопросы был разработан проект «Развитие связной речи с использованием мнемотехники».
Актуальность данного проекта определяется той ролью, которую играет мнемотехника в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста, так как связная речь является основным показателем умственного развития дошкольника, средством общения со сверстниками и взрослыми, необходимым условием успешного обучения в школе.
Новизна проекта заключатся в обосновании педагогической методики и поиске педагогических условий развития речи и мышления детей старшего дошкольного возраста средствами мнемотехники.
Участники проекта : В реализации проекта принимают участие дети 5 – 6 лет, родители воспитанников, воспитатель группы.
Цель проекта : развитие монологической речи и мышления детей старшего дошкольного возраста средствами мнемотехники.
Задачи проекта
Работа с детьми:
Образовательные:
закрепить- умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений.
Развивающие :
совершенствовать связную речь в ходе рассказов по темам проекта;
способствовать развитию образного и логического мышления;
Воспитательные:
воспитывать бережное отношение к окружающему миру;
порадоваться вместе с детьми успехами, результатами деятельности.
Работа с педагогами: Повышение профессионального мастерства, интереса к проблеме развития связной речи через знакомство педагогов с приемами мнемотехники. Внедрение в педагогический процесс опыта работы по данной проблеме.
Работа с родителями: Повышение компетентности в вопросах организации и проведения совместной творческой и речевой деятельности. Овладение родителями мнемотехническими способами работы и использование их дома.
Предполагаемые результаты в отношении детей :
- появится умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений; пополнение и активизация словарного запаса детей;
3
- развитие логического и образного мышления, совершенствование связной речи;
- умение договариваться и работать слажено;
- обратиться к взрослому с вопросом;
- умение осуществлять поиск информации, иллюстраций, материалов необходимых для исследований по определенной тематике.
Методы работы.
Словесный метод - рассказ, беседы воспитателя чтение художественных произведений, составление описательных рассказов.
Наглядный метод: показ и рассматривание сюжетных картин, иллюстраций из сказок, рассказов, стихов.
Практический. Составление мнемоквадратов, мнемодорожек, мнемосхем, мнемотаблиц.
Этапы работы
I этап - подготовительный
• Теоретический анализ литературы по проблеме формирования связной речи у дошкольников.
• Определение критериев и уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возрастаю.
• Изучение методических разработок по использованию метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста.
II этап. Внедренческий:
• Составление перспективного плана работы по развитию связной речи средствами мнемотехники.
• Разработка серии конспектов в соответствии с лексическими темами.
• Организация консультаций.
III этап. Результативный.
• Период рефлексии, анализ и обобщение результатов, формулировка выводов, составление рекомендаций, участие в семинарах, конференциях различного уровня;
• Обогащение знаний детей, педагогов и родителей через разнообразные формы работа.
Работа с детьми Работа с родителями Работа с педагогами
1 этап- подготовительный
сентябрь
Проведение диагностики на начало года.
Цель: выявить знания, умения и навыки детей.
Работа с детьми по мнеквадратам и мнемодоржкам
Цель: учить детей пользоваться предложенным материалом Рекомендации родителям по развитию монологической речи детей с помощью мнемотехники.
Цель: расширение знаний родителей по данной теме. Консультация для педагогов «Мнемотехника в детском саду»
Цель: повышение профессиональности педагогов по данной теме.
2 этап- внедренческий
октябрь
Составление рассказа «Осень».
Цель: Упражнять детей в умении рассказывать о временах года (Осень) с использованием наглядного пособия, связно, в логической последовательности. Развивать словарный запас.
Загадка об овощах. Цель: продолжать развивать фонематическое восприятие, слуховое внимание.
Решение задачки в стихах В. Голяховского с опорой на мнемотаблицу. Изготовление мнемодорожек, мнемотаблиц
Цель: вовлечь родителей в процесс реализации проекта.
ноябрь
Заучивание стихотворения «Елочка» при помощи мнемотаблицы.
Цель: учить детей быстро запоминать стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
Составление рассказа-описания о мебели Цель: совершенствовать умение кратко и точно отвечать на вопрос, грамматически правильно строить предложение. Активизировать словарь по теме «мебель». С опорой на мнемотаблицу. Буклет «Что такое мнемотехника»
Цель: повышение знаний родителей по данной теме. Памятка «Принципы работы по мнемотаблице»
Цель: повышение профессиональности педагогов по данной теме.
декабрь
Заучивание стихотворения «Снегири» при помощи мнемотаблицы.
Цель: учить детей быстро запоминать стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
Работа с таблицей «Посуда" из серии «Расскажи- ка»
Цель: совершенствовать умение детей озаглавить картину, составить план рассказа в мнемотаблице. Активизировать речь детей. Индивидуальные беседы «Как помочь ребенку развивать монологическую речь?»
Цель: повышение знаний родителей по данной теме.
январь
Игра «Какая сказка потерялась?»
Цель: рассказать сказку с опорой на мнемотаблицу.
Дидактическое
упражнение «Из чего сделан?»
Цель: Развивать монологическую речь детей, упражнять в составлении простых предложений с использованием мнемоквадратов.
Составление дома детьми вместе с родителями сказки с использованием наглядных моделей-символов.
Цель: привлечь родителей к реализации проекта.
февраль
Заучивание наизусть стихотворения С. Маршака «Декабрь" Цель: помочь детям запомнить стихотворение с опорой на готовую мнемотаблицу.
Акция «Вместе с ребенком» — создание мнемотаблиц по теме «Любимое стихотворение»
Цель: ознакомление родителей с
методами и формами работы по использованию мнемотехники в развитии связной речи дошкольников
март
Составление рассказа «Весна идёт»
Цель: Закреплять умение пользоваться мнемотаблицами. Расширять словарь по теме «Весна» Совершенствовать грамматический строй речи.
Составление описательного рассказа на тему: «Деревья»
Цель: Продолжать учить составлять описательный рассказ с опорой на мнемотаблицу и без нее.
Индивидуальных консультации и беседы с родителями на тему: «Рассказываем сказки с помощью мнемотаблиц».
Цель: повышение знаний родителей по данной теме.
апрель
Заучивание стихотворения А. Фета «Ласточки пропали…» Цель: помочь детям запомнить стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
Д/игра «Загадки и отгадки»
Цель: Способствовать запоминанию загадок с опорой на мнемодорожку.
3 этап- результативный
май
Диагностика
итоговое занятие Закреплять умение пересказывать при помощи самостоятельного графического изображения текста (мнемотаблиц). Фото отчет Презентация «Использование мнемотехники в развитии монологической речи у дошкольников»
Цель: Повышение интереса к проблеме развития монологической речи через знакомство педагогов с приемами мнемотехники.
Заключение
Словарный запас детей из пассивного (в основном) превратился в активный и обогатился до уровня необходимого ребенку для общения со сверстниками, взрослыми.
• Ребята активнее стали работать на занятиях. У них сконцентрировались наблюдательность, внимание, память, усидчивость; повысилось творческое воображение, логическое и образное мышление.
• Появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории.
• Дети научились правильно оформлять свою мысль в виде предложения. Речевая активность повысилась, они с желанием стали общаться с товарищами и взрослыми. Научились составлять рассказы из пяти и более предложений, используя их различные конструкции.
• Появился интерес к заучиванию стихов.
Поэтому, чем раньше учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как монологическая речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
Список литературы:
1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение: Книга для воспитателей детского сада. М. : Мозайка-Синтез, 1999
2. Большова, Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью
мнемотехники Т. В. Большова / Спб. ,2005 — 71с.
3. Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи /Воробьева В. К. – М., 2005 — 114с.
4. Выгодский Л. С. Мышление и речь. 5-е издание, исправленное. Издательство
«Лабиринт», М. 1999 С. 352
3. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием // Глухов В. П. Дощкольное воспитание 2004г. № 6, с. 6
4. Давьщова Т. Г. Ввозная В. М. Использование опорных схем в работе с детьми //
Давьщова Т. Г. Ввозная В. М. Справочник старшего воспитателя дошкольного
учреждения № 1, 2008, с. 16
5. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников / Ефименкова Л. Н. – М., 1985 — с. 92
6. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с
нарушениями речи / Под ред. Ю. Ф. Гаркуши. – М., 2007 — с. 18
7. Кудрова Т. И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи // Кудрова Т. И. Логопед в детском саду 2007 № 4 с. 51 -54.
8. Лиманская О. Н. Конспекты логопедических занятий в старшей группе. 2-е изд., доп., испр. - М. : ТЦ Сфера, 2017. – 128с. – (библиотека Логопеда).
9. Лиманская О. Н. Конспекты логопедических занятий в подготовительной к школе группе. 2-е изд., доп., испр. - М. : ТЦ Сфера, 2018. – 176с. – (библиотека Логопеда).
10 Малетина, Н. «Моделирование в описательной речи детей с ОНР», 2004.
11. Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Омельченко Л. В. Логопед. 2008. №4. - с. 102 -115.
12. Полянская, Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста», 2009.
13. Смышляева Т. Н. Корчуганова Е. Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников // Логопед. – 2005. – № 1. – С. 7-12.
14. Ткаченко Т. А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Ткаченко Т. А. Дошкольное воспитание. 1990. №10 — с. 16-21.
15. Чохонелидзе, Н. «Учим стихи по картинкам», 2006.
16. www.boltun-spb.ru.
17. https://pandia.ru/text
9