Елена Герасимова
Познавательный проект «Занимательная математика» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательный проект на тему :
«Занимательная математика»
в подготовительной к школе группе
Руководители проекта :
Герасимова Е. С
Васина А. А
Актуальность.
Публикация «Познавательный проект „Занимательная математика“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математика. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Математика – один из наиболее сложных предметов в школьном цикле, поэтому для успешного обучения ребенка в школе уже в детском саду необходимо способствовать математическому развитию дошкольника, расширять математический кругозор, повышать качество математической подготовки к школе. Это позволит детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активно использовать математические знания в повседневной жизни.
Чтобы научить детей дошкольного возраста любить математику, поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, побуждать к решению поисковых задач, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения, использовать разнообразие и вариативность развивающих игр с математическим содержанием.
Вид проекта : познавательно – игровой.
Срок реализации: (2 месяца-сентябрь, октябрь)
Состав участников: групповой (воспитатель, дети группы, родители).
Цель проекта : формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через занимательный материал в организованной и самостоятельной деятельности детей.
Задачи:
1. 1. Создать условия для усвоения дошкольниками математических представлений, обеспечить успешное развитие способностей и мышления детей.
2. 2. Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10 ,способствовать закреплению умения узнавать и называть геометрические фигуры.
3. 3. Содействовать совершенствованию умения выделять совокупности предметов или фигур, обладающих общим свойством.
4. 4. Содействовать развитию мыслительных операций: логического мышления, смекалки, зрительной памяти, воображения, умения сравнивать и анализировать.
5. 5. Способствовать развитию интереса к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия.
6. 6. Способствовать воспитанию самостоятельности, умения понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
7. 7. Содействовать повышению уровня готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
8. 8. Побуждать родителей к участию в реализации проекта и заниматься с детьми дома.
Предполагаемые результаты:
1. 1. Повышение уровня математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
2. 2. У детей выработан интерес к самому процессу познания математики.
3. 3. Дети самостоятельно находят способы решения познавательных задач, стремятся к достижению поставленной цели, преодолевают трудности, умеют переносить усвоенный опыт в новые ситуации.
4. 4. Активизация интереса родителей к использованию математических игр и упражнений.
5. 5. Осознание родителями важности формирования элементарных математических представлений у детей с помощью занимательного материала, расширение знаний родителей о занимательном материале.
Подготовительный этап :
v Определение темы проекта.
v Постановка цели и задач проекта.
v Подбор методической, художественной литературы по теме проекта.
v Подбор дидактических, подвижных игр, динамических пауз по теме проекта.
v Изготовление развивающих игр по математике.
v Составление плана основного этапа проекта.
v Разработка конспектов предполагаемой образовательной деятельности, викторин.
v Привлечение родителей к совместной работе над проектом :
- творческое задание: подобрать математические загадки, задачки, ребусы и красочно оформить этот материал;
- помощь родителей в изготовлении дидактических игр по ФЭМП.
v Беседа с родителями «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного материала»
Основной этап:
v Занятия согласно календарно-перспективному планированию в подготовительной к школе группе :
- Занятие по ФЭМП «Письма королевы математики», «Город математики»;
- Занятие по изобразительной деятельности: рисование, «Узор в полосе из чередующихся геометрических фигур» лепка «Веселые цифры».
v Чтение математических сказок, сказок с элементами счета: «Три медведя», «Два медвежонка», «Двенадцать месяцев» С. Маршака, «Цветик – семицветик» В. Катаева; рассказа К. Ушинского «Четыре желания».
v Заучивание стихов про цифры, считалок, загадок о геометрических фигурах и цифрах.
v Просмотр компьютерной презентации «Забавные фигуры».
v Раскрашивание математических раскрасок, рисование цифр.
v Конструирование.
v Работа со счетными палочками.
v Дидактические игры с математическим содержанием : «Кубики для всех», «Точечки», «Крестики – нолики», «Математическое лото», «Лабиринты», «Какие цифры потерялись», «Веселые цифры», «Математические домики», «Мозаика из крышек», «Колумбово яйцо» «Танграм», «Математический планшет «Головоломки Пифагора», «Волшебные круги», «Домино», «Чудесный мешочек», Блоки Дьенеша,Числовые домики, «Играем в математику» «Божьи коровки и ромашки», Палочки Кюизенера, Соты Кайе, «Маленький дизайнер»
v Отгадывание загадок, занимательных вопросов, шуточных задачек, головоломок.
v Подвижные игры: «Сделай фигуру», «Море волнуется».
v Пальчиковые гимнастики.
v Физкультминутки «Зарядка», «Сделай фигуру».
v Беседа «Чем мне интересны математические игры».
Анкетирование родителей.
Консультации для родителей.
Заключительный этап:
v Выставка развивающих игр, изготовленных вместе с детьми и родителями.
v Самостоятельная деятельность детей в математическом уголке.
v Использование дидактических игр по ФЭМП
v Итоговое мероприятие – викторина «Умники и умницы».
v Обработка и оформление материалов проекта.
Ход проекта.
Работа над проектом проходила в несколько этапов. На подготовительном этапе был составлен план реализации основного этапа проекта, подобраны методическая и художественная литература, иллюстративный материал, компьютерная презентация «Забавные фигуры», дидактические игры, физкультминутки, пальчиковые гимнастики. Были изготовлены развивающие игры математического содержания.
К подготовке реализации проекта были привлечены родители: с ними было проведено анкетирование, для них была оформлена папка – передвижка «Математика для дошкольников». Также родители оказали помощь в изготовлении развивающих игр по математике. Родители принимали активное участие, подбирая занимательный математический материал (задачки, загадки, головоломки, ребусы) и красочно его оформляли.
На основном этапе реализации проекта многие занятия были связаны с темой проекта. На занятиях по развитию речи и чтению художественной литературы читали математические рассказы и сказки с математическим содержанием :
- «Три медведя», «Два медвежонка», «Двенадцать месяцев» С. Маршака, «Цветик – семицветик» В. Катаева; рассказа К. Ушинского «Четыре желания»;
- заучивали стихи про цифры, считалки, математические загадки.
На занятиях по художественному творчеству дети создавали рисунки с помощью геометрических фигур, делали «волшебные» цифры из пластилина.
На занятиях по математике и во время свободной деятельности дети работали с математическими прописями – раскрасками, делали постройки из конструктора, мозаики, блоков Дьенеша. Также дети работали со счетными палочками: собирали фигуры по образцу и по замыслу.
Мы много играли в самодельные дидактические игры математического содержания :
• «Крестики – нолики». Задачи: способствовать развитию внимания, памяти, умения сосредотачиваться на определенном предмете длительное время, содействовать развитию умения различать такие понятия, как «по диагонали», «вертикально», «горизонтально».
• «Математическое лото». Задачи: способствовать усвоению порядка следования чисел от 1 до10; закреплению знаний о геометрических фигурах.
• «Лабиринты». Задачи: способствовать развитию логического и пространственного мышления, многовариативности, умения достигать цели, содействовать развитию упорства и терпения.
• «Какие цифры потерялись?». Цель: развитие умения определять место того или иного числа в ряду и отношение к предыдущему и последующему числу.
• «Математические домики». Цель: формирование знаний о составе числа из двух меньших.
• Головоломка «Танграм». Цель: формирование умения детей анализировать изображения, выделять в них геометрические фигуры, разбивать целый предмет на части, и наоборот – составлять из элементов заданную модель.
• «Математический планшет». Цель: формирование умения создавать образы, развитие образного мышления, концентрации,
• «Волшебные круги». Цель: развитие навыка счета и закрепление состава числа.
• Тренажер «Божьи коровки». Цель: формирование умения ориентироваться на игровом поле с клеточками, передвигать божью коровку в указанном направлении, определять пространственное расположение предметов: «вверху», «внизу», «справа - налево», «слева - направо».
• «Часики» Цель: упражнять в определении и установлении времени по часам.
• «Математические весы» Цель: обучать детей сложению чисел, сравнению чисел между собой.
• «Математические пазлы» Цель: развивать умение составлять целое из частей, совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10.
• «Клубника в варенье» Цель: развивать умение считать, графическое и буквенное написание цифр, понятие количественного состава.
• «Посчитай-ка» Цель: упражнять в решении примеров на сложение и вычитание.
• «Четвертый лишний» Цель: развивать умение классифицировать и группировать фигуры по цвету, форме и размеру.
• «Реши правильно» Цель: закреплять навыки устного счета в пределах 10 и умение обозначать число цифрой.
• «Что сначала, что потом» Цель: совершенствовать представления о временных отрезках.
• «Состав числа» Цель: упражнять в раскладывании числа на два меньших и составлять число из двух меньших.
• «Прятки» Цель: закреплять представления о геометрических фигурах, их свойствах, умение распознавать фигуры независимо от их пространственного положения.
• «Добавь фигуру» Цель: закреплять умение классифицировать и группировать фигуры по цвету, форме, находить закономерность.
• «Веселые цифры». Цель: формирование умения выкладывать цифры из разного подручного материала, развитие мелкой моторики.
Решали шуточные задачки, головоломки, отгадывали математические загадки. В этой работе мы использовали книжки-малышки, сделанные родителями. Вместе с детьми мы разучили и освоили новые подвижные игры,динамические паузы и пальчиковые гимнастики математического содержания.
На заключительном этапе проекта были оформлены : уголок занимательной математики, выставка совместных творческих работ родителей и детей. Также была проведена математическая викторина «Умники и умницы».