Любовь Русын
Конспект познавательного занятия в старшей группе «Моя Родина — Россия»
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» п. Маромица
Познавательное занятие в старшей группе
«Моя Родина – Россия»
Подготовила педагог высшей квалификационной категории
Русын Любовь Геннадьевна
Цель:
- воспитание у детей старшего возраста чувства патриотизма, уважения к своей Родине.
Задачи:
Образовательная:
Публикация «Конспект познавательного занятия в старшей группе „Моя Родина — Россия“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2019
- познакомить детей с такими понятиями, как «Россия», «Родина» (малая, большая)
- упорядочить, закрепить информацию о России.
- познакомить с картой России;
Воспитательная:
- формировать у детей чувство любви к России;
- воспитывать у детей ответственность за свои поступки.
Развивающая:
- развивать у детей познавательный интерес, познавательные способности, словарный запас.
Материал:
• Мяч
• Карта мира
• Репродукции картин русских художников Левитана И. И., Грабаря И. Э., Шишкина И. И., Юона К. Ф.
• стихотворение о Родине : Яна Гранкина "Что мы Родиной зовём?"
• Аудиозапись песни «С чего начинается Родина?» (музыка Вениамина Баснерана слова Михаила Матусовского исполнитель — Марк Бернес).
Ход НОД:
Дети стоят в кругу, взявшись за руки, читают стихотворение:
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнемся.
Молодцы ребята, садитесь на стульчики.
Мы живём в стране, у которой удивительное красивое имя – Россия. Давайте вместе повторим это слово - «Россия»! А мы с вами, граждане России - россияне!
Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия - единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина.
- Как вы думаете, что такое Родина. (Ответы детей.)
Родина - значит родная, как мать и отец. Родина-место, где мы родились, страна, в которой мы живём, где живут наши близкие, где жили наши прабабушки и прадедушки. Родина у каждого человека одна.
Послушайте стихотворение о Родине : Яна Гранкина "Что мы Родиной зовём?"
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых,
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
Наша Родина - это великая страна Россия. Россия - сама большая страна в мире! Тринадцать морей и два океана омывают Россию. Могучие реки: Волга, Обь, Енисей и многие другие несут свои воды в моря и океаны. В России - много городов, сёл и деревень. Вот некоторые города России : Москва, Санкт- Петербург, Тверь, Нижний Новгород и другие. (Показ на карте.)
- Какие ещё вы знаете города?
Все в мире знают, что Россия – богатая страна. Давайте подумаем почему? (Ответы предположения детей.)
Очень богата Россия народными мастерами и умельцами.
- Вспомните, какие русские народные промыслы вы знаете? (дымковские игрушки, хохломская посуда, жостовские подносы, матрешки)
(показать образцы народных промыслов).
И сейчас мы с вами тоже превратимся в матрешек.
Физкультминутка «Матрешки»
Мы веселые матрешки, Дети улыбаются друг другу.
Ладушки, ладушки, Хлопают в ладоши.
На ногах у нас сапожки, Показывают ножки.
Ладушки, ладушки, Хлопают в ладоши.
В сарафанах наших пестрых,
Ладушки, ладушки, Хлопают в ладоши.
Мы похожи словно сестры, Поворачиваются по кругу.
Ладушки, ладушки. Хлопают в ладоши.
- Посмотрите внимательно на карту и скажите, что обозначает зеленый цвет на карте?
(Ответы детей.)
Леса — народное богатство России. Они дают человеку чистый воздух, грибы, лекарственные растения. Леса – это родной дом для многих животных, насекомых, птиц. Но страна – это не только леса, поля, реки и города. Страна – это, прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов, ее населяющих. Каждый народ говорит на своем языке, имеет свою историю, культуру и традиции.
В разных городах нашей страны на больших заводах и фабриках работают люди, строят огромные корабли - ледоколы, самолёты, современные автомобили. Подводные лодки и даже космические корабли.
Вот сколько хорошего, нам подарила Родина.
- А теперь, ребята, я хочу предложить вам поиграть.
Игра «Думаем о Родине».
Дети встают в круг. Воспитатель по очереди бросает мяч каждому ребёнку и спрашивает, в каких ситуациях человек любит свою Родину, а в каких - нет.
Ситуации:
Человек вернулся из леса с букетом ландышей.
Человек сажает возле своего дома деревья.
Человек подъехал к озеру на своей машине.
Человек отвёз свою старую машину на специальную свалку для машин.
Человек выбросил мусор в канаву возле дома.
После отдыха в лесу человек закопал весь мусор.
Человек уступил место в транспорте пожилой женщине.
Врач опоздал на работу.
Если ребёнок считает, что человек любит Родину, он ловит мяч, а если нет – не ловит. Сложные ситуации разбираются совместно.
- Много пословиц и поговорок сложил русский народ о Родине.
- Какие пословицы и поговорки вы знаете?
Вот некоторые из них.
- Нет земли краше, чем Родина наша!
- Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
- Одна у человека мать - одна и Родина!
- Береги землю любимую, как мать родимую.
- Кто за Родину горой - тот истинный герой.
У русского народа есть еще такая пословица: «Родина любимая, что мать, родимая».
И, как наши мамы, Родина делает нам много подарков. Ребята, давайте с вами попробуем назвать всё самое хорошее, что нам подарила Родина. А я на доске нарисую «солнце Родины», лучами которого будут её дары.
Педагог рисует солнце, дети называют «дары» Родины : наш поселок, лес, семья, детский сад, друзья, книги, мой дом и другое, с каждым ответом детей воспитатель рисует луч.
Все эти пословицы учат нас добру, любви к Родине, желанию защищать её от врагов. Велика наша страна - Россия! Далеко раскинулась она с запада на восток, с севера на ю. (показ на карте)
- А какие у вас любимые, родные места?
(Ответы детей.)
А теперь подумайте и скажите: «Почему мы гордимся Россией?».
- Россия - наша Родина.
- Россия - самая большая страна.
- Россия – страна с богатой культурой.
Звучит аудиозапись песни «С чего начинается Родина?».
- Ребята, о чём говорится в песне? (О родине.) А что же такое Родина? С чего она начинается? (Ответы детей.) У каждого человека есть Родина – это место, где он родился, провёл своё детство, рос, учился. И для нас Родина начинается с нашего родного дома, с деревьев в нашем дворе, саду; с нашей улицы, по которой мы каждый день ходим в детский сад. А вы, наверное, знаете, как называется наш поселок? (Маромица)
- Что вам нравится в нашем поселке? Чем мы можем гордиться? (Ответы детей)
Для нас Маромица – это малая Родина.
Но иногда взрослые люди покидают место, где родились и выросли, например, уезжают учиться или работать. Но всегда люди помнят и любят свои родные места.
Сегодня я познакомлю вас с русской народной игрой «Барин»
Дети располагаются по кругу. Внутри круга стоят спинками друг к другу два стульчика. Выбирается водящий – «барин», он ходит внутри круга.
Дети: Ходит барин по хороводику,
Ищет барин себе девицу.
«Барин» берет одну из девочек за руку и выводит в круг.
Дети: Нашел!
Барин: Хороша моя девица?
Дети: Хороша, работяща, пригожа, красива….
Дети: Присаживайтесь!
Дети: Раз, два, три!
На счет три «барин» и «девица» поворачивают головы. Если повернулись в одну сторону, «барин» целует «девицу» в щечку, если в разные – знать, не судьба.
Молодцы! Понравилась вам игра?
На этом, ребята, мы заканчиваем занятие, но не заканчиваем с вами знакомство с Родиной.
- О чем мы сегодня говорили?
- Кто может показать ее на карте?
- Что вы можете сказать о своей родной стране?
Все потрудились на славу. Молодцы!
Список литературы:
Лопаткина А. А. Начала мудрости. 50 уроков о добрых качествах: для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2005.