Людмила Быкова
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Вода вокруг нас»
▼ Скачать
+ Заказать документы
Цель: расширять знания детей о различных агрегатных состояниях воды в природе.
Программные задачи:
Учить в ходе экспериментирования выявлять свойства воды.
Закрепить знания детей о круговороте воды в природе, о значении воды.
Развивать и расширять представление детей о свойствах, формах и видах воды; развивать познавательный интерес в процессе экспериментальной деятельности детей;
Формировать эстетическое отношение к окружающему миру
Оборудование и материалы:
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром „Вода вокруг нас“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Телеграмма с кроссвордом, загадки про воду, зеркало, чайник, глобус, карта "Круговорот воды в природе", макет "Земля в разрезе", презентация к занятию.
Ход занятия
I часть Вводная
Воспитатель: Сегодня утром к нам в детский сад принесли посылку. Она адресована самым любознательным, самым старшим детям в детском саду.
(Воспитатель достает кроссворд.)
Ребята что-то я на пойму, что это за таблица?
Дети: Это кроссворд.
Воспитатель: Подождите, подождите, здесь еще и загадки. Наверное, для того, чтобы разгадать этот кроссворд.
Всели, из вас умеют разгадывать кроссворд?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда слушайте первую загадку, ее ответ в кроссворде мы запишем под цифрой «1»
1. Вот так чудо!
Вот так диво!
Как сорвался он
с обрыва,
Так уже,
Который год,
Все никак,
Не упадет.
(водопад)
Дети вписывают ответ в кроссворд под цифрой 1.
2. Не вода и не суша -
На лодке не уплывешь
и ногами не пройдешь.
(болото)
Дети вписывают ответ в кроссворд под цифрой 2
3. Где я только не пройду,
везде сырость наведу.
Я грибной, я слепой, а зимой, совсем чудной.
На полях, желанный гость.
Называют меня.
(дождь)
Дети вписывают ответ в кроссворд под цифрой 3.
4. Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе
Узкий кончик – в роднике,
а широкий – в море
(река)
Дети вписывают ответ в кроссворд под цифрой 4.
Воспитатель: Молодцы! Правильно вот мы и разгадали кроссворд. А теперь посмотрим, какое слово получилось в красном прямоугольнике.
Давайте все вместе его прочитаем.
Дети читают. Вода.
Воспитатель. Да, ребята, сегодня мы с вами поговорим о воде.
II часть Основная
Воспитатель: Когда первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин увидел из космоса землю, он назвал ее «голубой планетой».
Как вы думаете почему?
Дети: Потому, что большую часть земли занимает вода.
(Слайд 2, глобус)
Воспитатель: (Обводит указкой всю воду на земле.) Все, что вы видите на планете Земля голубого цвета – это и есть вода.
Воспитатель: Ребята, кто из вас знает, как называется вся вода на земле?
Дети: Вся вода на Земле называется Мировым океаном.
Воспитатель: Верно, вся вода на Земле - Мировым океаном. А вот для того чтобы людям было удобнее ориентироваться в этом огромном водном пространстве, люди разделили его …
Как разделили Мировой океан?
Дети: На океаны, моря, реки, озера.
Воспитатель: А какие океаны вы знаете?
Дети: Тихий океан, Атлантический океан, Северный Ледовитый океан, Индийский океан.
Воспитатель: Вы, наверное, все ездили отдыхать на море? Какие же моря вы знаете?
Дети: Черное море, Красное море, Мраморное море.
Воспитатель: Какие реки вы знаете?
Дети: Волга, Днепр, Амур, Уссури и т. д.
Воспитатель: Молодцы! Много океанов, морей и рек вы знаете.
Воспитатель: А как называется самое большое озеро на Земле?
Дети: Самое большое озеро на земле называется озеро Байкал.
(Слайд 3)
Воспитатель: Вода - удивительное вещество, она путешествует по всему Земному шару. А как же это происходит? Давайте с вами в этом разберемся.
Вода есть везде, в воздухе, на земле и под землей, в природе она встречается в твердом, жидком и парообразном состоянии.
Воспитатель: Где же в природе можно увидеть воду в твердом состоянии?
Дети: Айсберги, снег, лед, сосульки, иней.
Воспитатель: Конечно, посмотрите, вода в твердом состоянии в природе встречается в виде льда это айсберги, сосульки, град, и в виде снега и инея.
(Слайд 4-9)
Воспитатель: Как вы думаете, где в природе вода встречается в жидком состоянии.
Дети: Дождь, вода в реках, озерах, морях, океана.
Воспитатель: Правильно. Вода в жидком состоянии в природе встречается в океанах, морях, реках, озерах, в виде дождя.
(Слайд 10-15)
Воспитатель: А теперь давайте представим, что солнце нагревает воду на поверхности Земли.
Как вы думаете, что происходит с водой?
Дети: Она начинает испаряться.
Воспитатель: Давайте убедимся и увидим, как это происходит.
( Опыт: фото)
Описание опыта: В природе солнце нагревает воду, но, а я ее вскипятила в чайнике.
Воспитатель открывает крышку чайника. Посмотрите, что это поднимается из чайника вверх?
Дети: Это пар.
Воспитатель: Правильно это пар. Только не пойму, откуда он взялся? Я в чайник наливала воду. А вы не знаете?
Дети: Вода нагрелась и превратилась в пар.
Воспитатель: Вы правы, если сильно нагреть воду, то она превратится в пар.
А что же такое пар?
Дети: Пар – это маленькие, крохотные капельки воды.
Воспитатель: Правильно пар – это мельчайшие капельки воды, которые поднимаются вверх.
Как называется такое состояние воды?
Дети: Такое состояние воды называется – парообразное.
Воспитатель: А где в природе вода встречается в парообразном состоянии?
Дети: Пар, облака.
Воспитатель: Представим себе, что солнце нагрело воду в океане.
Что в таком случае происходит с водой?
Дети: Вода начинает испаряться, превращаясь в пар и подниматься вверх.
Воспитатель: Что образует пар, поднявшийся в небо?
Дети: Пар образует облака.
Воспитатель: Вы правы. Облака ребята образуются постепенно.
А как вы думаете, одинаковы ли облака?
Дети: Нет.
Воспитатель: Вот посмотрите
(Слайд 16-17)
На что похожи эти облака?
Дети: На перышко.
Воспитатель: Какие они?
Дети: Легкие, воздушные…
Воспитатель: А как называются такие облака?
Дети: Такие облака называются перистые.
Воспитатель: Да, вы правы, перистые облака, в них еще мало влаги, и они легкие, воздушные парят по небу, вбирая в себя все больше и больше влаги, и тогда образуются вот такие облака…
(Слайд 18-19)
А как называются эти облака?
Дети: Это кучевые облака.
Воспитатель: Ребята, а чем отличаются кучевые облака от перистых?
Дети: Они тяжелее в них собралось больше влаги, капелек воды.
Воспитатель: Правильно. И вот представите кучевых облаков становится все больше и больше, они становятся все тяжелее, ниже и темнее, кучевые облака собираются все ближе и ближе друг к другу
Что же получится, когда они соберутся вместе?
Дети: На небе появятся огромные тучи.
Воспитатель: А какими бывают тучи?
Дети: Тучи бывают дождевыми, грозовыми, снеговыми.
Воспитатель: Посмотрите. Тучи накопили столько воды, что капли стали такими тяжелыми и большими, уже не могут лететь в воздухе, и они выпадают на землю в виде дождя или снега.
(Слайд 20-21)
Воспитатель: Ребята, но мы же с вами знаем, что вода не может появиться из ни откуда, и уйти в никуда.
Так что же происходит с водой, когда она прольется дождем на землю?
Дети: Земля впитает воду.
Воспитатель: Сейчас мы с вами это узнаем и посмотрим, как же это происходит.
Посмотрите вот так выглядит наша Земля если ее разрезать пополам. Она состоит из нескольких слоев. Первый слой — это земля, затем песок, камни, глина.
(Воспитатель вызывает ребенка и вместе с ним проводит опыт)
Описание опыта: Давайте представим, что на земле идет дождь. (ребенок поливает землю).
Что же происходит с водой?
Дети: Она впитывается в землю.
Воспитатель: Воду впитывает земля, песок, она проходит через камушки. И вот уже посмотрите, вода, долго блуждая подземными путями, выберется на поверхность земли, образуя ручейки.
Воспитатель: А как вы думаете, во что собираются ручейки?
Дети: Ручейки собираются в реки.
Воспитатель: Во что впадают реки?
Дети: Реки впадают в моря.
Воспитатель: Правильно реки впадают в моря, а моря впадают в океаны.
Как называется такое явление природы?
Дети: Круговорот воды в природе.
(Слайд 22)
Воспитатель: Молодцы! Таков путь воды из моря в облака, из облаков на землю, из земли снова в океан. Вода не исчезает, а только переходит из одного состояния, в другое, она путешествует.
III часть Заключительная
Ну что ж, мы с вами прошли очень длинный путь. И я предлагаю вам отдохнуть и поиграть в игру «Тучка и капельки»
( Ход игры: Прилетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли, скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они и потекли маленькими весёлыми ручейками (капельки составляют ручейки). Встретились ручейки и стали одной рекой (дети соединились в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой-пребольшой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали, плавали в океане капельки, а потом вспомнили, что мама-тучка наказала домой вернуться. А тут как раз солнышко выглянуло. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх (присевши дети поднимаются, затем вытягиваются вверх). Испарились они под лучами солнца, вернулись к маме-тучке (дети подбегают к воспитателю).