Приложение МААМ

Конспект занятия на тему «Семейные обычаи на Руси» (подготовительная группа) (11 фото)

светлана обухова
Конспект занятия на тему «Семейные обычаи на Руси» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы

Цель:

Формировать представление о семье и старинных семейных обычаях.

Задачи:

1. Расширять и углублять понятие семья, как о людях, которые живут вместе; Происхождение своего имени.

2. Упражнять в полной форме своего имени, развивать речевую активность.

3. Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях.

4. Воспитывать интерес и уважение к обычаям старины, к культуре русского народа.

5. Развивать и тренировать мелкую моторику рук.

Публикация «Конспект занятия на тему „Семейные обычаи на Руси“ (подготовительная группа)» размещена в разделах

6. Обогатить словарный запас существительными: семейное древо, кокошник, лапти, чугунок, сундук; Активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье.

Предварительная работа:

Изготовление совместно с родителями генеалогического дерева своей семьи.

Материалы и оборудование:

Аудиозапись: физ. минутка; мольберт; иллюстрации к занятию; указка; магнитики; письма для каждого ребенка (в конверте письмо с кратким описанием имени ребенка); чай и угощения.

Ход занятия

Дети входят в групповую комнату и проходят на свои места (на стульчики).

Конспект занятия на тему «Семейные обычаи на Руси» (подготовительная группа)

Воспитатель:

Сегодня наше занятие посвятим семье и семейным обычаям на Руси.

Основа жизни человека – это его семья.

Я вам предлагаю для начала вспомним, что же значит такое простое и знакомое с детства слово «семья»?

Фото «Семейные обычаи на Руси»

Дети: (ответы детей)

Воспитатель:

Соглашусь, могут быть разные варианты ответов: и «мама, папа, я», и «родители и бабушки с дедушками», и «сестра, братья и тетя и дяди и т. д». Одно из самых популярных определений термина «семья» гласит: «Семья- это основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью». То есть, это не просто кровные родственники, живущие под одной крышей, но и люди, помогающие друг другу и взаимно ответственные. Семья и ее составляющие в истинном понимании этого слова поддерживают, любят друг друга, вместе радуются по веселым поводам и грустят по печальным.

Конспект занятия на тему  (подготовительная группа) - фото

Игра пальчиковая: «Моя семья»

Массаж (или самомассаж)

Задачи: сохранение физического и психического здоровья, формировать умение координировать речь и движение, развивать мелкую моторику пальцев рук.

(на каждую стихотворную строчку – разминаем подушечку одного пальца)

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – папочка,

Ну а этот пальчик – я!

Вот и вся наша семья!

Пальчики все дружные,

Очень-очень нужные!

(На последних строчках – сгибать-разгибать пальцы, хлопать в ладоши)

Воспитатель:

Во все времена в России семейные традиции чтились и оберегались. Они являются важной частью исторического и культурного наследия страны. Какие же семейные традиции были в России?

Важным правилом для любого человека было знание своей родословной, притом не на уровне «бабушки-дедушки», а гораздо глубже. В каждой дворянской семье составлялась подробная родословная, бережно хранилась и передавалась.

Многие Россияне и в наше время тщательно ведут своё генеалогическое древо, помнят и чтят своих предков.

Я тоже для вас для примера составила свое собственное семейное древо. (показ воспитателя)

Я знаю, что и вы дома приготовили и принесли свое собственное генеалогическое древо, чтоб его нам показать и рассказать о своей семье.

Дети: (рассказ детей о своей семье)

Цель Формировать представление о семье и старинных Семейные традиции обычаи ценности семейных обычаях Расширять и углублять понятие семья как о людях которые живут вместе Происхождение своего имени Упражнять в полной форме своего имени развивать речевую активность

Физкультминутка:

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо всё выше, выше.

(дети имитируют дуновение ветра, качаясь то в одну, то в другую сторону. На слова «тише, тише» дети приседают, на «выше, выше» - выпрямляются) .

Фото №1 Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях

Воспитатель:

В России издревле было заведено передавать из поколения в поколения семейные реликвии – драгоценности, посуду, вещи далеких родственников. Молодые девушки выходили замуж в подвенечных платьях своих мам, которые ранее получили их от своих мам. В каждом доме были сундуки, где хранились подвенечные платья, приданное, дедушкины часы, бабушкины кольца, семейное серебро и другие ценности. (рассмотреть иллюстрации сундуков)

Другой не менее важной семейной традицией русского народа было и есть присвоение ребенку отчества. Каждый ребенок, уже при рождении получает часть имени рода. Называя кого-то по имени – отчеству, мы выражаем свое почтение и вежливость.

Вот, например когда я родилась, меня мама с папой назвали Света, а отчество у меня Валерьевна, потому что моего папу зовут Валера. А сейчас и вы мне ребята расскажите, как вас зовут по имени отчеству.

Дети: (ответы детей)

Фото №2 Воспитывать интерес и уважение к обычаям старины к культуре русского народа

Воспитатель:

В древней Руси очень часто ребенку присваивали церковное имя в честь святого, которого чествуют в день рождения малыша. По поверьям, такое имя будет защищать ребенка от злых сил и помогать в жизни. Я для вас ребята приготовила письма, но не простые в них написано, что значит ваше имя и откуда оно появилось. (дети берут письма и каждый по очереди читает о себе)

А еще, на Руси существовали профессиональные династии – целые поколения врачей, военных, пекарей, сапожников, священников. Вырастая, сын продолжал дело отца, потом это же дело продолжал его сын, и так далее. Сейчас, к сожалению, такие династии в России встречаются очень и очень редко. (рассмотреть иллюстрации ремесленников)

Важной семейной традицией было, да и сейчас все чаще к этому возвращаются, обязательное венчание молодоженов в церкви, и крещение младенцев.

Какие-то из этих традиций не сберегли до наших дней. Но многие из них по-прежнему передают из поколения в поколение, от отца к сыну, от матери к дочери. … А, значит, у нашего народа есть будущее!

Музыкальная разминка: под муз. «русские матрешки»

Воспитатель:

Каждой семье присущи свои традиции и обряды. Даже если вы считаете, что в вашей семье их нет, скорее всего, вы немного ошибаетесь. Ведь даже сказанное утром: «Привет!» и вечером: «Спокойной ночи!» — это тоже своего рода традиции.

Семейных традиций в мире существует огромное разнообразие. Но их можно условно разделить на две большие группы: общие и специальные.

Общие традиции – это традиции, встречающиеся в большинстве семей в том или ином виде. К ним можно отнести:

• Празднование дней рождений и семейных праздников. Эта традиция – одна из самых теплых и веселых.

• Домашние обязанности всех членов семьи, уборка, раскладывание вещей по местам.

• Совместные игры с детьми. В таких играх принимают участие и взрослые, и дети.

• Семейный обед.

• Совместные прогулки, походы в театры, кино, на выставки, поездки в путешествия – эти традиции делают ее более яркой и насыщенной.

• Семейный совет. Это «собрание» всех членов семьи, на котором решаются важные вопросы, обсуждается, и строятся дальнейшие планы, рассматривается бюджет семьи.

• Традиции «кнута и пряника». У каждой семьи есть свои правила, за что можно (если можно) наказывать ребенка, и как его поощрять.

• Пожелания доброго утра и сладких снов, поцелуи, объятия – все это является знаками внимания и заботы со стороны близких.

Специальные традиции – это традиции, присущие одной данной семье. Возможно, это привычка по воскресеньям спать до обеда, или по выходным отправляться на пикник. Или домашний кинотеатр. Или походы в горы. Или еще что либо. Ребята, а какие у вас в семье семейные традиции?

Дети: (ответы детей)

Фото №3 Развивать и тренировать мелкую моторику рук

Воспитатель:

Да, много интересных семейных традиций есть и было в России. Взять хотя бы традиционное застолье. Не зря говорят о «широкой русской душе». К приему гостей тщательно готовились, убирали в доме и во дворе, накрывали столы скатертями и полотенцами, ставили разносолы в посуде, хранимой специально для торжественных случаев. Хозяйка дома выходила на порог с хлебом-солью, кланялась в пояс гостям, а они в ответ кланялись ей. После этого все шли за стол, ели, общались, пели песни.

Вот и я сегодня вас всех приглашаю в гости на чаепитие. Милости прошу вас пройти, помыть руки и присаживаться за стол.

Фото №4 Публикация Конспект занятия на тему Семейные обычаи на Руси подготовительная группа размещена в разделах Конспекты занятий
Публикации по теме:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Гроза» (подготовительная группа) ГРОЗА. Ознакомление с окружающим миром. Подготовительная группа. Цель: познакомить детей с явлением неживой природы -грозы, его происхождением,.

Интегрированное занятие на тему: «Познание. Ознакомление с окружающим миром» — группа раннего возраста Конспект: «Мишка в гости к нам пришел»Цель: Дать детям элементарные представления о транспорте. Задачи: Образовательные: 1. Способствовать.

Конспект НОД «Помощники на подоконнике» подготовительная группа, ознакомление с окружающим ЦЕЛИ: Познакомить детей с лекарственными комнатными растениями; ЗАДАЧИ : • воспитывать любовь к природе, наблюдательность, любознательность;.

Конспект ООД. Ознакомлению с окружающим миром и развитие речи. (Подготовительная группа для детей с ЗПР). «Фрукты. Сад» П. З. Коррекционно – образовательные Формирование элементарных экологических представлений Уточнить и систематизировать представления о.

Конспект открытого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию детей с ЗПР 5–7 лет «Семейные обычаи на Руси» Конспект открытого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию детей в группе ЗПР (5-7 лет) Тема: Семейные обычаи на Руси Авторы:.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Моя Малая Родина» (подготовительная группа) Программное содержание: Формировать умение любить свой город, гордится своей малой родиной. Цель: Расширять знания детей о своём городе.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Удивительный мир Байкала» (подготовительная группа) Задачи: Образовательная область «Познавательное развитие» Познакомить детей с понятием коллекция. Расширить представления о природе Байкала,.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи «День Победы» (подготовительная группа) Программное содержание: рассказать детям, какой дорогой ценой досталась людям победа над фашизмом. Воспитывать чувство патриотизма, уважение.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в прошлое пылесоса» (подготовительная группа)Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в прошлое пылесоса» (подготовительная группа) Цель:Развивать умение ориентироваться в прошлом предметов, заменивших пылесос. Задачи: 1. научить понимать назначение пылесоса; 2. объяснить.

Конспект занятия по развитию речи в разновозрастной группе. Ознакомление с окружающим миром и природойКонспект занятия по развитию речи в разновозрастной группе. Ознакомление с окружающим миром и природой Ознакомление с окружающим и природой, как форма работы над грамматическим строем речи. Тема: «Мы – следопыты» Программное содержание: Образовательные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия на тему «Семейные обычаи на Руси» (подготовительная группа)
Опубликовано: 8 ноября 2015 в 18:51
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия на тему «Семейные обычаи на Руси» (подготовительная группа)» (включая файлы) размещена пользователем светлана обухова (УИ 376332) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД