татьяна мельник
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Помогаем Каю и Герде»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательное развитие ФЭМП в старшей группе (5-6 лет) «Помогаем Каю и Герде»
Образовательная область: «Познавательное развитие».
Вид деятельности: «Познавательно-исследовательская».
Цель: Закреплять и систематизировать знания детей по формированию элементарных математических представлений, используя блоки Дьенеша и палочки Кюизенера.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе „Помогаем Каю и Герде“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2018
Совершенствовать навыки счета в пределах 10, умение обозначать число цифрой.
Познакомить с цифрой 0.
Закреплять представление о порядковом счете в пределах 10 и о количественном составе числа из единиц в пределах 5 на конкретном материале.
Развивать у детей геометрическую зоркость: умение анализировать, сравнивать предметы по форме, цвету, величине, толщине.
Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги (справа, слева, вверху – внизу, в середине, в углу).
Совершенствовать умение устанавливать размерные отношения между 9 предметами разной высоты; систематизировать предметы, располагая их в возрастающем (убывающем) порядке; отражать в речи порядок расположения предметов и соотношение между ними по высоте.
Развивающие:
Развивать зрительное восприятие, память, логическое мышление, мелкую моторику.
Развивать умение разбивать множество по двум совместимым свойствам, расшифровывать (декодировать) информацию о наличии или отсутствии определенных свойств у предметов по их знаково-символическим обозначениям.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к математике.
Воспитывать чувство сопереживания, желания помочь, попавшим в сложную ситуацию героям.
Речевые:
Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.
Поощрять попытки высказать свою точку зрения.
Предшествующая работа: чтение сказки Г. Х. Андерсена «Снежная королева» (в сокращенном виде, просмотр мультфильма «Снежная королева», беседы о Севере, животном и растительном мире Заполярья.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный: ноутбук, мультимедийная установка, аудиозапись «Вальс снежинок», слайды с изображением Снежной королевы, белых медведей, северных оленей, полярных сов,волков, картинки встречи Кая и Герды; блоки Дьенеша (2 набора, знаки – символы, 4 обруча (красный, синий, желтый, зеленый, открытка – письмо, указка, книжка Г. Х Андерсена «Снежная королева».
Раздаточный: снежинки разного цвета (по 10 на ребенка, квадраты серого цвета, палочки Кюизенера (по 9 штук на каждого ребенка, цифровой веер, карточки («Билеты») с символами — значками, цветные пластмассовые камешки («самоцветы», снежинки с цифрами, сердечки.
Форма проведения: сюжетно – игровая.
Методические приемы: наглядные, словесные, игровые, сюрпризные.
Ход занятия:
Ребята, у нас в группе гости. Подарим им свои улыбки и хорошее настроение. (Дети «сдувают хорошее настроение» с ладошки).
Сегодня утром я обнаружила на столе вот эту красивую открытку. Наверное, её принес почтальон. Послушайте, что здесь написано.
«Ребята, прошу вас мне помогите.
Бедного Кая из плена спасите.
Он увезен королевой на Север
И заколдован злой королевой.
Сердце его превратилось в лед,
Что с ним случилось, он сам не поймет.
Чтоб его освободить, надо королеве угодить.
Чтоб его расколдовать,нужно все её задания правильно выполнять»
Ах, какое несчастье случилось с Гердой и Каем. И что это за королева такая держит Кая в Ледяном замке? (Ответы).
У этой королевы ледяное сердце, её очень трудно чем-то растрогать. Как вы думаете, умеет ли Снежная королева жалеть, сочувствовать кому-то? (Ответы).
Но ведь что-то же должно ей нравится. Что, по вашему мнению, может нравиться Снежной королеве? (Ответы).
Согласна с вами, что ей нравится холод, мороз, снежинки, лед. А еще Снежной королеве нравятся красивые точные линии, формы, фигуры, знаки, символы, цифры. Снежная королева дружит с математикой – Королевой точных наук. Поэтому все её задания – математические и выполнить их не так-то просто. Вы согласны выполнить эти задания и спасти Кая. Ему ведь так холодно в Ледяном замке, а Герде очень одиноко без него. (Слайд №1).
Я и не сомневалась в вас. Ведь вы смелые, умные и отзывчивые дети. Для того чтобы начать выполнять задания королевы, мы должны попасть в наш математический научный центр. Я раздам вам «билеты», которые подскажут вам, где ваше место в математическом центре.
(Игровое упражнение «Найди свое место». На каждом стульчике лежит один блок. На «билетах» обозначены с помощью знаков – символов форма, цвет, размер, толщина. Дети по карточкам находят нужный блок и занимают свои места за столами. Проверка).
(Имя, почему ты сел именно на это место? (Ответ).
Молодцы, все верно нашли свои места. Мы приступаем к выполнению заданий королевы. Сядьте все правильно, спина прямая.
У Снежной королевы скоро день рождения. Обычно людям в день рождения дарят цветы, но Снежная королева не любит цветы. А вот если мы подарим ей букет из её любимых снежинок, то возможно королева станет чуточку добрее.
Нам нужно составить букет из 5 снежинок так, чтобы все снежинки были разного цвета и формы.
(Упражнение «Составь число 5 из разных снежинок». Дети выполняют задание. Проверка.)
(Имя, сколько всего снежинок ты взял для букета? (Ответ). Сколько снежинок какого цвета ты взял? (Ответ). (Имя, как ты составил букет из 5 снежинок? (Ответ). Значит, 1, и еще 1, и еще 1, еще 1, и еще 1 будет 5. Отлично, первое задание мы выполнили.
Следующее поручение Снежной королевы: она велела украсить её ледяную шкатулку драгоценными камнями – самоцветами, каждый камень должен стоят на своем месте.
(Игровое упражнение «Укрась шкатулку самоцветами»).
Возьмите «шкатулки» (квадраты серого цвета). Поставьте фиолетовый самоцвет в правый верхний угол, зеленый – в левый нижний угол, красный – в середину «шкатулки», голубой – в правый нижний угол, белый – в левый верхний угол. (Взаимопроверка).
Проверьте друг у друга, правильно ли вы украсили шкатулку. (Имя, где находится зеленый самоцвет? (Ответ).
(Имя, какой камень находится в правом верхнем углу? (Ответ).
Все верно, вы справились и с эти заданием.
Приступаем к следующему заданию Снежной королевы. Мимо дворца Снежной королевы часто проходят животные. Она велела Каю сосчитать, сколько животных проходят мимо её замка, и показать нужную цифру. (Работа с цифровым веером. Слайд №2).
Сосчитайте белых медведей и покажите нужную цифру. (Выполнение. Слайд №3).
Сколько полярных сов? Сосчитайте и покажите нужную цифру. (Выполнение. Слайд №4).
Сосчитайте северных оленей и покажите цифру. (Выполнение).Сколько волков (Слайд№5).
Молодцы, всех животных вы сосчитали правильно.
Снежная королева сказала, что мимо её ледяного замка проходят жирафы и велела сосчитать их. (Слайд №6 – картинка зимнего пейзажа без животных).
Сколько жирафов проходят мимо замка? (Ответы).
Я тоже никого не вижу. Могут ли жирафы жить на севере? (Ответы).
Где они живут? (Ответы).
Но какую же цифру нам нужно показать, если нет никого и ничего? (На слайде – цифра 0).
Какая это цифра? (Ответы).
Верно, это цифра 0, она показывает, что нет ни одного предмета. На что похожа цифра 0? (Ответы).
Как вы думаете, где её место в числовом ряду? (Ответы).
Она находится перед цифрой 1. Отлично, вы справились и с этим заданием.
Снежная королева хочет, чтобы вы поиграли и потанцевали с её любимыми снежинками, а затем их нужно построить по порядку.
(Игра «Поставь снежинки по порядку». Дети берут снежинки с цифрами и под вальс танцуют с ними. Слайд№7.
С остановкой музыки встают по порядку. Слайд№8).
Ой, ребята, вы не замерзли пока держали снежинки в руках? Давайте согреем ручки, поиграем с мячиками – ёжиками.
(Проводится пальчиковая игра).
Мячик – ёжик мы возьмём,
Покатаем и помнём.
Вверх подбросим и поймаем,
И иголки посчитаем.
Пустим ёжика мы на пол,
Ручкой ёжика прижмем
И немного покатаем,
Потом ручку поменяем.
Мы согрели руки, продолжаем выполнять поручения Снежной королевы. (Дети садятся на стульчики).
Вы помните, что Снежная королева дала Каю цветные льдинки, чтобы он из них составил слово «вечность».
Кай, составляя это слово, разбросал льдинки в зале. Снежная королева не любит беспорядок и велела разложить Каю все льдинки на подносы. Она положила на подносы знаки, которые подскажут, какие льдинки должны лежать именно на этом подносе.
(Игра с блоками Дьенеша и обручами «Разложи льдинки правильно». На полу 4 обруча: красный, желтый, синий, зеленый. Красный и желтый пересекаются между собой. Синий, зеленый тоже пересекаются. В красном обруче – знак-символ, обозначающий красный цвет; в желтом – знак, обозначающий квадрат. В синем обруче – знак, обозначающий синий цвет, в зеленом – треугольник. Дети выполняют задание подгруппами. Мальчики раскладываю «льдинки» в синие и зеленые обручи, девочки – в красный и желтый. Проверка выполнения заданий).
(Имя, проверь, пожалуйста, правильно ли разложили мальчики «льдинки» по «подносам». Какие «льдинки» лежат на синем «подносе»? (Ответ).
Какие – на зеленом? (Ответ).
Почему вы положили синие треугольные «льдинки» в область пересечения 2 подносов? (Ответы).
Верно, они могут относится как к синему, так и к зеленому «подносам». (Аналогично проверяем, как выполнили задание девочки).
И последнее задание. Кай находится в самой высокой башне замка. Надо построить лесенку, чтобы он мог спуститься и встретиться с Гердой.
(Работа с палочками Кюизенера. Дети составляют сериационный ряд по высоте. Проверка).
(Имя, какого цвета самая высока палочка? (Ответ).
(Имя, что мы можем сказать о высоте белой палочки? (Ответ).
(Имя, что мы можем сказать о высоте розовой палочки? (Ответ).
(Имя, которая по счету будет фиолетовая палочка, если считать от белой? (Ответ).
Какого цвета шестая по счету палочка? (Ответ).
Молодцы, вы хорошо справились и с этим заданием.
Вот, мы и выполнили все поручения Снежной королевы. Какое вы считает наиболее сложным? Какое задание вам понравилось выполнять?
Вы проделали нелегкую работу, но посмотрите, Кай и Герда вместе. (Слайд № 9).
Теперь они отправятся из Лапландии к себе на родину, где их ждет бабушка и цветут розы. Окончена наша игра.
Спасибо, ребята, огромное вам, за то, что упорно и дружно трудились, за то, что героям вы так пригодились. Вы все молодцы!
От Кая и Герды вам подарок в этой шкатулке – сердечки. Пусть ваши сердца всегда будут такими же добрыми и отзывчивыми, как сейчас. От меня вам книжка – сказки Г. Х. Андерсена.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, М. ; Мозаика – синтез, 2017.
И. А. Помораева, В. А. Позина, «Формирование элементарных математических представлений. Старшая группа», М. ; Мозаика – синтез, 2016.
Е. Н. Носова, Р. Л. Непомнящая, «Логика и математика для дошкольников», Санкт – Петербург, Детство – пресс, 2000.
А. А. Столяр «Давайте поиграем: математические игры для детей 5 – 6 лет», М. ; Просвещение, 1991.