Алла Сергунина
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Круглый год»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в старшей группе познавательного характера, направленное на ФЭМП «Круглый год»
Цель занятия : Способствовать формированию понятий о временных отношениях с опорой на практический опыт и художественную литературу
Задачи:
1) Способствовать осознанию понятий, характеризующих время, свойства времени:
• Текучесть
• Необратимость
Публикация «Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе „Круглый год“» размещена в разделах
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2018
• Непрерывность
• Последовательность
• Неизменность
• Повторяемость
• Цикличность
• Продолжительность
2) Упражнять в использовании на практике осуществления знаково-символического моделирования
3) Стимулировать отражать в активной речи свои познания, называя времена года, названия месяцев.
4) Способствовать переходу от наглядно-образного мышления к ассоциативному, логическому
Предварительная работа:
• Чтение с последующим обсуждением содержания произведений:
В. Даль «Старик-годовик», С. Я. Маршак «12 месяцев», «Времена года», К. Д. Ушинский «Четыре желания»;
• Зарисовки: чудо-дерево, мой календарь – зимние забавы, дары осени, весна пришла – отворяй ворота, лето красное – солнце ясное;
• Словесно-дидактические игры: продолжи предложение, логические концовки, назови месяцы времен года, назови соседей.
• Настольно-печатные игры: «Логический поезд», «Времена года» - пазлы, «Что перепутал художник», «Найди сходство и отличие»;
• Игры-драматизации «Заюшкина избушка», «Снегурочка»;
• Индивидуальная работа: заучивание стихов, заучивание названия месяцев
Материальное обеспечение: наборы иллюстраций, предметных картинок, книги по данной теме, детские работы из серии «Веселый карандаш»
Ход занятия
1 часть занятия
За ширмой диалог Принцессы из сказки С. Я. Маршака «12 месяцев» и Профессора Чтокало.
Принцесса: Ах, куда это мы попали?
Воспитатель: В старшую группу №7 детского сада №459.
Принцесса: Вот они мне и помогут разобраться: Что? Зачем? и Почему?
Что? Когда? и Где?
Профессор: Столько вопросов. Неужели вы дадите на них ответы?
Воспитатель: Не сомневайтесь!
Принцесса: Что это за необычная картинка? Разве такое бывает?
Воспитатель: Как вы думаете, это одно и то же дерево?
Принцесса : Конечно же нет!
1 ребенок: А вот и неправильно! Это чудо- дерево – рябина в разное время года.
2 ребенок: А у меня есть вот такой календарик (показывает). Как вы думаете, Ваше Величество, что обозначают эти значки – символы?
Принцесса: Не знаю.
Дети: Это снежинка - зима, цветок - весна, букет - лето, лист - осень.
Принцесса: Ой, не люблю осень, она – дождливая.
Дети: Неправда! У природы нет плохих времен года, каждое по-своему ЗАМЕЧАТЕЛЬНО!
Чтение стихотворения «Придумала мать дочерям Имена».
Придумала мать дочерям имена,
Вот Лето и Осень, Зима и Весна.
Приходит Весна – зеленеют леса,
И птичьи повсюду звенят голоса.
А Лето пришло – всё под солнцем цветёт,
И спелые ягоды просятся в рот.
Нам щедрая Осень приносит плоды,
Дают урожаи поля и сады.
Зима засыпает снегами поля.
Зимой отдыхает и дремлет земля.
Кузнецова А. Времена года
Принцесса: Надоело, хочу играть!
Физкультурная пауза: Игра средней подвижности «Дед Мазай».
Дети вместе с Воспитателем придумывают:
ЗИМА – катание на лыжах
ОСЕНЬ – сбор грибов
ЛЕТО – плавание в реке
ВЕСНА – бегут ручьи и кораблики
2 часть занятия (сидя за столами)
Принцесса: Что за необычные часы? Почему они цветные?
Дети : Разные времена года – разные цвета!
Принцесса: А что обозначает каждый час?
Рассуждение детей: Каждый час – определенный месяц!
Принцесса: А как называется первый месяц года, второй, следующий?
Дети: Январь, февраль, март…
Принцесса: Ой, а эти цифры уже другого цвета – зеленого? Что это значит?
Дети: Это весна, март, апрель, май.
Принцесса : посмотрите, Профессор, а это уже красный цвет!
Дети: Это – лето, июнь, июль, август!
Профессор: не правда ли, это – СОВЕРШЕННО ВЕРНО.
Принцесса: смотрите, а вот желтый цвет. А почему здесь есть маленькая часть белого цвета?
Дети: желтый цвет – это осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, а белая часть – это последний зимний месяц года – декабрь.
Воспитатель: дети, а что мы знаем о последнем месяце года и первом зимнем месяце?
Дети: рассуждения и ответы детей.
- Открываем календарь – начинается январь – 1 месяц года, но второй зимний.
- А первый месяц зимы – ДЕКАБРЬ, но последний месяц года.
- И всего у Зимы три месяца – декабрь, январь, февраль.
При затруднении возможно, что ответ прозвучит от Профессора Чтокало:
открываем календарь – начинается январь.
Физкультурная пауза: Игра средней подвижности
«Ровным кругом друг за другом
Мы идем за шагом шаг.
Стой на месте! Дружно! Вместе!
Сделаем ВОТ ТАК!»
Показывать движения имитирующие – катание снежков, бросание снежков, катание на лыжах, на коньках, плавание.
3 часть занятия
Воспитатель : загадаю вам загадку – звучит фонограмма «Зима. Времена года»
Входит девочка в белой накидке с короной на голове - «Снежная королева», загадывает загадку про зиму. Присоединяются 3 ребенка с названиями зимних месяцев на шапочках:
Весна – зеленая накидка в цветах «Веснянка», загадка:
Я раскрываю почки,
В зеленые листочки
Деревья одеваю,
Посевы поливаю.
Движения полна
Зовут меня ….(ВЕСНА)
Лето – в шляпе с корзинкой ягод и фруктов, загадка:
Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою,
Я реки согреваю,
Купайтесь – приглашаю.
И любите за это вы меня, Я - …. (ЛЕТО)
Осень – с зонтом в осенних листьях, царица «Осень», загадка:
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен
И елочек, Я - (ОСЕНЬ).
Под фонограмму песни «Солнечный круг» дети и все участники встают в 3 круга и идут в разных направлениях: большой круг - дети, маленький круг – Чтокало, Лето, Осень, Зима, Весна, Принцесса, средний круг – дети в шапочках с названиями месяцев.