Елена Бобылева
Познавательное развитие детей 2–3 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательное развитие детей 2–3 лет
Материалы подготовила: педагог-психолог Бобылева Е. Н. МБДОУ "Детский сад №4", МБДОУ "Детский сад №68 "Теремок"
«Познавательное развитие детей 2-3 лет».
Познавательное развитие по ФГОС ДО – это развитие интересов, любознательности, познавательной мотивации, развитие воображения и творческой активности.
Публикация «Познавательное развитие детей 2–3 лет» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
Познавательные процессы – это система психических функций, обеспечивающих отражение, познание субъектом явлений объективного мира, т. е. природной и социальной среды.
Познавательная сфера личности включает:
- Ощущения, восприятие, внимание, память, мышление, воображение.
Ощущение
С ощущением ребенок уже рождается – это первая форма познания окружающей действительности.
С ощущений начинается развитие человека. Различают пять основных видов ощущений:
1. Вкусовые
2. Тактильные
3. Обонятельные
4. Зрительные
5. Слуховые
Восприятие в раннем возрасте, это освоение основных сенсорных эталонов цвета, формы и величины.
Цвета Красный, синий, зеленый, желтый, коричневый, черный, белый Узнавание, называние, соотнесение
Формы Шар - круг, куб - квадрат, треугольник Узнавание, называние, соотнесение
Величины Большой - маленький, длинный - короткий, высокий - низкий, широкий - узкий, толстый - тонкий Узнавание, называние, соотнесение
Пространства Далеко - близко, высоко - низко Узнавание, называние, соотнесение
Эмоционального состояния Радость, грусть, гнев Узнавание, называние, соотнесение
Восприятие также носит непроизвольный характер, он может выделить в предмете лишь его ярко выраженные признаки, часто являющиеся второстепенными.
Внимание – это один из сложных познавательных процессов.
Если нет внимания, то все напрасно.
Внимание состоит из четырех свойств:
1) концентрация;
2) устойчивость;
3) переключение;
4) распределение.
Концентрация - это степень сосредоточенности сознания на одном и том же предмете, объекте деятельности. Концентрация внимания в раннем возрасте непроизвольная. Если понравился вид деятельности, то ребенок увлекается.
Устойчивость – это характеристика внимания во времени. Она определяется длительностью сохранения внимания на одном и том же объекте и одной и той же задаче.
Непроизвольное внимание основано на интересе. У детей раннего возраста устойчивость внимания 5 минут.
Переключение – это скорость перемещения фокуса внимания с одного объекта на другой, перехода от одного вида деятельности к другому. Переключение внимания не зависит от возраста, а зависит от темперамента.
У сангвиника и холерика процесс переключения хороший и плохой уровень у флегматиков и меланхоликов. Переключение внимания можно натренировать.
Распределение – это свойство внимания, проявляющееся в процессе деятельности выполнения не одного, а нескольких действий одновременно. Распределение внимания в раннем возрасте не развито вообще и не формируется. Это приобретение дошкольного возраста.
Особенности развития внимания у детей раннего возраста :
- Первые признаки внимания появляются на 2-3 недели жизни, в виде слухового и зрительного сосредоточения.
- В раннем возрасте внимание ребенка отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям.
- Ребенок сосредоточен до тех пор, пока не угаснет интерес.
- Появление нового предмета вызывает переключение внимания.
Память – это сложный психический процесс, определяющий как запечатление, сохранение, узнавание и воспроизведение человеком его опыта.
Память в раннем возрасте непроизвольна, ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить и не прилагает никаких усилий для запоминания. В его памяти запечатлеваются интересные, эмоциональные, красочные события и образы, а третий и четвертый год жизни –становятся годами первых детских воспоминаний.
Воображение – психический процесс создания образа
предмета путем преобразования
реальности.
Виды воображения:
- произвольное;
- непроизвольное.
В раннем возрасте воображение не развито, так как оно основано на процессах памяти и мышления. У детей раннего возраста нет опыта, чтобы придумать что-то новое. Воображение начинает развиваться только в дошкольном возрасте.
Мышление – это высший интеллектуальный познавательный процесс. Оно дает возможность познавать такие предметы и явления, которые не могут быть непосредственно восприняты органами чувств.
Виды мышления:
1. Наглядно-действенное – познание с помощью манипулирования предметами – игрушками.
2. Наглядно-образное – познание с помощью
представлений предметов, явлений.
3. Словесно-логическое – познание с помощью
понятий, слов, рассуждений.
В развитии внимания формируется наглядно-действенное мышление (оно является ведущим до 3 лет). Больше никакого мышления не формируется. Ребенок думает с помощью рук.
Предметная деятельность
3 этапа:
1) Установление связи предмета с его назначением;
2) Использование предмета строго по назначению;
3) Свободное использование для других целей.
До полутора лет развивается функция понимания речи, а далее - до двух лет - идет увеличение словарного запаса и активной речи. Значительно обогащается в этот период жестовая речь, мимика. Однако родителям уже не следует быть очень догадливыми (ма-машина, су - стул) и продолжать понимать ребенка с полуслова. После полутора лет старайтесь, чтобы малыш произносил слово целиком, точно выражал свои желания. Сверхзаботливая мама, угадывающая желания ребенка еще до того, как он их высказал, тормозит его речь.
При нормальном речевом развитии к концу второго года словарный запас ребенка возрастает до 300 слов, и в него входят уже не только названия предметов, но и их качеств, а далее появляется и фразовая речь.
Игры на развитие познавательной сферы ребенка
«Нанизываем бусы»
Предложите детям изготовить «бусы» для большой игрушки (медведя, тигра, бегемота и т. п.). Подготовьте куски гибкой проволоки и «бусины» — разнообразные предметы с большими отверстиями. Это могут быть катушки, кольца от пирамидок, кольца для штор, детали от конструктора, обрезанные с двух сторон пластиковые бутылки и пр. Самым младшим детям легче действовать с крупными деталями, более старшим можно предлагать детали меньшего размера. Кто-то из детей сможет нанизывать «бусы» не только на проволоку, но и на веревочку. Можно предложить нескольким малышам делать одни бусы вместе с воспитателем: по очереди нанизывать «бусины» на веревку. Готовое изделие наденьте на игрушку, поблагодарите детей от ее имени.
«Шнуровка»
Разнообразные приспособления для шнуровки можно приобрести в магазинах игрушек: большие деревянные пуговицы и деревянная иголка со шнурком,деревянный «сыр» с дырками, набор для «вышивания» - натянутая на рамку канва с большими ячейками и деревянная игла со шнурком и др. Самые маленькие дети смогут продевать шнурок в любые отверстия, более старшие — «вышивать» узоры, продевая шнурок в нужные отверстия.
«Игры с кубиками»
Разнообразные наборы кубиков из дерева, пластмассы, поролона и др. Желательно, чтобы были кубики с предметными и сюжетными картинками, с изображением букв и цифр. Прежде чем организовывать игры-занятия с кубиками, дайте малышам возможность свободно поиграть с ними. Самые маленькие дети будут брать их в руки, передвигать, бросать, постукивать, ставить друг на друга и т. д.
«Составные картинки»
Более сложным вариантом плоскостного конструирования является работа с разрезными картинками. Собирая картинку по образцу, ребенок подбирает детали по цвету, рисунку, прикладывает их друг к другу, путем проб и ошибок отыскивает правильный вариант их соединения.
«Мозаика»
Занятия с мозаикой очень полезны как для познавательного развития ребенка, так и для развития целенаправленности. Детям раннего возраста следует предлагать мозаики, состоящие из крупных элементов, которыми легко действовать. Выберите из предлагающихся к мозаике образцов самые простые, состоящие из небольшого числа деталей. Это могут быть домик с прямой крышей, цветок с тремя-четырьмя лепестками или простой геометрический узор.
Рассмотрите с ребенком образец, помогите подобрать необходимые по цвету и форме элементы.