Татьяна Ивчатова
Познавательное развитие детей младших дошкольников (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательное развитие детей младших дошкольников.
(из опыта рабо
ты)[/b][/h3]
Почему маленькие дети такие любопытные?
Мир, развертывающийся перед глазами ребенка огромен и многолик.
Малыша интересует все: люди, предметы, пространство, животные, растения, явления природы и т. д.
Публикация «Познавательное развитие детей младших дошкольников (из опыта работы)» размещена в разделах
Однако ребенку еще трудно понять взаимосвязь между явлениями окружающей действительности. Малыш познает мир по-своему, по-детски, на эмоционально – чувственной, ориентировочной основе, в первую очередь усваивая лишь то, что лежит на поверхности и доступно его пониманию. В данный период жизни он накапливает впечатления, расширяет чувственный (сенсорный) опыт. Сенсорное развитие ребенка-это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине свойствах положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько ребенок слышит, видит, осязает окружающее. В детском саду ребенок обучается рисованию лепке, конструированию знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоте. Овладения знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов, их учета и использования. Так для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно уловить особенности его формы, цвета.
Конструирование требует исследования формы предмета, его строения. Чтобы получить отчетливые представления о явлениях живой и неживой природы, необходимо ориентироваться во внешних свойствах предметов. Знакомство с геометрическими фигурами, сравнение объектов по величине позволяет ребенку легче осваивать основы математики. Для усвоения грамоты огромную роль играет слух и зрительное начертание букв. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от сенсорного развития. Я считаю, что сенсорное развитие является фундаментом общего развития ребенка. В каждом возрасте по сенсорному воспитанию стоят свои задачи. Дети третьего года жизни должны научиться выделять цвет, форму и величину, как особые признаки предмета, накапливать представления об основных разновидностях цвета,
формы и об отношении между двумя предметами по величине. Сенсорное воспитание в этот период – основной вид воспитания вообще. Ребенок приходит в сад. Его окружают новые предметы, незнакомые люди, он получает много новых впечатлений. Из своего опыта своей работы, я заметила, что дети, пришедшие из дома в детский сад, испытывают «сенсорный голод» .Это ведет к задержки общего развития детей. Поэтому в группе я стараюсь создать благоприятные условия для познавательной деятельности ребенка, обеспечить изменчивость и разнообразие предметной среды. Я стараюсь создать психологическую атмосферу, чтобы каждый ребенок чувствовал, что его принимают и любят таким какой он есть. Поощряю самостоятельность и любознательность детей. Постоянно использую в речи слова, обозначающие цвет, размер, форму предметов. Я считаю, что малыш должен свободно проявлять свои желания и интересы, если отвести ему место для игр с предметами, игрушками, то о развитии своего мышления ребенок позаботится сам «он экспериментатор и изобретатель» .
Поэтому я большое внимание уделяю сенсорному воспитанию, провожу пальчиковую гимнастику, развиваю глазомер, сопровождаю действие ребенка словом, обогащаю его словарь, развиваю речь. Большое место в работе отважу занятиям с предметами. Эти занятия воспитывают сосредоточенность, развивают сообразительность детей.